ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.06.2020
Просмотров: 425
Скачиваний: 5
ТЕМА 10: Принцип народности и его реализация в российской педагогике XIX в..
Вопросы для обсуждения:
-
Принцип культуросообразности в истории образования.
-
Социально-экономическая и политическая характеристика 50-60-х гг. 19 века. Идея общечеловеческого воспитания Н.И.Пирогова.
-
Идея народности в воспитании (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский).
-
Идея свободы в деятельности Яснополянской школы Л.Н.Толстого.
-
Понятия "культура межнационального общения", "толерантность". Изучение культуры и истории народа как средство формирования этнического сознания.
Задания для самостоятельной работы:
1. Провести сравнительный анализ традиционных подходов к воспитанию в различных национальных культурах; выявить общее и особенное, проиллюстрировать подбором традиций, обычаев.
2. Заполните таблицу:
№ |
Автор |
Народность – это |
Средства реализации принципа народности |
|
|
|
|
Литература:
-
История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для вузов /Под ред. З.И.Васильевой. – М.: Академия, 2001.
-
Латышина Д.И.История педагогики. Воспитание и образование в России (X – нач. ХХ вв.) – М.,1998.
-
Бережнова Л.Н., Набок И.Л., Щеглов В.И. Этнопедагогика. Издательский центр «Академия», 2008
-
Волков Г.Н. Этнопедагогика. Издательский центр «Академия», 1999.
-
Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: Поликультурное воспитание в России и за рубежом. Издательство: Сфера, 2007 г
ТЕМА 11: Педагогика среды С.Т.Шацкого, В.Н.Сороки-Росинского и А.С.Макаренко.
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности становления и развития советской школы и педагогики в 20-е годы 20 века в России: основные направления педагогической мысли, типы школ и специфика их деятельности.
2. Трудовая школа – школа будущего, школа работы в педагогике С.Т.Шацкого.
3. Педагогика В.Н.Сороки-Росинского в работе с трудными подростками.
4. Социально-педагогический эксперимент А.С.Макаренко.
Задания для самостоятельной работы:
1. На основе изучения учебной литературы выявить основные педагогические течения начала 20-х годов и дать их краткую характеристику.
2. Составить на основе анализа литературы сравнительную таблицу взглядов В.Н. Сороки-Росинского и А.С. Макаренко по вопросам воспитания «трудных детей»:
Основные положения |
А.С.Макаренко |
В.Н.Сорока-Росинский |
Ведущий принцип воспитания |
|
|
Цель воспитания |
|
|
Тип учреждения |
|
|
Местонахождение ОУ |
|
|
Пути перевоспитания |
|
|
Формы и методы организации детей |
|
|
Организация труда |
|
|
Воспитательная работа |
|
|
Требования к педагогу |
|
|
3. Подготовить мини-сообщения на одну из тем:
-
Психологически взгляды В.Н.Сороки-Росинского.
-
Годы исканий С.Т.Шацкого.
-
А.С.Макаренко – педагог и писатель.
Литература:
1. История педагогики. В 2-х частях. Учебное пособие для педагогических ун-ов/ Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. – М.,1998.
2. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 в.: Учеб. пособие для пед.вузов / Пискунов А.И. и др.- М.: Сфера, 2001.
3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для вузов /Под ред. З.И.Васильевой. – М.: Академия, 2001.
4. Латышина Д.И.История педагогики. Воспитание и образование в России (X – нач. ХХ вв.) – М.,1998.
5. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса.// Пед. соч. в 8-ми тт. – М., 1984
6. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания//Там же.
7. Сорока-Росинский. Школа Достоевского. Пед.сочинения\ Сост. А.Т.Губко.- М.: Педагогика, 1991.
8. Шацкий С.Т. На пути к трудовой школе//Избр. пед. соч. в 2-х тт. – М.,1965. – Т2.
Тема 12: Новаторские поиски и идейная борьба в советской педагогике 20-х, 30-х годов.
Вопросы для обсуждения:
-
Проблема взаимоотношения школы и общества в условиях социалистического строя. Борьба с теорией «отмирания школы».
-
Проблема воспитания личности в коллективе как особая область марксистской педагогики и ее противопоставление концепциям воспитания индивидуальности в буржуазной педагогике. (см. стр. 131-139. История педагогики).
-
Идеал новой трудовой политехнической школы.
-
Опытно-показательные школы Наркомпроса и их роль в становлении основ социалистической педагогики.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подберите примеры-иллюстрации методов коллективного воспитания из книг А.С. Макаренко «Педагогическая поэма», Г. Белых, А. Пантелеев «Республика ШКИД».
2. На основе первоисточников представьте теоретическую модель или схему воспитательного процесса исследуемого периода.
Литература:
-
История педагогики. Пискунов. ч.II 1999 г.
-
Анисов М.И. Источники изучения советской школы и педагогики. Стр. 65-80.
-
Блонский П.П. О наиболее типичных ошибках при организации трудовой школы. Избр. пед. соч.: в 2-х т. - М., 1979 г., т.1, стр. 165-180.
-
Крупская Н.К. К вопросу о целях школы. Пед. соч.: в 6-и т. - М., 1978 г., т.2, стр. 172-173.
-
Крупская Н.К. О политехнизме. Там же. - М., 1979 г.,т.4, стр. 40-42.
-
Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики 1917-1987 гг. - М., 1987 г. гл.1,2.
-
Основные принципы единой трудовой школы. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. - М., 1972 г., стр. 71 - 81.
-
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917-1941). М., 1980, ч.1, гл. 2, 3, 4, 8.
Тема 13: Проблема нравственного воспитания в педагогических теориях.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие идеи нравственного воспитания заложены педагогами эпохи Возрождения? (Мишель Монтень, Томас Мор, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский и др.)
2. Покажите развитие теории нравственного воспитания в трудах просветителей (Гельвеции и Дидро) и утопистов (Р.Оуэн).
3. Соотношение свободы и долга (ответственности) как основа нравственности ( по произведениям Ж.-Ж.Руссо).
4. Дисциплина - средство развития нравственности ( по произведениям И.Ф.Гербарта)
-
Религиозное воспитание - воспитание нравственности.
Задания для самостоятельной работы
1. Продумайте над следующими вопросами:
- Чем вызваны изменения в подходах к решению проблем нравственного воспитания в разные исторические эпохи, в разных педагогических системах?
- В чем Вы видите сходство, а в чем отличие теоретических воззрений педагогов прошлого ?
2. Раскройте сущность взглядов на нравственное воспитание в разных педагогических теориях, заполнив следующую таблицу:____
Название пед. |
Цель нравств. |
Качества |
Принципы |
Формы и |
теории, |
воспитания |
личности, |
нравствен. |
методы |
системы; ее |
|
формируемые |
воспитания |
нравств. |
автор, эпоха |
|
при достижении |
|
воспитани |
|
|
цели нравств. |
|
я |
|
|
воспитания |
|
|
Литература
1. Аристотель. Этика. Политика. Поэтика // Собр. соч.: в 4-х т.т., Т.4, М., 1984.
2. Гельвеции. О человеке // Соч.: в 2-х т.т., Т.2, М., 1974.3. Жураковский Т.С. Очерки по истории античной педагогики. М, 1963.
4. Монтень М. О воспитании детей //Опыты: В 3-х книгах, Кн. 1 и 2., 1979 -С. 135-166.
5. Мор Томас. Утопия. -М., 1953, С. 117-167.
6. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Первая книга. Гл. 14, 15, 21-24 Л., 1938.
7. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании //Лед. соч. -М, 1981., Т.1.
8. Сенека Л.П. Нравственные письма к Луцилию. -М., 1977.
-
Эразм Роттердамский. Похвала глупости. Гл. 13, 14, 32 -М., 1991.