Файл: Юридические лица как субъекты предпринимательского права (Обзор проекта изменений ГК РФ: о юридических лицах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для уяснения понятия  правоспособности важно понимать, в чем существует разница между коммерческими и некоммерческими  товариществами и обществами. Для коммерческой организации  (к которым относятся хорошо известные нам ОАО, ООО  и т.п.) основной целью деятельности является извлечение прибыли.  Некоммерческие организации (например, благотворительные фонды, общественные и религиозные организации, потребительские кооперативы) могут вести деятельность, направленную на извлечение прибыли только в той мере, в какой это соответствует их уставным целям.

1.3 Обзор проекта изменений ГК РФ: о юридических лицах

Вносимые в ГК РФ изменения настолько глобальны, что их принятие эксперты сравнивают с возникновением нового кодекса.

С 1 сентября 2014 г. вступил в силу новый блок поправок в ГК РФ, посвященный изменению правового регулирования в отношении юридических лиц. Поправки внеслись Федеральным законом № 99-ФЗ от 5 мая 2014 г. «О внесении изменений в главу четвертую первой части Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – «Закон»).

Представители юридического сообщества считают: поправки в ГК РФ  колоссальны. Ведь при вступлении в законную силу документ затронул практически все стороны гражданского оборота, начиная с процедуры создания юридических лиц и заканчивая правовым регулированием правоотношений в сфере интеллектуальной собственности.

Основные новеллы для юрлиц

Среди новелл следующие положения: 

Регистрирующие органы будут проверять достоверность информации, вносимой в государственный реестр.

Закон не предусматривает такие виды юридических лиц, как открытые и закрытые акционерные общества. Вместо них ввелись понятия публичных и непубличных акционерных обществ. Параллельно ликвидирована еще одна правовая форма – общество с дополнительной ответственностью. 

Увеличен размер минимального уставного капитала акционерных обществ. 

Протоколы общих собраний хозяйственных обществ (например, ООО) необходимо будет заверять нотариально. 

Ввелась ответственность (субсидиарная) учредителей (участников) ООО, созданных одним учредителем (участником). 

Ввелось понятие лица, контролирующего юридическое лицо, и его ответственность. 


Расходы, связанные с ликвидацией юридических лиц (в том числе на основании решений суда) будут взыскиваться с учредителей (участников) юридических лиц. 

Ввелись новые организационно-правовые формы некоммерческих организаций.

Корректировка системы коммерческих организаций

Согласно изменениям, ГК РФ теперь содержит исчерпывающий перечень организационно-правовых форм юридических лиц. Действующая редакция ГК РФ предусматривает, что отдельными законами могут устанавливаться различные организационно-правовые формы некоммерческих организаций[8].

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме:

- хозяйственных товариществ (полных товариществ и товариществ на вере (коммандитных товариществ);

- хозяйственных обществ (акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью);

- производственных кооперативов;

- государственных и муниципальных унитарных предприятий[9].

Таким образом, из числа хозяйственных обществ исключена такая организационно-правовая форма, как общество с дополнительной ответственностью. 

В законе отсутствуют такие понятия, как закрытые и открытые акционерные общества – вместо этого вводятся понятия публичных и непубличных акционерных обществ. 

 К публичным акционерным обществам закон относит: 

- акционерные общества, акции (и ценные бумаги, конвертируемые в акции) которых публично размещаются (путем открытой подписки) или публично размещаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах;

- акционерные общества, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным[10].

Остальные акционерные общества (не соответствующие вышеперечисленным признакам) признаются непубличными.

Несмотря на разницу в наименованиях, установленные законом отличия между публичными и непубличными акционерными обществами практически такие же, как и между открытыми и закрытыми.

Всем закрытым акционерным обществам предоставлялось право до 1 июля 2012 года перерегистрироваться в общества с ограниченной ответственностью или производственные кооперативы либо сохранить форму акционерных обществ. По истечении указанного переходного периода к закрытым акционерным обществам стали применяться положения ГК РФ об акционерных обществах. 

Жесткие требования к ПАО:

- обязательно создание коллегиального органа управления (КОУ) - наблюдательного или иного совета (не менее 5 членов);


- единоличные исполнительные органы (ЕИО) и члены коллегиальных исполнительных органов (КИО) не могут председательствовать и составлять более ¼ членов в КОУ;

- компетенция общего собрания не может быть расширена;

- функции счетной комиссии должны исполняться независимым регистратором[11].

Введено понятие корпоративного договора (КД), заключающегося в письменной форме:

- КД заключается всеми или частью участников, стороной КД могут быть третьи лица;

- Противоречие уставу не влечет недействительность КД;

- КД не может обязывать голосовать участников по указанию органов общества, определять структуру и компетенцию органов управления;

- содержание КД НАО и ООО конфиденциально, но о его заключении уведомляется общество; в ПАО – дополнительно требуется раскрытие информации о заключении КД;

- если КД заключен всеми участниками, сторона КД может оспорить решение органа управления общества;

- сделка, нарушающая КД, может быть оспорена стороной КД, если другая сторона должна была знать об ограничениях, содержащихся к КД.

Уставный капитал: «ставки» повышены 

Закон увеличил размер уставного капитала акционерных обществ, устанавливая минимальный порог в размере 100 000 рублей. Введен обязательный ежегодный аудит для всех акционерных обществ – по действующему законодательству такая обязанность возложена только на открытые акционерные общества.

Также ввелись изменения в единый для всех хозяйственных обществ порядок оплаты уставного капитала, а именно:

- теперь минимальный размер уставного капитала хозяйственного общества должен быть оплачен деньгами; 

- не менее трех четвертей уставного капитала должно быть оплачено его учредителями до государственной регистрации общества[12].

Новое понятие: контролирующее лицо

Законопроект ввел понятие лица, контролирующего юридическое лицо. Лицо считается контролирующим, если оно прямо или косвенно (через третьих лиц), самостоятельно или совместно со своими связанными (аффилированными) лицами имеет возможность определять действия (решения) юридического лица. 

В частности, если не доказано иное, лицо считается контролирующим юридическое лицо:

- в силу прямого или косвенного преобладающего участия в его уставном капитале;

- на основании договора;

- в силу возможности давать обязательные для такого юридического лица указания;

- в силу возможности определять избрание (назначение) исполнительных органов[13].


Очевидно, что вышеперечисленные нововведения направлены на то, чтобы установить ответственность фактических владельцев и/или руководителей юридических лиц за убытки, которые могут быть причинены как самим компаниям, так и третьим лицам неправомерными действиями/бездействиями указанных лиц (владельцев и руководителей). Однако ввиду того, что нормы закона не конкретизированы, представляется, что только этих введений недостаточно, чтобы указанные нормы «заработали» на практике. Необходимо внести уточняющие дополнения в иные нормативно-правовые акты (например, в специальные законы о соответствующих юридических лицах) или издать разъяснения по вопросам судебной практики высшим арбитражным судом.

НКО: видовая классификация

Закон ввел исчерпывающий перечень некоммерческих организаций, среди которых:

1. Некоммерческие корпорации, а именно: 

- потребительские кооперативы, в т.ч. товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные, дачные, дачно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, садово-огороднические (огороднические) и дачные объединения граждан, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы (общества взаимного кредита), фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

- общественные организации, в т.ч. политические партии, казачьи общества и общины коренных малочисленных народов, а также созданные в качестве юридических лиц профсоюзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности и территориального общественного самоуправления;

- ассоциации и союзы граждан и (или) юридических лиц, в т.ч. некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профсоюзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты. 

2. Некоммерческие унитарные организации, а именно:

- общественные, благотворительные и иные фонды, в том числе автономные некоммерческие организации;

- государственные (в т. ч. государственные академии наук), муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения;

- религиозные организации[14]

Нововведением для некоммерческих организаций, по уставу имеющих право осуществлять предпринимательскую деятельность, является введенная обязанность обладать обособленным имуществом, на которое может быть обращено взыскание по ее обязательствам, в размере не ниже минимального уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (т.е. не менее 10 000 рублей).


Также отметим, что 1 октября 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ, который внес поправки в ряд статей Гражданского кодекса РФ, и благодаря которому появилось понятие "государственная корпорация", как новый тип некоммерческой организации. В статью 49 Гражданского кодекса РФ добавлен новый пункт 5, в соответствии с которым к юридическим лицам, создаваемым Российской Федерацией на основании специальных федеральных законов, нормы Гражданского кодекса о юридических лицах применяются только в той части, которая не предусмотрена специальным федеральным законом о соответствующем юридическом лице. В статье 52 Гражданского кодекса РФ определено, что государственная корпорация действует на основании федерального закона о такой государственной корпорации. Новая редакция статьи 65 ГК РФ гласит, что публично-правовая компания не может быть признана несостоятельной (банкротом).

В соответствии с новой редакцией статьи 50 ГК РФ, в которую добавлен новый пункт 14, государственные корпорации отнесены к некоммерческим организациям. Статьей 52 ГК РФ определено, что государственные корпорации работают без уставов. В статье 65.1 ГК РФ предусмотрено, что: Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации, публично-правовые компании.

В заключение следует отметить существенность принятых поправок. С одной стороны, они призваны урегулировать и где-то даже упростить процедуру создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц. С другой стороны, Закон предусматривает более жесткое регулирование некоторых вопросов деятельности ПАО, которые придут на смену ОАО. Диспозитивность в отношении ООО практически не изменилась, так как она уже содержалась в специальном законодательстве, но теперь диспозитивные нормы распространятся на НАО. С вступлением Закона в силу особенно важно проверить, чтобы новые положения, по которым возможна диспозитивность, были четко прописаны в уставе. К примеру, если порядок заверения решения общего собрания участников ООО не закреплен в уставе, то протоколы общих собраний необходимо будет подписывать у нотариуса. Важными являются и поправки  в отношении КД и ЕИО, которые, безусловно, предоставят больший спектр возможностей для корпоративного структурирования.