Файл: Права и обязанности прокурора в оперативно-розыскной деятельности (Сущность и значение поисковой деятельности подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такое положение, как правильно отметил Михайлов А. И., не дает прокурору возможности осуществлять по-настоящему действенный надзор за оперативно-розыскной деятельностью соответствующих органов. Необходимо не только ставить перед прокуратурой конкретную задачу или определять направления ее деятельности (в частности, надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности), но и обязательно разрабатывать со- ответствующие процедуры осуществления надзора в этом направлении и обеспечить определенными правами прокурора [11, с. 64].

Надзор за оперативно-розыскной деятельностью в настоящее время осуществляется как путем использования метода прокурорского руководства, так и методами общего надзора.

В практическом плане важное место занимает проблема конкретизации и оптимального сочетания указанных методов для повышения эффективности оперативно-розыскной деятельности и надзора за ней, своевременного и полного выявления и устранения нарушений закона в работе оперативно-розыскных органов.

В своей основе оперативно-розыскная деятельность направлена на решение задач уголовного процесса. Кроме того, многие тяжкие преступления иногда невозможно раскрыть способами уголовного процесса без использования в качестве вспомогательной той информации, которая получена оперативно-розыскным путем. В ходе оперативно-розыскной деятельности создаются предпосылки и необходимые условия для своевременного и обоснованного возбуждения уголовного дела, быстрого и полного раскрытия преступлений. При осуществлении оперативно-розыскной деятельности создаются реальные условия и предпосылки для собирания конкретных доказательств [16].

Таким образом, объединение в одной главе Федерального закона «О прокуратуре РФ» [4] двух самостоятельных, но очень тесно взаимосвязанных направлений прокурорского надзора неслучайно. Это свидетельствует о том, что не только при надзоре за уголовно-процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, но и при надзоре за деятельностью оперативно-розыскных органов методы надзора относительно одинаковы. И особенность заключается в прокурорском руководстве соответственно уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью.

Говоря о методах прокурорского руководства при осуществлении надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности, не имеется в виду, что прокурор как бы стоит над оперативно-розыскными органами, руководит ими в самом широком смысле. Полномочия прокурора по ряду четко установленных в законе оснований должны иметь распорядительный характер, т.е. прокурор должен наделяться правом выносить обязательные для исполнения оперативно-розыскными органами указания о принятии мер к раскрытию преступлений, обнаружению и розыску лиц, их совершивших, устранению нарушений закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.


Необходимо отметить, что распорядительный характер полномочий прокурора по отношению к должностным лицам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, не исключает, а подразумевает оперативную самостоятельность указанных лиц. Прокурор может давать указания оперативно-розыскному органу только в тех случаях, когда того требует законодательство, например, если должностные лица или руководители указанных органов с нарушением закона выполняют те или иные оперативно-розыскные мероприятия; если в ходе оперативно-розыскной деятельности незаконно ограничиваются конституционные права человека и гражданина; если проводимая конкретная оперативно-розыскная деятельность не соответствует законодательно установленным задачам или неэффективна.

По общему правилу, прокурор, осуществляя надзорную деятельность, непосредственно не вмешивается в исполнительно-распорядительную деятельность в целях устранения нарушения закона [7].

Сущность прокурорского надзора заключается в том, чтобы обеспечить должный правовой режим, не вторгаясь в конкретную деятельность поднадзорных органов. Общественные отношения в сфере прокурорского надзора, безусловно, не похожи на отношения, складывающиеся при осуществлении государственной власти и управления, основанные на строгом подчинении одних субъектов другим. Следовательно, прокурор, как правило, обнаружив признаки правонарушения, может лишь предложить соответствующим компетентным органам и должностным лицам устранить их, а также их последствия, решить вопрос об ответственности виновных лиц [7].

Правовые средства прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью недостаточно разработаны, требуют дополнений, уточнений, научно-практического обоснования. Недостаточная правовая регламентация снижает эффективность прокурорского надзора, затрудняет точное и единообразное применение закона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог необходимо отметить, что результативность оперативно-розыскной деятельности может иметь место лишь в случае проведения целенаправленной, активной работы, соблюдения всех необходимых законодательно закрепленных требований ее проведения, в противном случае полученные результаты будут признаны ничтожными и неприменимыми в качестве доказательств.

Именно предотвращению подобных нарушений, которые помимо прочего могут повлечь ущемление конституционных прав граждан, служит в первую очередь прокурорский надзор.


Таким образом, прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью — это вид деятельности, осуществляемой уполномоченными работниками прокуратуры в пределах их компетенции посредством использования ими определенных законом методов проверки и средств реагирования в целях обеспечения исполнения на территории Российской Федерации законов всеми оперативно-розыскными органами.

Однако данное направление прокурорского надзора, в соответствии в Федеральным Законом «О прокуратуре Российской Федерации» является составной частью надзора за предварительным следствием и дознанием, что в действительности осложняет полноту прокурорского надзора и реагирования на нарушения законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Поэтому, можно согласиться с мнением М.П. Полякова и А.Ф. Федулова в том что, выделение данного направления прокурорского надзора в качестве самостоятельной отрасли необходимо, прежде всего тем, что при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в первую очередь затрагиваются (ограничиваются) основные права и свободы личности, определенные Конституцией Российской Федерации.

Отношение к надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности как к второстепенному и незначительному влечет негативные последствия в виде увеличения количества нарушений прав граждан при производстве ОРМ, снижения результативности сомой оперативно-розыскной деятельности.

Отсутствие единой системы осуществления этого вида надзора в масштабах страны значительно затрудняет внедрение положительного опыта между субъектами Российской Федерации.

Отсутствие достаточно полных и подробно регламентированных полномочий у прокурора по осуществлению надзорных функций за исполнением законодательства об ОРД. В соответствии с Законом о прокуратуре полномочия прокурора устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством и другими федеральными законами. Однако действующая редакция УПК РФ не устанавливает полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. Поэтому прокурорский надзор в данной отрасли был бы гораздо более эффективным, если бы прокурор был наделен большим объемом законодательно установленных полномочий.

Для преодоления данных проблем необходимо устранить пробелы, существующие в законодательстве, четко закрепить механизм контроля за ОРД, ее законностью и обоснованностью. Отсутствие четкой законодательной регламентации порядка и оснований проведения оперативных мероприятий, их чрезмерная засекреченность, невозможность исследования полного объема оперативных документов, все это создает широкое поле для злоупотреблений, пресечение которых не всегда возможно.


Исходя из вышеизложенного, выделение данной отрасли прокурорского надзора как самостоятельной и устранение существенных пробелов в законодательстве, будет способствовать усилению прокурорского надзора за осуществлением оперативно-розыскной деятельности и, самое главное, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993; с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // РГ. 1993. 25 декабря; 2009. 21 января; СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 851; 04.08.2014. № 31. Ст. 4398. 
  2. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон №174-ФЗ от 18.12.2001 г. (в ред. от 30.12.2015 г. № 441-ФЗ, с изм. от 29.12.2015 № 409-ФЗ) // Российская газета. № 249 от 22.12.2001г.
  3. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ (в ред. от 06.07.2016 г.) // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, N 33, ст. 3349.
  4. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1-ФЗ (в ред. от 29.07.2017 г.) // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
  5. Вандышев А.С. Направления оперативного поиска: в кн.: Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Сенилова. М.: ИНФРА –М, 2007. - 448 с.
  6. Вектор права [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vectorprava.ru/.
  7. Вандышев А.С., Нагиленко Б.Я. Теория оперативного поиска: в кн. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / Под Научный журнал КубГАУ, №116(02), 2016. – 318 с.
  8. Дубоносов, Е. С. Основы оперативно-розыскной деятельности / Е.С. Дубоносов. - М.: Юрайт, 2015. - 153 c.
  9. Железняк Н. С. Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность: научно-практический комментарий. Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2013. - 94 с.
  10. КвашаЮ.Ф., Зубов И.Н. Сущность разведывательно-поисковой работы в сфере и инфраструктуре социально-аномальной среды. Оперативный поиск: в Кн. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебник для юридических вузов под ред. В.Б. Рушайло – СПб, 2002. С- 467 с.
  11. Кваша Ю. Ф. Организация и тактика оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Организационно-тактические формы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Лекции. – М. : Академия МВД РФ. 1994. – 189 с.
  12. Матвеев С. Е. Оперативный поиск в криминальной среде. Под общей ред д.ю.н. Кваши Ю.Ф. уч. Пособие. – М. : МИ МВД России, УВД Новгородской обл; 1998. с. – 211 с.
  13. Нагиленко Б.Я., Вандышев А.С. Теория оперативного поиска: В кн. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова – М.: ИНФРА-М, 2007. – 446 с.
  14. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебник для юридических вузов / под ред. В.Б. Рушайло. – СПб, Изд-во Лань, 2002. с. 24-57.
  15. Оперативно-розыскная деятельность / А.В. Богданов и др. - М.: Книжный мир, 2012. - 128 c.
  16. Оперативно-розыскная деятельность. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 149 c.
  17. Пронин, К. В. Краткий курс по оперативно-розыскной деятельности / К.В. Пронин. - М.: Окей-книга, 2015. - 128 c.
  18. Портал права [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.portalprava.ru/
  19. Скаредов Г. И. Участие прокурора в следственных действиях. М.: Юрид. литра, 1987. С. 22-23.
  20. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
  21. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник. / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова – М., 2007. - 448 с.
  22. Шахматов А.В. Агентурная работа в оперативно-розыскной деятельности: монография / Под ред. В.П. Сальникова, А.В. Федорова. СПб.: СПб ун-т МВД России, 2005 – 123 с.
  23. Юридический портал «Закон сегодня» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lawtoday.ru/.
  24. Юридическая консультация [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://jurconsult.blogspot.ru/