Файл: Права и обязанности прокурора в оперативно-розыскной деятельности (Сущность и значение поисковой деятельности подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Авторы полагают, что оперативное обслуживание является самостоятельной функцией оперативных подразделений органов внутренних дел всех уровней, осуществляющих с учетом имеющихся у них компетенции оперативно-розыскную деятельность в полном объеме в соответствии с Федеральным законом об «ОРД» [3].

Речь идет о подразделениях уголовного розыска, БЭП, по борьбе с налоговыми преступлениями и организованной преступностью МВД России, ГУ МВД России субъектов Российской Федерации и их подразделений на местах (районного, городского уровня). Целью этого направления деятельности является обеспечение надлежащей оперативной осведомленности о положении дел по линии этих служб на определенных объектах или в местах среди отдельных криминогенных групп населения республики, края, области, города, района, дороги, станции, аэропорта.

Иными словами речь идет об обеспечении оперативной осведомленности о состоянии изучаемой системы (в нашем случае – общеуголовной, экономический и т.п.). В нашем понимании система мер по изучению и отслеживанию положения дел (состояния, тенденции изменения криминальной ситуации) по линии каждого из рассматриваемых нами оперативных подразделений направлена на информационное обеспечение всех организационно-тактических форм оперативно-розыскной деятельности, включая поисковую. Оперативное обслуживание объектов экономики, по нашему мнению – это «форма поисковой деятельности органов внутренних дел на объектах, входящих в структуру экономической деятельности (т.е., совершенных преступлений в сфере предпринимательства, банковской деятельности, против интересов служб в коммерческих и иных организациях, налоговые преступления в сфере компьютерной информации, преступлений против государственной власти, интересов государственной службы в органах местного самоуправления» направленная на получение первичной информации, «представляющей оперативный интерес для решения задач оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел …».

Другим аргументом в обосновании нашей позиции является содержание поисковой деятельности, которое наряду с выявлением входят также проверка и реализация первичной информации.

1.3 Факты и условия, обеспечивающие эффективность оперативно-розыскной деятельности


Подчеркивая комплексный характер поисковой деятельности, необходимость четкого ее организационного обеспечения, в числе общих организационных условий, обеспечивающих эффективность осуществления поисковых мер по выявлению лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, следует назвать:

- хорошо налаженное информационное обеспечение каждого подразделения о лицах и фактах, требующих повышенного внимания со стороны оперативно-профилактических служб, качественное планирование рассматриваемого направления деятельности;

- комплексное использование оперативно-розыскных сил, средств и методов оперативного характера, а также возможностей иных служб и подразделений органов внутренних дел в поисковой работе;

- организующая роль руководителей органов внутренних дел и подразделений осуществляющих ОРД;

- должный контроль вышестоящих подразделений над нижестоящими, а также оказание им практической и методической помощи по осуществлению поисковых мероприятий.

Как показывает изучение оперативной практики, осуществление рассматриваемой организационно-тактической формы оперативно-розыскной деятельности обеспечивается путем:

- своевременного получения информации о фактах подготовки и совершения, а также совершенного преступления и лицах, к ним причастных, а также принятие необходимых мер по их предупреждению и раскрытию, привлечение виновных к ответственности;

- постоянное отслеживание происходящих процессов в криминальной среде, теневой экономике, среди контингента лиц, представляющих оперативный интерес по линиям работы подразделений осуществляющих ОРД, полиции ОВД и госнаркоконтроля;

- обнаружение и изъятие похищенного имущества и ценностей, добытых преступным путем, объектов, оборот которых запрещен или ограничен, а также различных попыток легализации преступных доходов;

- добывание информации, имеющей значение для решения организационно-управленческих вопросов оперативно-розыскной деятельности рассматриваемых подразделений полиции (анализа и оценки оперативной обстановки, планирования и прогнозирования, расстановки сил и средств, обучения кадров и т.д.) [16, с. 48].

Успешная деятельность подразделений осуществляющих ОРД, полиции по борьбе с преступлениями, отнесенных к их компетенции, предполагает, как нами отмечалось выше, современное их обнаружение и обеспечение по выявлению, предупреждению и полного раскрытия и расследования.

Несвоевременное обнаружение преступлений, по которым предварительное следствие обязательно влечет за собой существенные негативные последствия, а именно:


-разоблачение активно действующих опасных преступников требует в дальнейшем больших усилий криминальной полиции, привлечения дополнительных сил и средств;

- запоздалые меры криминальной полиции имеют своим следствием формирование общественного мнения о низком уровне ее оперативной осведомленности и реализации правоохранительной функции государства в целом и соответственно о фактической безнаказанности преступников;

- последнее обстоятельство благоприятствует созданию социально опасной среды, продуцирующей преступность.

Преступления, совершаемые в общеуголовной сфере, чаще всего, являются неочевидными, т.е. лица, совершившие и их соучастники неизвестны, поэтому оперативные работники, осуществляющие ОРД, для выявления, раскрытия, неочевидных преступлений, как правило применяют в совей деятельности принцип «от преступления к преступнику».

Иногда, если должностные лица, осуществляющие ОРД по материалам оперативного поиска заведено оперативно-поисковое дело и осуществлено оперативное документирование, позволяющее судить о том, что конкретно установленные лица занимаются преступной деятельностью, то по таким материалам оперативно-поискового возможно принять решение для их реализации в целях возбуждения уголовного дела. При таком подходе, можно использовать принцип «от преступника к преступлению», так как в процессе расследования (при производстве следственных и иных процессуальных действий) возможно выявить дополнительные доказательства о совершении других преступлений связанных в совокупности с совершенным преступлением. Этот принцип всегда используют должностные лица, осуществляющие ОРД при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности.

Участники таких преступлений применяют различные ухищрения для маскировки своих преступных действий, уничтожая или укрывая от правоохранительных органов источники криминалистически значимой (ориентирующей и доказательственной) информации, чтобы избежать установленной законом ответственности. Поэтому работникам органов предварительного следствия и дознания, осуществляющие ОРД, чаще всего приходится иметь дело с данными, позволяющими лишь предположить наличие преступления или косвенно его подтверждающими.

В подобных случаях, возникает необходимость обнаружения и фиксирования оперативно-розыскных и поисковых данных, которое бы позволили в большей или меньшей степени определить наличие признаков преступления, круг лиц, преступивших закон, характер предполагаемого ущерба и т.д. Эти фактические данные помогают оперативному работнику сделать обоснованное предположение о наличии (отсутствии) обстоятельств, подлежащих доказыванию в режиме уголовного судопроизводства, позволяющие в соответствии со ст. 143 УПК РФ [2], должностное лицо, осуществляющее ОРД по материалам оперативно-розыскного дела составляет рапорт об обнаружении признаков преступления. Подобный рапорт является поводом для предварительной проверки согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ [2]. В соответствии с ч. 1 (2) ст. 144 УПК РФ полученные данные, сведения, в ходе проверки содержания рапорта, могут быть использованы в качестве оснований для возбуждения уголовного дела [2].


ГЛАВА 2 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОКУРОРА В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Обеспечение контроля за оперативно-розыскной деятельностью

Контроль за деятельностью органов внутренних дел всегда стоял остро и вызывал в обществе повышенный интерес. И это не случайно, в своей работе органы внутренних дел наряду с убеждением применяют и меры принуждения, в результате чего не редко ограничивались права и свободы личности. Люди должны знать, в какой степени это возможно на законных основаниях, с тем, чтобы принять меры по защите своих прав.

Многие годы оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел регулировалась, в основном, ведомственными нормативными актами и была закрыта от широкой общественности. Это обстоятельство нередко приводило к различным нарушениям прав человека.

В условиях демократизации общества, перехода на нормы правового государства наиболее остро стал вопрос о соблюдении прав человека при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

В 1992 году впервые в России был принят Закон «Об оперативно-розыскной деятельности». В нем на законодательном уровне были закреплены основные принципы оперативно-розыскной деятельности - законность, уважение прав и свобод личности. Закон определял и систему гарантий обеспечения прав человека, одной из которых стал контроль за осуществлением этой деятельности со стороны парламента, прокуратуры и ведомств - субъектов оперативно-розыскной деятельности.

Статья 5 Закона гарантировала соблюдение прав и свобод личности в оперативно-розыскной деятельности и установила право граждан, полагающих, что действия органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, привели к ограничению его прав и свобод, на обжалование этих действий в вышестоящий орган или в суд и право истребовать сведения о характере полученной в отношении его информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих разглашение государственной тайны.

Вместе с тем Закон имел ряд неточностей и допускал различное толкование его положений, Например, не понятно, что имел ввиду законодатель под понятием характер информации, и как не нарушить рубикон конспирации и тайны, если в ст. 6 говорилось, что организация и тактика оперативно-розыскных мероприятий вообще составляют государственную тайну.


Принятие Конституции РФ [1] повлекло изменение многих правовых актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов. В этой связи в 1995 году был принят новый Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» [3], что явилось значительным шагом в укреплении гарантий законности и обеспечения прав человека. Закон установил порядок судебного рассмотрения материалов о правомерности проведения оперативно- розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.

Содержание правовых норм Закона, его публичность, направлены на то, чтобы общество в целом и любой гражданин могли быть уверены в том, что любое вторжение в сферу прав и свобод личности, возможно только на совершенно законных основаниях и в условиях эффективного контроля и надзора со стороны соответствующих государственных и общественных структур. В этих целях Закон содержит специальное положение о контроле и надзоре за оперативно-розыскной деятельностью.

Исходя из положений Закона определяется следующая система контроля:

- Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации - в пределах полномочий, определенных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами (ст. 20);

- Прокурорский надзор (ст. 21);

- Судебный контроль (ст. ст. 5, 9);

- Ведомственный контроль (ст. 22) [3].

Хотя судебный контроль и не обозначен в гл. 6 Закона «Контроль и надзор за оперативно-разыскной деятельностью», тем не менее, в соответствии со ст. 5, (наделение судов правом рассмотрение жалоб граждан о нарушении их прав в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий) и ст. 9 (о судебном рассмотрении материалов об ограничении конституционных прав граждан при провидении оперативно-розыскных мероприятий) с полной уверенностью можно говорить о существовании судебного контроля [3].

С вступлением Российской Федерации в Совет Европы (февраль 1996 года) и присоединением к основополагающим международным договорам в области защиты прав человека, граждане России могут обращаться в Европейский Суд по правам человека с жалобами о нарушении их прав, предусмотренных Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Было бы наивно полагать, что характер таких жалоб не коснется нарушений прав человека при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, поэтому реально можно говорить о появлении контроля международных организаций.