Файл: Инвестиционная политика в Российской Федерации в современных условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Созданная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без наличия четкого механизма ее осуществления. Он, как правило, должен содержать следующее:

  1. выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;
  2. установление сроков и выбор органов, ответственных за осуществления инвестиционной политики;
  3. создание необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций;
  4. создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.[17][17]

При формировании и осуществления инвестиционной политики государства необходимо выполнять следующие принципы организации:

Принцип системности считается одним из характеризующих принципов инвестиционной политики. Его выполнение позволяет осуществлять инвестиционную политику с учетом стратегических целей финансовой, научно - технической, амортизационной, производственной и иных видов политики. Данный принцип реализуется на основе установлению ограниченных централизованных капитальных вложений и государственного финансирования инвестиционных проектов производственного назначения согласно с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе. В графике 1 представлен график в динамике объем бюджетного финансирования федеральных целевых программ.

Принцип приоритетности инвестиционной политики предполагает акцентирование основных направлений инвестирования, которые позволяют обеспечить высокий уровень его эффективности, способствует качественному экономическому росту, социальному развитию и увеличению конкурентоспособности экономики. Создается и анализируется комплекс направлений, проектов инвестирования, в соответствии положениям приоритетности, определяются согласно данным критериям. В рамках важности Правительством Российской Федерации поставлено существенное увеличение практики совместного государственно-частного партнерства в финансировании инвестиционных проектов через концессионные механизмы. Доля бюджетных ассигнований в 2015 г. на федеральные целевые программы в разрезе приоритетов, для примера представлена в графике 2.

Принцип эффективности считается целью любой экономической деятельности, и тем более инвестирования, выполнения этого принципа в инвестиционной политике подразумевает наличие позитивных результатов инвестирования хотя бы по одному показателю. Трансформация производства на новый качественный уровень обеспечивают инвестиции в производство основного капитала. Для экономики Российской Федерации этот переход считается актуальнейшей задачей. Производство в развитых государствах находится уже на стадии четвертого технологического уклада (машинное, в основном амортизированное производство в наукоемких отраслях с использованием электронных технологий управления). Происходит трансформация к следующему укладу, что предполагает применение определенных схем взаимодействия всех звеньев системы, в том числе взаимосвязи с поставщиками и покупателями, тогда как в Российской Федерации доминирует только третий технологический уклад, характеризующийся машинным производством с элементами автоматизации. Исполнение принципа эффективности инвестиционной политики, инновационный уровень развития. Последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, а также увеличение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов, рассматривается как из главных направлений эффективности инвестиций.


Принцип контроля подразумевает наличие системы исследования степени исполнения инвестиционной политики, возможность корректировки направлений и управления ситуацией на всех этапах инвестиционного процесса. Данный принцип считается одним из основных в инвестиционной политике, так как позволяет принимать современные управленческие решения, избегать кризисных ситуаций и достигать целей инвестирования. Данный принцип реализуется посредством усиления государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета.

Эти принципы должны осуществляться в инвестиционной политике органов власти различного уровня. Инвестиционная политика на федеральном уровне должна активизировать инвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий.[18][18]

Эффективность государственной инвестиционной политики зависит не только от общего объема инвестиций, а от того, в какие именно отрасли будут направлены инвестиционные потоки. Таким образом, инвестиционная политика государства должна обеспечить комплексный подход к управлению инвестиционной деятельностью, создавая оптимальные условия для активизации инвестиционного процесса.

2.2 Оценка инвестиционной ситуации в Российской Федерации

В экономическом и инновационном развитии страны один из факторов считается результативная инвестиционная деятельность, которая служит для обеспечения высокого экономического роста государственной экономики и увеличению уровня жизни населения.[19][19]

Экономически аргументированное инвестирование собственных и привлеченных ресурсов гарантирует активное формирование предприятий и организаций, а также содействует увеличению их финансовой устойчивости и стабильности.

Если посмотреть с другой стороны, эффективное функционирование организаций гарантирует стабильный приток налоговых платежей в бюджеты разных уровней, поддержание социального развития с помощью снабжения рабочих мест, введения инновационных технологий в производственный процесс и так далее.

Инвестиции классифицируются по форме вложения на реальные и финансовые. Одна из форм реальных инвестиций - это инвестиции в основной капитал, являющиеся основополагающим фактором развития любой экономики.[20][20]


Инвестирование в основной капитал закладывает фундамент стабильного функционирования организации любого типа финансовой деятельности, которым считается одним из важнейших условий сформировавшихся обстоятельствах действия санкций со стороны определенных западных государств по отношению к Российской Федерации.

Из этого следует, что нужно провести статистический анализ инвестиций в основной капитал в Российской Федерации с 2013 по 2017 года с целью раскрытия имеющихся направлений и выработке комплекса мероприятий, содействующих их увеличению.

Рассмотрим объемы инвестиций в основной капитал в целом по Российской Федерации с 2013 по 2017 года, а также по видам, источникам финансирования, срокам и иным признакам.

Общий объем инвестиций в основной капитал за период с 2013 по 2017 года в Российской Федерации представлен в таблице 1.

Проанализировав таблицу 1 видно, что динамика инвестиций в основной капитал достаточно неустойчиво. К примеру, если в 2014 год относительно с 2015 года объем инвестиций увеличился на 6,9%, а в 2015 году относительно с 2014 года – почти никак не поменялся, то в 2016 году и 2017 году относительно с предыдущими годами уже увеличился 6,1% и 8,3% соответственно. Более активное увеличение инвестиций в основной капитал за рассмотренный период произошел в 2017 году относительно 2016 года (абсолютное отклонение составило +1 217,9 миллиард рублей).

Рассмотрим структуры инвестиций в основной капитал по формам собственности представленной таблице 2, для того, чтобы определить их доли, финансируемой государством, а также за счет средств зарубежных инвесторов.[21][21]

Проанализировав таблицу 2 видно, что доли субсидирования инвестиций за счет России а также зарубежной собственности несущественно уменьшилась в 2017 году относительно с 2013 года с 85,8% до 84,8%, и с 7,7% до 8,7% соответственно.

Все же замечается увеличение инвестиций со стороны организаций, находящихся в совместной российской и зарубежной собственности. К примеру, удельный вес финансирования вырос с 6,5% в 2013 году до 8,7% в 2017 году. Наибольшее значение данного показателя составило 9,5% по итогам 2016 года.

К тому же, более половины всех инвестиций в основной капитал в Российской Федерации субсидируется за счет частных инвесторов. Доля их участия за период с 2013 по 2017 года увеличился с 53,9% до 59,7% в общем размера источников субсидирования. Исходя из этого, увеличение данного показателя в динамике указывает об интересе частных инвесторов в обновлении и расширении используемого основного капитала в разных областях экономики.


В особенности активная динамика в с 2013 по 2017 года отмечается по прочим видам основных фондов, а также по жилым зданиям и помещениям. Увеличение инвестиционных вложений в здания и сооружения, а также и затраты на улучшение земель за рассматриваемый период имеет наиболее плавную динамику.

Размер инвестиций на получение оборудования и машин имеет направленность к уменьшению, что указывает об отсутствии у потенциальных инвесторов заинтересованности в развитии и поддержании производственных мощностей российских предприятий долгосрочный срок.

Рассмотрим структуры инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в Российской Федерации в с 2013 по 2017 года представленной таблице 3, для того, чтобы определить их соотношение в разрезе собственных и привлеченных ресурсов.

Проанализировав таблицу 3 видно, что соотношение между собственными и привлеченными источниками инвестиций в основной капитал за рассматриваемый период поменялось.

Финансирование основного капитала за счет собственных средств выросло с 45,2% в 2013 году до 52,1% в 2017 году. А финансирование за счет привлеченных средств снизилось с 54,8% в 2013 году до 49,0% в 2017 году. Исходя из изложенного, произошел сдвиг в соотношении источников, что считается позитивной направленностью, так как в 2015 году организации стали наименьшей степени пользоваться привлеченными средствами финансирования.

К ряду привлеченных средств наибольший удельный вес относится к бюджетным средствам всех уровней. Вместе с тем доля названного источника инвестиций в основной капитал несколько сократилась за последние годы. К примеру, если в 2013 году за счет бюджетных средств профинансировано 19,0% от общего объема инвестиций, то в 2017 году их доля снизилась до 16,3%.

Проанализировав инвестиции в основной капитал в Российской Федерации в период с 2013 по 2017 годы видно, что, невзирая на увеличение большинства показателей в абсолютном выражении, существует несколько условий, сдерживающих инвестиционную деятельность предприятий.[22][22]

К таким факторам можно отнести:

  • в государстве высокие проценты коммерческих кредитов и сложный механизм получения кредитных ресурсов для реализации инвестиционных проектов;
  • нестабильность экономической ситуации;
  • общие инвестиционные риски, связанные с реализацией инвестиционных проектов;
  • недостаток потребительского спроса на выпускаемую продукцию;
  • недоработка нормативной и правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность организаций и другое.

3. Проблемы и пути повышения эффективности регулирования инвестиционной деятельности Российской Федерации

3.1 Проблемы и пути решения правового регулирования инвестиционной деятельности

В большинстве регионах Российской Федерации приобретен достаточный опыт взаимодействия, был сформирован нужный правовой инвестиционный климат и институты сопровождения приходящих в регион инвесторов от «нулевого цикла» до окончания инвестиционного проекта.

Если затронуть формы и способы стимулирования инвесторов российскими регионами, можно сказать, что они соответствует всемирной практике.

Стало быть, важными критериями инвестиционной политики в субъектах Российской Федерации являются:

  • утверждение собственных законов, регулирующих инвестиционную деятельность;
  • обеспечение (в границах собственных возможностей) инвесторам разных льгот и стимулов экономического и нефинансового характера;
  • формирование координационных структур согласно вложенным инвестициям;
  • создание и экспертиза инвестиционных проектов за счёт бюджетных источников финансирования;
  • предоставление содействия инвесторам в таможенных льготах;
  • обеспечения гарантий и поручительств банкам предоставленными ими денежных средств для осуществления выбранных на конкурсной основе инвестиционных проектов;
  • накопление денежных средств жителями путём выпуска государственных займов.[23][23]

Один из способов инвестиционной политики регионов, сосредоточены на усовершенствование инвестиционной среды, является законотворческая работа.

Внимание в законодательной координации инвестиционной деятельности в последние годы направлена на региональный уровень. Данное обуславливается  повышением роли субъектов Федерации в финансовой и законодательной сферах, высокой необходимости регионов в инвестиционных ресурсах и дефицита ясной политики страны по завлеканию индивидуальных вложений в российскую экономику.