Файл: Юридические лица как субъекты предпринимательского права (Обзор проекта изменений ГК РФ: о юридических лицах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2. ПРАВООТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПО ПОВОДУ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

2.1. Образование юридического лица

В соответствии с ГК РФ юридические лица должны регистрироваться в уполномоченном государственном органе (органе Федеральной налоговой службы РФ) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129‑ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Юридическое лицо приобретает права и принимает на себя обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Масштабная реформа гражданского законодательства затрагивает самые разные стороны деятельности предпринимателей и их правового статуса, в том числе и на стадии регистрации юридического лица. 30 июня 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям". Помимо уточнения порядка работы налоговых органов и банков, закрепления уголовной ответственности за некоторые деяния в сфере валютных отношений и прочих "антиотмывочных" нововведений, поправки были внесены и в процедуру государственной регистрации юридических лиц (ст. 51 ГК РФ).

Что изменилось и как это повлияет на процесс регистрации и последующей деятельности организации?

Стремление законодателя максимально обезопасить участников гражданского оборота фактически привело к замене уведомительного порядка регистрации организаций на разрешительный. Рассмотрим, какие изменения произошли, на достижение каких целей они направлены и какие могут возникнуть затруднения при их реализации.

1. Закрепляется обязанность регистрирующего органа провести проверку достоверности включаемых в ЕГРЮЛ данных до регистрации юридического лица, изменений в его уставе или иных изменений (ч. 3 ст. 51 ГК РФ). Пока не совсем ясно, по каким критериям, и в какой форме будет проводиться такая правовая экспертиза.


При конкретизации этого правила законодателю придется разрешить целый ряд непростых вопросов:

- на основании, каких данных будет проводиться проверка достоверности документов, и каковы ее пределы?

- будут ли налоговые органы обязаны взаимодействовать с иными органами, ведущими базы данных, и если да — то в каких случаях (всегда или только при возникновении сомнений в достоверности документов)?

- необходимо ли использовать картотеки данных арбитражных судов, чтобы подтвердить отсутствие текущих судебных споров, решение по которым может повлиять на регистрацию нового юридического лица или внесение изменений в данные ЕГРЮЛ в отношении уже существующих организаций?

- вправе ли налоговые органы запрашивать документы и сведения у третьих лиц (к примеру, подтверждение у арендодателя факта заключения договора аренды при регистрации изменения места нахождения юридического лица)?

- наконец, в какие сроки должна быть проведена подобная экспертиза?[15]

Решение данных вопросов, в конечном счете, упирается в круг полномочий налогового органа. К примеру, вправе ли налоговая, для принятия решения о регистрации изменений запрашивать какие-либо дополнительные документы, помимо поименованных в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее — Закон о регистрации)? Несмотря на прямой запрет подобных действий со стороны регистрационного органа, закрепленный в ч. 4 ст. 9 Закона о регистрации, решение этого вопроса на практике вызывало разногласия и до введения рассматриваемого правила о правовой экспертизе документов. Так, суд может обязать налоговую выполнять требования не только Закона о регистрации, который носит общий характер, но и специальных законов — например, Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", абз. 2 ч. 6 ст. 15 которого закрепляет в качестве обязательного условия государственной регистрации образованного путем реорганизации юридического лица наличие доказательств уведомления кредиторов. В данной ситуации суд заключил, что налоговый орган обязан был потребовать представления таких доказательств, несмотря на то, что они не входят в закрытый перечень документов, утвержденный ст. 14 Закона о регистрации (постановление ФАС ВСО от 26 февраля 2009 г. № А74-2856/2007-Ф02-569/2009).

2. Вводится презумпция полноты и достоверности сведений, занесенных в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) для использования их третьими лицами (ч. 2 ст. 51 ГК РФ). В действительности эта презумпция уже давно сложилась на практике и теперь просто получила законодательное закрепление.


Изучение выписки из ЕГРЮЛ в отношении другой стороны сделки вошло также в обыкновение подавляющего большинства предпринимателей — в том числе и потому, что при заключении договора с фирмами-"однодневками" впоследствии существует риск признания контрагента таких фирм недобросовестным налогоплательщиком, и, следовательно, доначисления сумм налогов в отношении него. Это также свидетельствует о том, что государственные органы рассматривают ЕГРЮЛ в качестве официального и достоверного источника информации о юридических лицах.

Кроме того, теперь юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в ЕГРЮЛ.

3. Регистрирующий орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица (абз. 1 ч. 4 ст. 51 ГК РФ). Пока законодатель не определил случаи, круг таких заинтересованных лиц, а также сроки и порядок их уведомления. Скорее всего, заинтересованными лицами будут признаны все учредители (участники) юридического лица, держатели реестров акционеров акционерных обществ и лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица[16].

Логично, что заинтересованными лицами при процедуре регистрации изменений учредительных документов или сведений ЕГРЮЛ в отношении конкретного юридического лица являются также его кредиторы. Однако налоговые органы не могут знать о всех контрагентах юридического лица, обратившегося за такой государственной услугой. Вместе с тем, к примеру, факт реорганизации юридического лица дает основания его кредиторам потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков (ч. 2 ст. 60 ГК РФ).

В связи с этим законодатель предусмотрел еще одну меру, обеспечивающую интересы третьих лиц.

4. Заинтересованные лица вправе направить в налоговую возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в ЕГРЮЛ (абз. 2 ч. 4 ст. 51 ГК РФ). Такая мера позволит регистрирующему органу получить информацию, способную повлиять на вынесение решения о государственной регистрации — например, о рассмотрении дела в арбитражном суде о признании недействительным собрания акционеров, на котором было принято решение о реорганизации.


Новые правила регистрации изменений учредительных документов и сведений ЕГРЮЛ позволят учредителям (участникам) организаций заблаговременно узнать о возможных рейдерских действиях путем регистрации изменений состава участников юридического лица, увеличения уставного капитала и т.д. Некоторые нововведения уже начали реализовываться — так, ФНС России запустила сервис "Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации".

Он позволяет узнать, какие и когда документы были поданы для регистрации изменений в отношении того или иного юридического лица, в какой налоговый орган, лично или в иной форме, входящий номер заявления, а также дату готовности документов и вид решения, если оно было принято. Однако пока возможности поиска информации с помощью этого сервиса несколько затруднены. К примеру, нельзя посмотреть, по каким юридическим лицам подавались документы в конкретный налоговый орган за тот или иной период времени. Получить сведения можно только в отношении конкретного юридического лица, зная его точное наименование или ОГРН.

Какие изменения в процедуре государственной регистрации юридических лиц можно ожидать в ближайшем будущем?

В сфере регистрации обществ с ограниченной ответственностью как основной организационно-правовой формы малого и среднего бизнеса основные направления государственной политики содержатся в соответствующем плане мероприятий («дорожной карте»), утвержденном распоряжением Правительства РФ (распоряжение Правительства РФ от 7 марта 2013 г. № 317-р). Этот план предусматривает такие меры, как:

- рассрочка оплаты уставного капитала (максимальный срок – два месяца со дня государственной регистрации);

- использование типового устава юридического лица;

- отмена обязательного наличия печати до момента государственной регистрации юридического лица;

- исключение необходимости нотариального свидетельствования подлинности подписи заявителя при личной подаче документов;

- регистрация через посредников – «регистрационных агентов» (в том числе банки и нотариусы);

- возможность предварительной проверки представленных на регистрацию документов на предмет комплектности и соблюдения требований к форме и т. д.[17]

Некоторые законопроекты, находящиеся на рассмотрении Госдумы, также способны существенно повлиять на процедуру и итоги регистрации юридических лиц в случае их утверждения. К предложениям относятся, к примеру, дополнение перечня сведений о юридическом лице данными о сроке истечения полномочий лица, имеющего право действовать без доверенности, сокращение сроков регистрации юридических лиц и ИП в государственных внебюджетных фондах, противодействие "миграции" недобросовестных налогоплательщиков путем расширения перечня оснований отказа в регистрации изменений, связанных со сменой адреса и другие.


Таким образом, законодательно были расширены обязанности, как налогового органа, так и заявителя. В целом правовое регулирование порядка регистрации развивается с тенденцией упрощения процедуры регистрации юридического лица с одновременным повышением ответственности его учредителей за соблюдение правил направления сведений для внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Вместе с тем, нововведения в ГК РФ носят рамочный характер и требуют детализации в Законе о регистрации по целому ряду положений:

- порядок и срок проверки достоверности сведений, представленных заявителем;

- случаи, сроки и порядок уведомления заинтересованных лиц о предстоящей регистрации изменений, а также круг этих лиц и содержание уведомления;

- порядок, сроки и последствия рассмотрения регистрирующим органом возражений заинтересованных лиц.

Отметим, что с 01 января 2016 года вступил в силу новый Закон № 67-ФЗ, вносящий изменения в текущие правила регистрации юридических лиц.

С 01.01.2016 г. регистрирующий орган получает право на проверку достоверности данных, предоставляемых для включения в ЕГРЮЛ. при наличии сомнений. Сомнения могут вызвать и возражения любых третьих лиц.

В качестве методов и способов проверки достоверности сведений предусмотрены:

  • изучение документов, имеющихся в распоряжении регистрирующего органа;
  • изучение заявлений заинтересованных лиц и пояснений заявителя;
  • запрос разъяснений от иных лиц;
  • запрос необходимых справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
  • осмотр недвижимости;
  • привлечение экспертов и специалистов.

В случае возникновения сомнений у рег. органа в процессе ликвидации или реорганизации фирмы, налоговая вправе приостановить данные процедуры на срок не более 1 месяца.

С начала нового 2016 года предусматривается новый вид записи в ЕГРЮЛ — запись о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Её внесение будет возможно как на основании заявления физ.лица, так и по инициативе налогового органа. Таким образом запись будет вноситься о каждой компании, в отношении которой в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные данные о адресе ЮЛ, учредителях или участниках, держателе реестра акционеров, размерах и номинальной стоимости долей, а также об исполнительном органе, включая паспортные данные физ.лица. Перед тем, как вносить такую «метку» в ЕГРЮЛ, налоговый орган должен будет уведомить организацию об обнаружении недостоверных данных, которые можно и нужно исправить в течение 30 дней, путем предоставления недостающих и/или подтверждающих документов.