ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2020

Просмотров: 413

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ТЕМА 10: Принцип народности и его реализация в российской педагогике XIX в..

Вопросы для обсуждения:

  1. Принцип культуросообразности в истории образования.

  2. Социально-экономическая и политическая характеристика 50-60-х гг. 19 века. Идея общечеловеческого воспитания Н.И.Пирогова.

  3. Идея народности в воспитании (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский).

  4. Идея свободы в деятельности Яснополянской школы Л.Н.Толстого.

  5. Понятия "культура межнационального общения", "толерантность". Изучение культуры и истории народа как средство формирования этнического сознания.

Задания для самостоятельной работы:

1. Провести сравнительный анализ традиционных подходов к воспитанию в различных национальных культурах; выявить общее и особенное, проиллюстрировать подбором традиций, обычаев.

2. Заполните таблицу:

Автор

Народность – это

Средства реализации принципа народности





Литература:


  1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для вузов /Под ред. З.И.Васильевой. – М.: Академия, 2001.

  2. Латышина Д.И.История педагогики. Воспитание и образование в России (X – нач. ХХ вв.) – М.,1998.

  3. Бережнова Л.Н., Набок И.Л., Щеглов В.И. Этнопедагогика. Издательский центр «Академия», 2008

  4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Издательский центр «Академия», 1999.

  5. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: Поликультурное воспитание в России и за рубежом. Издательство: Сфера, 2007 г



ТЕМА 11: Педагогика среды С.Т.Шацкого, В.Н.Сороки-Росинского и А.С.Макаренко.

Вопросы для обсуждения:


1. Особенности становления и развития советской школы и педагогики в 20-е годы 20 века в России: основные направления педагогической мысли, типы школ и специфика их деятельности.

2. Трудовая школа – школа будущего, школа работы в педагогике С.Т.Шацкого.

3. Педагогика В.Н.Сороки-Росинского в работе с трудными подростками.

4. Социально-педагогический эксперимент А.С.Макаренко.


Задания для самостоятельной работы:


1. На основе изучения учебной литературы выявить основные педагогические течения начала 20-х годов и дать их краткую характеристику.

2. Составить на основе анализа литературы сравнительную таблицу взглядов В.Н. Сороки-Росинского и А.С. Макаренко по вопросам воспитания «трудных детей»:

Основные положения

А.С.Макаренко

В.Н.Сорока-Росинский

Ведущий принцип воспитания



Цель воспитания



Тип учреждения



Местонахождение ОУ



Пути перевоспитания



Формы и методы организации детей



Организация труда



Воспитательная работа



Требования к педагогу



3. Подготовить мини-сообщения на одну из тем:

  • Психологически взгляды В.Н.Сороки-Росинского.

  • Годы исканий С.Т.Шацкого.

  • А.С.Макаренко – педагог и писатель.



Литература:


1. История педагогики. В 2-х частях. Учебное пособие для педагогических ун-ов/ Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. – М.,1998.

2. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 в.: Учеб. пособие для пед.вузов / Пискунов А.И. и др.- М.: Сфера, 2001.

3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для вузов /Под ред. З.И.Васильевой. – М.: Академия, 2001.

4. Латышина Д.И.История педагогики. Воспитание и образование в России (X – нач. ХХ вв.) – М.,1998.

5. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса.// Пед. соч. в 8-ми тт. – М., 1984

6. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания//Там же.

7. Сорока-Росинский. Школа Достоевского. Пед.сочинения\ Сост. А.Т.Губко.- М.: Педагогика, 1991.

8. Шацкий С.Т. На пути к трудовой школе//Избр. пед. соч. в 2-х тт. – М.,1965. – Т2.



Тема 12: Новаторские поиски и идейная борьба в советской педагогике 20-х, 30-х годов.


Вопросы для обсуждения:


  1. Проблема взаимоотношения школы и общества в условиях социалистического строя. Борьба с теорией «отмирания школы».

  2. Проблема воспитания личности в коллективе как особая область марксистской педагогики и ее противопоставление концепциям воспитания индивидуальности в буржуазной педагогике. (см. стр. 131-139. История педагогики).

  3. Идеал новой трудовой политехнической школы.

  4. Опытно-показательные школы Наркомпроса и их роль в становлении основ социалистической педагогики.


Задания для самостоятельной работы:


1. Подберите примеры-иллюстрации методов коллективного воспитания из книг А.С. Макаренко «Педагогическая поэма», Г. Белых, А. Пантелеев «Республика ШКИД».

2. На основе первоисточников представьте теоретическую модель или схему воспитательного процесса исследуемого периода.

Литература:


  1. История педагогики. Пискунов. ч.II 1999 г.

  2. Анисов М.И. Источники изучения советской школы и педагогики. Стр. 65-80.

  3. Блонский П.П. О наиболее типичных ошибках при организации трудовой школы. Избр. пед. соч.: в 2-х т. - М., 1979 г., т.1, стр. 165-180.

  4. Крупская Н.К. К вопросу о целях школы. Пед. соч.: в 6-и т. - М., 1978 г., т.2, стр. 172-173.

  5. Крупская Н.К. О политехнизме. Там же. - М., 1979 г.,т.4, стр. 40-42.

  6. Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики 1917-1987 гг. - М., 1987 г. гл.1,2.

  7. Основные принципы единой трудовой школы. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. - М., 1972 г., стр. 71 - 81.

  8. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917-1941). М., 1980, ч.1, гл. 2, 3, 4, 8.



Тема 13: Проблема нравственного воспитания в педагогических теориях.


Вопросы для обсуждения:

1. Какие идеи нравственного воспитания заложены педагогами эпохи Возрождения? (Мишель Монтень, Томас Мор, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский и др.)

2. Покажите развитие теории нравственного воспитания в трудах просветителей (Гельвеции и Дидро) и утопистов (Р.Оуэн).


3. Соотношение свободы и долга (ответственности) как основа нравственности ( по произведениям Ж.-Ж.Руссо).

4. Дисциплина - средство развития нравственности ( по произведениям И.Ф.Гербарта)

  1. Религиозное воспитание - воспитание нравственности.


Задания для самостоятельной работы

1. Продумайте над следующими вопросами:

- Чем вызваны изменения в подходах к решению проблем нравственного воспитания в разные исторические эпохи, в разных педагогических системах?

- В чем Вы видите сходство, а в чем отличие теоретических воззрений педагогов прошлого ?

2. Раскройте сущность взглядов на нравственное воспитание в разных педагогических теориях, заполнив следующую таблицу:____

Название пед.

Цель нравств.

Качества

Принципы

Формы и

теории,

воспитания

личности,

нравствен.

методы

системы; ее


формируемые

воспитания

нравств.

автор, эпоха


при достижении


воспитани



цели нравств.


я



воспитания



Литература

1. Аристотель. Этика. Политика. Поэтика // Собр. соч.: в 4-х т.т., Т.4, М., 1984.

2. Гельвеции. О человеке // Соч.: в 2-х т.т., Т.2, М., 1974.3. Жураковский Т.С. Очерки по истории античной педагогики. М, 1963.

4. Монтень М. О воспитании детей //Опыты: В 3-х книгах, Кн. 1 и 2., 1979 -С. 135-166.

5. Мор Томас. Утопия. -М., 1953, С. 117-167.

6. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Первая книга. Гл. 14, 15, 21-24 Л., 1938.

7. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании //Лед. соч. -М, 1981., Т.1.

8. Сенека Л.П. Нравственные письма к Луцилию. -М., 1977.

  1. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. Гл. 13, 14, 32 -М., 1991.