Файл: Права и обязанности прокурора в оперативно-розыскной деятельности (Сущность и значение поисковой деятельности подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее системным и всеобъемлющих, как нам представляется, является ведомственный контроль. Как справедливо указывает в своих работах К.В. Сурков, до 1989 года в ведомственных нормативных актах по организации и тактике оперативно-розыскной деятельности контроль и персональная ответственность должностных лиц за этой работой, рассматривались как принцип оперативно-розыскной деятельности, относимый к числу ее специальных руководящих начал. Нельзя не согласиться с выводами В.Г. Боброва, что «контроль служит надежной гарантией успешного решения органами внутренних дел задач оперативно-розыскной деятельности».

Безусловно, одной из задач ведомственного контроля, является улучшение деятельности органов внутренних дел по предупреждению и раскрытию преступлений, в том числе, оперативно-розыскными средствами и методами. Но не менее важным направлением при осуществлении функции контроля, является и проверка соблюдения прав человека и законности.

В органах внутренних дел сложились следующие формы такого контроля:

- личная проверка руководителем соблюдения прав человека и законности подчиненными (в целом, по конкретному делу оперативного учета, мероприятию и т.п.);

- рассмотрение жалоб и заявлений граждан, а также других сигналов о допущенных нарушениях законности и прав человека в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий;

- целевые проверки состояния законности и прав человека в деятельности оперативных аппаратов;

- комплексная проверка деятельности оперативных аппаратов;

- заслушивание руководителей (исполнителей по этим вопросам) вышестоящими руководителями лично, на оперативных совещаниях, коллегиях МВД, УВД и др. [13,с. 56]

Приведенная система в большей степени определена сложившейся практикой, а не продиктована требованиями нормативного регулирования. Назрела необходимость разработки и принятия специального нормативного акта, регламентирующего систему, порядок и содержание ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел.

При подготовке такого нормативного акта необходимо исходить из требований Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [3], что руководители органов, осуществляющих такую деятельность, несут персональную ответственность за соблюдением законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Закон (ст. 5) [3] возлагает обязанность на вышестоящий орган принимать меры по восстановлению прав и законных интересов личности и возмещению причиненного вреда в случаях их нарушения в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий. На наш взгляд, показательным в этом плане является Приказ Генерального прокурора РФ от 9 августа 1996 года № 48 «Об организации надзора за исполнением Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности». В приказе определен предмет такого надзора - соблюдение прав и свобод человека и гражданина, порядок выполнения оперативно-розыскных мероприятий, законность принимаемых решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Очерчен круг обстоятельств, побуждающих к проведению соответствующих проверок, характер документов подлежащих контролю, формы и методы надзора и реагирования на выявленные нарушения.


2.2 Предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью – гарантия соблюдения прав и свобод человека и гражданина

Прокуратура уполномочена осуществлять надзор за соблюдением Конституции РФ [1] и исполнением законов, действующих на территории РФ. Также прокуратура России выполняет и иные функции, установленные федеральными законами [14, с. 12].

Наряду с общими видами надзора, к которым можно отнести надзор за исполнением законов и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, ФЗ «О прокуратуре РФ» [4] предусмотрены специальные виды надзора, среди которых надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в соответствии со ст. 29 ФЗ «О прокуратуре РФ» [4], является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Как следует из смысла ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов, а не ведомственных нормативных актов [4]. В ч. 1 ст. 21 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» также указано, что Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры осуществляют надзор за исполнением ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», а не за исполнением нормативных актов органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность [3].

При детальном рассмотрении положений абзацев 6, 7 и 7.1 Приказа Генпрокуратуры России от 15.02.2011 № 33 можно обратить внимание на требования уполномоченным прокурорам при реализации надзорных полномочий при осуществлении прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью проверять не только соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина и законность в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, но и проверять обоснованность принятия некоторых решений уполномоченными на проведение оперативно-розыскной деятельности органами (абз. 6 п. «б», п. «в»), а также обоснованность и достаточность проведения оперативно-розыскных мероприятий (абзацы 7 и 7.1).


На наш взгляд, требование проверять обоснованность в таких случаях может быть отнесено к предмету прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью только, если основания принятия решений четко прописаны в федеральных законах, например, перечисленные в ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [3] основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Также под обоснованностью можно понимать наличие предусмотренных федеральными законами формальных оснований для принятия решений в оперативно-розыскной деятельности, например, постановление о возбуждении уголовного дела, постановление об объявлении розыска лица, поручение следователя, постановление о применении мер безопасности, запросы на проведение оперативно-розыскных мероприятий и т.п. Однако в таких случаях, на наш взгляд, обоснованность будет являться одним из критериев законности, и нет необходимости отдельно прописывать в нормативных актах требование проверять обоснованность принятия решений в оперативно-розыскной деятельности или обоснованность проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В случае же, если под обоснованностью принятия определенного решения субъектом, уполномоченным на проведение оперативно-розыскной деятельности, понимается некий объем фактических данных, достаточный для принятия такого решения, но четко не определенный в соответствующих нормах федеральных законов, то в такой ситуации нельзя вести речь о предмете прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью. Такая обоснованность полностью является предметом ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью.

Достаточность проведения оперативно-розыскных мероприятий (абзацы 7 и 7.1 приказа Генпрокуратуры России от 15.02.2011 № 33), на наш взгляд, также не может являться предметом прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, поскольку: во-первых, в федеральных законах не предусмотрено какие оперативно-розыскные мероприятия являются достаточными в той или иной ситуации; во-вторых, вопросы организации и тактики проведения оперативно-розыскных мероприятий относятся к предмету ведомственного контроля; в-третьих, проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц, и в целях выполнения других задач оперативно-розыскной деятельности полностью относится к компетенции сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, которые имеют соответствующее образование и практический опыт оперативно-розыскной деятельности.


Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на то, что в ст. 29 ФЗ «О прокуратуре РФ» [4] к предмету прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности относится законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в абз. 6 пункты «б» и «в», абзацы 7 и 7.1 приказа Генпрокуратуры России от 15.02.2011 № 33 содержится требование о проверке уполномоченными прокурорами обоснованности принятия решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также обоснованности и достаточности проведения оперативно-розыскных мероприятий, что, на наш взгляд, не может относиться к предмету прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.

2.3 Осуществление прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью

Осуществляемый органами прокуратуры надзор представляет собой особый вид государственной деятельности по обеспечению точного и единообразного соблюдения законов всеми государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами [9, с. 21].

Под правовыми средствами прокурорского надзора понимаются закрепленные в законе правовые акты и действия, посредством которых реализуются полномочия прокуроров. Правовые средства включают в себя полномочия прокуроров, формы и методы реализации этих полномочий.

Закон возлагает на прокуратуру обязанности, предоставляет права, определяет компетенцию прокурорского надзора, методы и формы его осуществления [12, с. 50].

Прокурорский надзор, как и любая государственная деятельность, определяется как своей сущностью и назначением, так и своими формами и методами ее осуществления, которые представляют собой различные средства организации этой деятельности [12, с. 50].

Формы прокурорского надзора – это внешнее выражение реализованных полномочий прокурора. В формах реализуются те права и обязанности прокурора, которыми он наделен по закону. Это – юридическая процедура, которую прокурор обязан соблюдать при осуществлении своих функций. Структурными элементами формы прокурорского надзора являются полномочия и условия (порядок) их реализации.

Реализация каждого полномочия ведет к возникновению соответствующих прокурорско-надзорных правоотношений. Формы прокурорского надзора за исполнением законов тесно взаимосвязаны и образуют, единый комплекс мер, способный обеспечить своевременное предупреждение, выявление и устранение нарушений закона [13, с. 36].


Формы прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности представляют также единый комплекс мер, что обусловливается единым предметом прокурорского надзора на этом направлении деятельности прокуратуры, общностью правовой базы. Кроме того, в основе этого единства лежит неразрывная взаимосвязь прав и обязанностей прокурора.

В юридической литературе преобладает мнение о примерной классификации форм прокурорского надзора по непосредственной цели их применения. Эта классификация выглядит следующим образом:

1. Формы выявления нарушений закона, а также причин и условий, способствующих нарушению.

2. Формы устранения нарушений закона и принятия мер к устранению причин и условий, им способствующих.

Указанное деление форм прокурорского надзора условное, потому что практически не всегда можно разграничить действия прокуратуры по выявлению и устранению нарушений закона. Например, в такой форме надзора, как прием и рассмотрение жалоб на действия оперативно-розыскных органов может сочетаться как выявление нарушений закона, так и их устранение. Необходимо также отметить, что формы выявления и устранения нарушений закона в совокупности являются формами предупреждения нарушений закона [14, с. 16]. Правильная работа по их реализации служит усилению эффективности прокурорского надзора в оперативно-розыскной деятельности. Любая форма выявления и устранения нарушений закона достигает своей цели тогда, когда надзор осуществляется постоянно.

В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» [4] полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством и другими федеральными законами. Действующее законодательство детальным образом не регламентирует правовые средства, формы и методы надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. Это замечание полностью распространяется и на принятый 12 августа 1995 г. Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» [3].

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ [2], Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» [3] содержатся лишь отдельные указания на полномочия прокурора за оперативно-розыскной деятельностью (дает указания оперативно-розыскным органам по отдельным вопросам, запрашивает документы, послужившие основанием проведения оперативно-розыскных мероприятий и т.д.).