Файл: Метод тестирования в психологии и педагогике: надежность, валидность, стандартизация (Виды тестирования и их особенности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 738

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что тестирование относится к методам диагностики, для которых, в отличие от других методик исследования, характерен акцент на измерение некоторой психологической переменной.

Процедура тестирования может проводиться в различных формах. В получении информации о признаках объектов заключается цель измерения. Позволяют глубже проникнуть в суть изучаемых явлений полученные при измерении числа. Как показывает практика, среди всех типов тестов педагогические численно превосходят все остальные. С точки зрения исследователей данной проблемы это не только не неизбежно и оправдано. В повседневной практике с помощью педагогических тестов можно получить объективную информацию о владении индивидом определенными знаниями, умениями и навыкам. А также соотнести эти данные с задачами обучения для своевременной коррекции процесса усвоения новых знаний.

Большинство тестов в основном служат для целей испытания, чтобы выявить, насколько психические качества испытуемого соответствуют уже ранее выявленным психическим нормам и стандартам. В разные годы учеными были предложены самые разнообразные определения метода тестов.

В основном тесты представляют собой стандартные наборы заданий и материалов, с которыми работает испытуемый. Процедура становления предъявления заданий: их дают в определенной последовательности, время выполнения и оценка результатов регламентированы. В словесных заданиях теста не должно быть слов, рисунков, которые могут восприниматься и пониматься людьми. Простота формулировок и однозначность тестовых заданий. Полное время выполнения заданий психологического теста не должно превышать двух часов, так как в течение времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне. Составляют тесты по определенной схеме: определение целей тестирования, составление тестов в черновом виде, апробация тестов на репрезентативной выборке испытуемых и исправление недостатков. Очень велика потребность в методах тестирования. Это обуславливает актуальность выбранной темы.

Цель исследования: теоретически изучить основные особенности тестирования и значение в психолого–педагогических исследованиях.

Объект исследования: тестирование.

Предмет исследования: психолого – педагогические тесты.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать психолого – педагогическую литературу; раскрыть общие представления о тестировании в психолого – педагогических исследованиях; выявить основные достоинства и недостатки метода тестирования.


При написании работы были использованы такие методы исследования, как изучение и анализ научной литературы.

Теоретико – методологическую основу исследования составляют концептуальные разработки психологов и педагогов, посвященные проблеме тестирования в психолого–педагогических исследованиях, и рассматриваются в работах: А. Анастази, С. Урбиной, Л. Ф. Бурлачука, С. М. Морозова, Б. С. Волкова, Н. В. Волковой, А. В. Губанова, И. В. Дубровиной, Р. С. Немова, А. С. Лучинина, А. А. Бодалева, В. В. Столина.

Структура работы: содержание, введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТЕСТИРОВАНИИ В ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

1.1 История возникновения тестирования

Несколько тысячелетий насчитывает история возникновения тестов. Существуют факты, которые свидетельствуют о более древнем применении тестов.

Люди в древнем Вавилоне знали четыреста клинописных знаков, использовали шестидесятеричную  систему счета, умели вычислять  проценты, измерять площадь и объем  различных геометрических фигур. Даже среди изучаемых предметов были те, которые отвечают современному понятию «профессиональная пригодность» [12, с. 34].

Около 2200 лет до нашей эры в Китае успешно действовала система проверки способностей и отбора персонала для различных государственных должностей. А именно, проверялось умение писать, читать, знать порядок проведения придворных ритуалов и церемоний. Затем в течение последующих 2000 лет в систему отбора чиновников были внесены экзамены по гражданскому праву, военному делу, финансам, сельскому хозяйству, географии [14, с.22].

Также, в Древней Греции люди знали приемы проверки полученных в ходе обучения знаний. И в средние века в Европе присвоение ученых званий, степеней связано было со способностью сдать соответствующие экзамены.

Тестология появилась на стыке психологии, социологии, педагогики и других поведенческих наук. Эта наука призвана заниматься вопросами разработки тестов для объективного контроля представлений, знаний, навыков и умений [8, с.12].


Полагаем, что впервые тест возник как метод изучения индивидуальных различий. Временем его возникновения считается конец XIX – начало XX веков, когда для определения физических, физиологических и психических особенностей человека психологи попытались применить различные способы измерения [8, с.12].

Английский биолог сэр Френсис Гальтон был одним из тех, кто положил начало тестированию. Его многочисленные и разнообразные исследования объединяет интерес к наследственности у человека. По мере изучения наследственности Ф. Гальтон все более осознавал необходимость измерения характеристик людей, состоящих и не состоящих в родстве. Только таким путем он смог установить, например, точную степень сходства между родителями и их потомками, братьями и сестрами, родными и двоюродными, или близнецами. С этой целью Ф. Гальтон обследовал множество учреждений в системе образования, в которых вел систематические антропометрические измерения учащихся [4, с.40].

Думается, первые опыты дифференциального изучения психики были вызваны необходимостью различить душевно больных и умственно отсталых и психически нормальных людей. Это различение требовало уточнения нормы.

Начиная с опытов по установлению объективных различий между нормой и иными видами отклонений от нее, психологи, посвятили себя диагностике, создали разнообразные психолого – диагностические методики и тесты.

Первоначально развивалось  психологическое тестирование, и в  последующем, В. А. Маккол предложил  различать тесты психологические тесты умственного развития и педагогические тесты учебных  достижений [4, с. 40].

Родоначальником  всех педагогических измерений считают  Эдуарда Ли Торндайка. Именно Торндайком были созданы первые научно обоснованные педагогические тесты, которые снабжены нормами.

Очень большой вклад в развитие тестов интеллекта внес французский  психолог Альфред Бине. Он с Теодором Симоном разработали тест, который позволяет  дифференцировать нормальных и умственно  отсталых детей [7, с. 27].

Тесты А. Бине, как и их позднейшие переработки, являются индивидуальными шкалами в том смысле, что они могут быть применены одновременно только к одному человеку. В большинстве этих тестов предусматривается, что испытуемый или отвечает устно, или осуществляет какие-то действия с предметами, причем в некоторых из них требуется учитывать индивидуальное время ответа. По этим и другим причинам такие тесты не приспособлены для группового использования. Для тестов типа теста Бине характерно и то, что они нуждаются в высококвалифицированном экспериментаторе. Такие тесты по существу являются клиническими средствами, приспособленными к интенсивному изучению конкретных случаев [7, с. 27].


Карлхайнц Ингенкамп  утверждал, что традиционные способы  оценки, которые существуют в системе образования, срочно нуждаются в систематическом  дополнении объективными методами. При  этом необходимо найти научное обоснование  методики оценок.

А. Ф. Лазурский ввел в клиническую диагностику новый методический прием «естественный эксперимент», при котором испытуемый не подозревает, что на нем производят опыт, и анализируемый психический процесс реализуется в естественной форме [10, с. 19].

Полагаем, что экспериментальные науки стали выходить за рамки изучения отдельных психических функций и изменений в них и начали обращаться к особенностям личности, оценивая отдельные стороны, давая ее общую характеристику.

Думается, важную роль в становлении отечественной тестологии сыграли работы В. П. Беспалько и Н. Ф. Талызиной. В. П. Беспалько считает, процесс обучения должен быть технологичным и диагностичным. Если нет достоверной диагностики, то нет и учебного процесса. Н.Ф.Талызина, рассматривая вопросы управления процессом учения, анализирует проблемы педагогической оправданности применения тестов [10, с. 19].

Полагаем, что следует отметить деятельность В. C. Аванесова по применению и развитию передовых идей и достижений зарубежной тестологии в отечественной теории и практике педагогического тестирования. В. C. Аванесов является приверженцем современных технологий в образовании, большую просветительскую деятельность он осуществляет в глобальной сети Интернет. Его сайт содержит массу постоянно обновляемой информации весьма полезной для тестологов. В журнале публикуются работы отечественных и зарубежных тестологов. В. С. Аванесова называют классиком отечественной тестологии [10, с. 19].

1.2 Виды тестирования и их особенности

Много разновидностей тестов существует, которые разделяют на группы по нескольким основаниям:

- по предмету тестирования;

- по особенностям используемых в тесте задач;

- по материалу, предъявляемому испытуемому;

- по объекту оценивания [16, с. 102].

По предмету тесты: интеллектуальные, личностные и межличностные. По особенностям используемых задач выделяют практические, образные и словесные тесты. По характеру тестируемого материала, тесты бывают бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные. По объекту оценки: процессуальные тесты; тесты достижений; тесты состояний и свойств. Существуют индивидуальные и групповые тесты, устные и письменные [16, с. 102].


Также в клинической диагностике используется тестирование. Эта процедура тестирования закладывает стандартизированное измерение любой индивидуальной характеристики. Тестирование позволяет с известной вероятностью получить объективные показатели любого психического процесса. Применяются достаточно разнообразные тесты в клинической диагностике. Часто используются такие индивидуальные тесты интеллекта, как тест Векслера, тесты Бине, пробы Крепелина, таблицы Шульте, метод исследования афазий К. Гольдштейна [18, с. 77].

Надежность теста. Грамотно построенный тест охватывает основные разделы учебной программы тестируемой области знаний или проявлений какого-то умения или способности.

В последнее время, в связи с компьютеризацией общества, стали использовать компьютеризированные тесты. Компьютерное тестирование – самый современный вид психологической диагностики. Результатом тестирования является многосторонний портрет человека [18, с. 77].

Компьютеризация это мощный инструмент обеспечения информационной безопасности, что позволяет технически предотвратить злоупотребления со стороны недобросовестных экзаменаторов. А выбор заданий производит компьютерная программа.

Например, тест К. Изарда «Дифференциальная шкала эмоций». Инструкция. Оцените, пожалуйста, по четырех балльной шкале, в какой степени каждое из перечисленных ниже понятий описывает ваше самочувствие в данный момент, поставив подходящую для вас цифру справа: 1 – совсем не подходит; 2 – пожалуй, верно; 3 – верно; 4 – совершенно верно. Обработка и интерпретация результатов теста Изарда:

1. Подсчитывается сумма баллов по каждой из 10 строк и записывается в графу «Сумма баллов» соответствующей строки. При интерпретации учитывается, какие эмоции выражают понятия в каждой строке: 1 – интерес, 2 – радость, 3 – удивление, 4 – горе, 5 – гнев, 6 – отвращение, 7 – презрение, 8 – страх, 9 – стыд, 10 – чувство вины. Суммы баллов по каждой строке сравниваются. Большая сумма указывает на доминирующие, как видно из таблицы 1 (см. Приложение 1) преобладающие в данный момент эмоции.

2. Вычисляется общий коэффициент самочувствия. Для этого а) суммируются баллы по строкам 1, 2, 3, 9 и 10; б) суммируются баллы по строкам 4, 5, 6, 7, 8; в) первая сумма делится на вторую. Если коэффициент больше 1, то самочувствие можно рассматривать как хорошее, если ниже 1 – плохое.

В проективных личностных тестах, таких, как тест чернильных пятен Роршаха, делается попытка на основе ассоциаций, возникающих у субъекта при разглядывании чернильных пятен, предсказать, как он будет реагировать на других людей, эмоциональные раздражители и прочие сложные ситуации повседневной
жизни [5, с.45].