Файл: Виды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прежде чем приступить к анализу состояния налогового федерализма, необходимо определить основные специфические особенности современного федерализма как системы власти. В целом федерализм и определяется как система власти, при которой по Конституции ряд властных функций передается независимом региональным органам при верховной власти у центрального правительства – носителя национального суверенитета. Современный федерализм принято квалифицировать как конкурентный федерализм. Его основой является «принцип субсидиарности», означающий, что конкретные задачи сравнительно небольших коллективов должны решаться на возможно более низком уровне власти. И только такой подход может обеспечивать высокую степень независимости и, следовательно, подлинной демократизации управления. В свою очередь каждое движение в сторону централизации ведет к ограничению гражданских и избирательных прав населения, когда усиливается «анонимность» власти.

Понятие «субсидиарности» раскрывается в ряде принципов, первым из которых является принцип «происхождения». Он относится к свободной торговле товарами и услугами и означает, что местные власти не должны проверять или лицензировать подлежащие продаже товары, поставщики которых получили лицензии в другом районе страны. Тогда у местных властей появляются возможности расширения базы налогообложения за счет привлечения «чужих» предпринимателей и стимул к соперничеству в области установления правил, наилучшим образом отвечающих нуждам граждан. Следующий принцип – «исключительности», т. е. эксклюзивное, четкое и определенное возложение ответственности за коллективные действия на данный уровень власти. Третьим принципом, необходимым для обеспечения эффективного функционирования конкурентного федерализма, является «фискальная эквивалентность». Он означает, что каждая административная территория должна финансировать свои властные функции, переданные ей или взятые ею на себя, за счет средств, полученных от налогов, сборов и заимствований, за которые она несет ответственность. Государственные расходы «дисциплинируются» благодаря необходимости собирать налоги или брать в долг. Неэффективности компромиссов, паразитизма и многих политических конфликтов можно избежать, если покончить с трансфертами между органами власти. И только фискальная децентрализация в сочетании с фискальной эквивалентностью (платность за все государственные услуги) может создать для местных органов власти стимул к расширению базы доходов и развития. Этот принцип означает также, что все уровни власти имеют право создавать и развивать свои налоговые системы.


Все вышеупомянутые принципы, вместе определяющие конкурентный федерализм, имеют тенденцию усиливать один другого. А при нарушении хотя бы одного из них страдает конкуренция между территориями. Например, право Центра устанавливать все ставки налогов наносит серьезный удар по независимости и ответственности местных властей и т. д. Таким образом, подлинный конкурентный федерализм может быть понят только как взаимосвязанное целое.

Система налогообложения при федеративном государственном устройстве должна быть структурирована исходя из указанных принципов и поэтому серьезно отличается от подходов к ее формированию в унитарном государстве. У последнего политическая воля сосредоточивается в едином центре, а местные самоуправляемые корпорации все-таки не имеют статуса государственного суверенитета. В федеративном государстве существуют по крайней мере два уровня с подлинным государственным суверенитетом – центральный и региональный. Но для соблюдения целостности государства необходимо обеспечить единое налоговое законодательство с двухканальной системой. Для иллюстраций этих положений необходимо рассмотреть конкретные налоговые системы объединенных федерацией государств.[36]

2.2 Принципы построения налоговой системы и ее элементы

Принцип — основополагающее правило, основа чего-либо, следовательно, принципы налогообложения — это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере.

Наиболее известными являются принципы налогообложения, изложенные А. Смитом в книге “Исследование о природе и причинах богатства народов”.

Адам Смит выделил следующие принципы:

  • справедливости — налог должен собираться со всех налогоплательщиков постоянно, т. е. “каждый гражданин обязан платить налоги сообразно своему достатку”;
  • определенности — обложение налогами должно быть строго фиксированным, а не произвольным;
  • удобства плательщика при уплате налога — взимание налога не должно причинять плательщику неудобства по условиям места и времени;
  • экономичности — издержки по изъятию налогов должны быть меньше, чем сумма самих налогов.

Принципы налогообложения, предложенные А. Смитом, присущи налогу как объективной экономической категории вне зависимости от конкретного государства и времени, поэтому их иногда называют фундаментальными принципами.[37]


Немецкий экономист Адольф Вагнер (1835–1917) в конце XIX в. концептуально дополнил принципы А. Смита. Смит считал налоги источником покрытия непроизводительных затрат государства и потому защищал права плательщиков. Вагнер руководствовался теорией коллективных потребностей и, следовательно, первостепенное значение придавал финансовым принципам достаточности и эластичности обложения. Принципы налогообложения стали представлять собой систему, которая учитывала интересы и плательщиков, и государства с приоритетом последнего. Таким образом, финансовая наука поставила вопрос о сбалансированности финансовых интересов государства и плательщиков.

А. Вагнер предлагал девять основных правил, объединенных в четыре группы. I. Финансовые принципы организации обложения:

  1. достаточность обложения;
  2. эластичность (подвижность) обложения.

II. Народнохозяйственные принципы:

  1. надлежащий выбор источника обложения, в частности, решение вопроса, должен ли налог падать на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом;
  2. правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их переложения.

III. Этические принципы, принципы справедливости:

  1. всеобщность обложения;
  2. равномерность обложения.

IV. Административно-технические правила, или принципы налогового управления:

  1. определенность обложения;
  2. удобство уплаты налога;
  3. максимальное уменьшение издержек взимания.[38]

К совершенствованию формулировок принципов налогообложения возвращаются и современные ученые. Так, немецкий экономист X. Халлер считает, что налоговая система достигает эффективности при соблюдении следующих условий:

  1. обложение должно быть построено так, чтобы затраты государства при его осуществлении были настолько низкими, насколько это возможно (принцип дешевизны обложения);
  2. взимание налогов должно предусматривать, чтобы затраты плательщика, связанные с процедурой выплаты, были минимальными (принцип дешевизны уплаты налогов);
  3. уплата налогов должна быть как можно менее ощутимым бременем для плательщика с тем, чтобы не ущемлять его предпринимательскую активность (принцип ограничения бремени налогов);
  4. обложение не должно быть помехой ни для «внутренней» рациональной организации производства, ни для его ориентации на структуру потребностей, т.е. «внешней» рациональности (принцип рациональности);
  5. процесс обложения должен быть организован так, чтобы он в наибольшей степени мог способствовать (через накопление денежных ресурсов) реализации политики конъюнктуры и занятости (конъюнктурная эффективность);
  6. процесс обложения должен влиять на распределение доходов с целью придания ему большей справедливости (эффективность распределения);
  7. в процессе определения «налоговой платежеспособности» частных лиц и уточнения расчетов с ними следует минимально требовать предъявления сведений, затрагивающих личную жизнь граждан (уважение к частной сфере);

следует добиваться того, чтобы комбинация налогов образовывала единую систему, в которой каждый налог имеет свою конкретную цель. При этом не следует допускать ни взаимного перехлеста налогов, ни наличия «люков» между ними (внутренняя замкнутость).

3. Налоговая политика

3.1 Понятие, сущность и основных виды налоговой политики

Обеспечение развития страны, решение социальных проблем общества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику. Рыночная экономика вовсе не означает, что государство должно устраняться от процессов управления и регулирования. Напротив, в период создания основ механизма рыночных отношений (современный период развития российской экономики) усиливается регулирующая роль государства в развитии экономики. Первым, кто это заметил и сделал соответствующий прогноз, был немецкий экономист А. Вагнер (1835–1917). его расчеты и теоретические выкладки были поистине революционны, так как он один из самых первых понял ограниченность рынка, разделил экономику на два сектора – государственный и частный и сформулировал закон возрастающей государственной активности. В соответствии с последним во всех странах, где быстро развиваются рыночные отношения, государственные расходы должны увеличиваться. Кроме того, по мнению А. Вагнера, в условиях рынка именно государственная финансовая политика определяет социальный и научно-технический прогресс. Вместе с тем эти процессы не должны вмешиваться в производственно-финансовую деятельность хозяйствующих субъектов. Государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их помощью регулировать экономические процессы.

Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика.[39]

Налоговая политика — система мероприятий, проводимых государством в области налогов и сборов; составная часть финансовой политики государства. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества, состоянием экономики и государственных финансов.

Арсенал методов осуществления налоговой политики чрезвычайно многообразен. Он включает нормы законодательства, регламентирующие ускоренную амортизацию основного капитала (фондов), применение скидок на истощение недр, полное или частичное освобождение от налогообложения отдельных предприятий и отраслей. Налоговые мероприятия широко используются для стимулирования инвестиций (часть прибыли отчисляется в инвестиционный фонд и не облагается налогом) и проведения региональной политики. Системы уменьшения налоговых обязательств по налогообложению прибыли при слиянии компаний, поглощении монополиями мелких, малорентабельных или убыточных предприятий, государство в интересах корпораций способствует концентрации производства и капитала. От обложения полностью или частично может освобождаться прибыль, направляемая на проведение НИОКР, обучение и переподготовку персонала и другие социально значимые цели. Устанавливаемые в соответствии с целями налоговой политики налоговые льготы стимулируют создание частных научно-исследовательских учреждений за счет средств необлагаемых благотворительных фондов или специально выделенных средств компаний. Важной составной частью налоговой политики выступает политика государства в сфере взимания таможенных пошлин и сборов.[40]


Налоговая политика — система целенаправленных экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогов.

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налоговой нагрузки в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

Налоговая политика отражает совокупность трех основных этапов разработки и совершенствования налоговой системы государства:

  1. разработка научно обоснованных концепций развития налоговой системы;
  2. выбор наиболее оптимальной концепции создания налоговой системы с учетом текущей ситуации и перспектив, а также направления совершенствования налоговой системы в будущем;
  3. разработка и реализация практических действий и мер, позволяющих создать наиболее эффективную налоговую систему.

При проведении налоговой политики преследуются следующие цели:

  • фискальная — формирование доходов бюджета посредством налогов и сборов;
  • экономическая — использование налогового механизма для проведения структурных преобразований экономики, стимулирования бизнеса, а также инвестиционной и инновационной активности, регулирования спроса и предложения;
  • социальная — снижение через систему налогообложения неравенства в уровнях доходов различных слоев населения, социальная защита граждан; • экологическая — рациональное использование ресурсов и защита окружающей среды, в частности за счет усиления роли соответствующих налогов и штрафов;
  • контрольная — проведение налоговых проверок с целью принятия государством стратегических и тактических решений в экономике и социальной политике;
  • международная — заключение с другими странами соглашений об избежание двойного налогообложения, снижении таможенных пошлин для стимулирования предпринимательской деятельности.[41]

Методы государственного регулирования условно подразделяются на прямые и косвенные. Прямые основываются на властно-распорядительных отношениях, а косвенные, к которым относится и политика в сфере налогообложения, предполагают создание экономической заинтересованности или незаинтересованности в определенных действиях. Как правило, косвенные экономические методы государственного регулирования более удачно вписываются в существующую реальность, и поэтому в рамках рыночной системы они получили наиболее широкое распространение.[42]