Файл: Метод тестирования в психологии и педагогике: надежность, валидность, стандартизация (Виды тестирования и их особенности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 743

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятие результатов применительно к дошкольному образованию – крайне опасное явление. Опасность состоит в буквальном толковании этого понятия как учебных достижений. Но в дошкольном образовании оценивается не ребенок, а условия, созданные для его развития, позволяющие ему быть разным, быть успешным и чувствовать себя человеком с комплексом полноценности.

Было бы наивным полагать, что педагоги и родители сразу воспримут и поддержат новые ФГОС. Поэтому ключевая задача состоит в том, чтобы практики, работающие в системе дошкольного образования (я имею в виду всех управленцев в регионах и всех педагогов, которые занимаются воспитанием дошкольников), осознали и воплотили в жизнь заложенную в стандарте идеологию. Чтобы добиться этой цели, необходим четкий план действий по внедрению стандарта ДОО. Главной должна стать работа по разъяснению того, что критерии оценки эффективности деятельности дошкольного учреждения принципиально отличаются от школьных. Для этого потребуется смена приоритетов в воспитании: от подготовки ребенка к школе – к развитию личности ребенка. Умение читать, писать, считать важно, но не первостепенно. Когда есть мотивация к познанию, творчеству, труду, все остальные способности и компетенции, необходимые для успешного обучения в школе, получат свой импульс к развитию. Основой оценки должны послужить карты дошкольного образования, разработанные известными специалистами: П. Нежнова, Н. Коротковой, Л. Свирской. Вместо тестов они предлагают наблюдения за ребенком.

Вся идеология дошкольного образования и стандарта подчинена формуле: не ребенок готовится к школе, а школа – к ребенку. В этом контексте любые попытки тестирования ребенка на предмет готовности к обучению представляют собой зону риска, прежде всего для развития ребенка, а также для соблюдения правил возрастной адекватности и человечности. Как только мы начинаем укладывать ребенка в прокрустово ложе того или иного теста, мы рискуем задать неверную логику его развития и тем самым невротизировать как самого ребенка, так и его родителей. Поэтому никакие тесты по отношению к дошкольникам не могут быть использованы. Я против оценки качества образования в части готовности к школе. С моей точки зрения, это дорога в никуда.

2.3 Практические рекомендации по использованию и разработке тестов


Как всегда, определенные недостатки метода тестов являются продолжением его достоинств:

1) Опасность слепых (автоматических) ошибок. Слепая вера низкоквалифицированных исполнителей, что тест должен сработать правильно автоматически, порождает иногда тяжелые ошибки и казусы: испытуемый не понял инструкцию и стал отвечать совсем не так, как требует стандартная инструкция, испытуемый по каким-то причинам применил искажающую тактику, возник сдвиг в приложении трафаретки-ключа к бланку ответов (при ручном, некомпьютерном подсчете баллов) и т. п. Мораль — пользователь не должен подходить к тесту с магической установкой, будто этот волшебный черный ящик должен всегда работать исправно без всякого контроля со стороны человека.

2)Потеря индивидуального подхода, стрессогенность. Возможность упустить уникальную индивидуальность нестандартного человека (тем более ребенка), к сожалению, довольно вероятна. Это чувствуют сами испытуемые, и это их нервирует — особенно в ситуации аттестационного тестирования. У людей с пониженной стрессоустойчивостью возникает даже определенное нарушение саморегуляции — они начинают волноваться и ошибаться в элементарных для себя вопросах. Вовремя заметить такую реакцию на тест — задача, которая под силу квалифицированному и добросовестному исполнителю.

3) Потеря индивидуального подхода, репродуктивность. Тесты знаний апеллируют прежде всего к стандартному применению готовых знаний. Отсутствие возможности раскрыть свою индивидуальность при наличии стандартных, заданных ответов — ничем невосполнимый недостаток метода тестов. С точки зрения выявления творческого потенциала большинство тестов весьма ограничены именно тем, что они не апеллируют к творческой, конструктивной деятельности. Во всяком случае, отдельные стандартизированные творческие тесты имеют дело с весьма абстрактным материалом, а тесты достижений (знаний), адаптированные на жизненно важном материале (профессионально релевантном), как правило, выполнены в форме стандартного набора заданий с заданным ответом.

4) Отсутствие доверительной обстановки. Бездушный и формализованный характер самой процедуры тестирования, конечно, оборачивается тем, что испытуемый лишается ощущения того, что психолог заинтересован в нем лично, в том, чтобы помочь в его проблемах и трудностях. Диалогические методы (беседа, игра и т. п.) в этом плане имеют несомненные преимущества: непосредственно общаясь с испытуемым квалифицированный психолог может установить доверительный контакт, проявить персональное участие, создать атмосферу, снимающую напряжение и защиту.


5) Потеря индивидуального подхода, неадекватная сложность. Иногда неквалифицированные тестологи обрушивают на ребенка тесты, слишком трудные, сложные для него по возрасту, У него еще не сложились необходимые понятия и понятийные навыки, чтобы адекватно осмыслить как общую инструкцию к тесту, так и смысл отдельных вопросов. Существуют драматические казусы резкой недооценки умственного развития детей при применении вербальных тестов. Но многие невербальные тесты также требуют развития речевого мышления — хотя бы для осмысления того, что говорит взрослый в своей инструкции. Альтернатива взрослому тестированию в детской психологии — игровой подход к тестированию, когда тест включается в контекст игры и ребенок выполняет его как бы играя.

Таким образом, тесты нельзя делать единственным исчерпывающим методом любой диагностики (и образовательно-профессиональной и личностной) — они требуют параллельного использования свободных письменных работ (в личностной диагностике место сочинений занимают проективные тесты со свободным ответом), а также устного собеседования (интервью). То есть место тестов — дополнять указанные выше более традиционные методы. В этом качестве тесты незаменимы, так как не имеют многих недостатков, свойственных традиционным методам.

Спокойное рациональное осознание достоинств и недостатков метода тестирования освобождает всех (исполнителей, заказчиков, испытуемых) как от чрезмерных упований на метод тестов, так и от пренебрежения к нему [18, с. 76].

Думается, что для создания тестовых методик существуют два пути: адаптация известных методик и разработка новых, оригинальных методик.

Этапы адаптации тестов: анализ исходных теоретических положений автора теста; для иностранных методик это перевод теста и инструкций к нему на язык пользователя. Для этого нужна обязательная экспертная оценка соответствия оригиналу; проверка валидности, надежности в соответствии с психометрическими требованиями; на соответствующих выборках стандартизация.

Полагаем, что более серьезные проблемы возникают при адаптации вербальных тестов, опросников, вербальных субтестов в составе тестов интеллекта. Все проблемы связаны с языковыми и социокультурными различиями народов разных стран. Невозможность точной передачи идиоматических оборотов это обычное явление при переводах с языка на язык. Конечно, бывает сложно подобрать языковые и смысловые аналоги заданий теста, и полная его адаптация становится сопоставимой с разработкой оригинальной методики.


Методики устаревают достаточно быстро. Это связано с развитием языка и изменчивостью социокультурных стереотипов. Методики должны корректироваться каждые пять или семь лет, что подразумевает уточнение формулировок вопросов, коррекцию нормативов, обновление стимульного материала, пересмотр критериев.

Разрабатывают тестовые методики исходя из таких этапов. Сначала выбирают предмет и объект исследования. Выбирают вид теста: объективный, субъективный, проективный. Тип заданий с предписанными ответами, со свободными ответами и шкалами числовыми, вербальными и графическими. Подбирают первичный банк заданий. Вопросы формулируются исходя из теоретических представлений об измеряемом явлении: факторно – аналитический принцип. Затем оценивают задания первичного банка: содержательной валидности теста, то есть соответствия каждого из заданий измеряемому явлению, и полноты охвата изучаемого явления тестом в целом. Предварительно тестируют и формируют банк эмпирических данных. Проводят с помощью корреляционного анализа оценок теста и показателей по внешнему параметру изучаемого свойства. Например, школьная успеваемость при валидизации теста интеллекта, врачебный диагноз при валидизации клинических тестов, данные других тестов. Оценивают надежность теста: устойчивость результатов к действию случайных факторов, внешних и внутренних. Методику признают надежной, если коэффициент корреляции результатов составит не менее 0,75. При более низком показателе надежности производят корректировку заданий теста, переформулируют вопросы, которые снижают надежность тестов. Приводят процедуры и оценки к общепринятым нормативам. Стандартизация оценок подразумевает преобразование первичных оценок в оценки шкальные. Определяют валидность по внешнему критерию, но данные по нему собирают через некоторое время после тестирования [11, с.89].

По итогам данной главы курсовой работы можно сказать, что несмотря основные достоинства и недостатки методов тестов нет причин отказываться от них отказываться. Надо только понимать границы их применения. Создание методики очень трудоемкая работа, которая требует развитой системы заказа на методики и соответственно оплату труда разработчикам. Рационально осознав, достоинства и недостатки метода тестирования, освобождают всех исполнителей, заказчиков, испытуемых как от чрезмерной критики на метод тестов, так и от пренебрежения к нему. Методы тестов выявляют и измеряют индивидуальные психологические особенности человека, что позволяет определить различия между людьми. И, тем не менее, тесты нельзя делать единственным исчерпывающим методом любой диагностики. Тесты требуют параллельного использования свободных письменных работ и устного собеседования.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цели и задачи курсовой работы достигнуты и выполнены. В курсовой работе рассмотрены исследования тестирования, методов тестов, с помощью которых проводится сбор и обработка полученной первичной информации. Даны общие представления о тестах, рассмотрены основные виды тестирования, определены и охарактеризованы основные требования к ним, даны практические рекомендации по использованию и разработке тестов на основании приведенной литературы. Также рассмотрены отдельные виды тестов, обозначены их положительные и отрицательные моменты, приведены классификации методик по различным аспектам исследования.

На основании рассмотренного материала можно сделать вывод о существовании большого числа разнообразных медов тестирования, которые можно применять для исследования во всех сферах жизнедеятельности человека. Без опросов, тестов и анкетирования невозможно проведение социологических, статистических исследований. С их помощью осуществляется подбор кадров в различных отраслях деятельности. С помощью тестов можно исследовать массу явлений, но, для этого необходимо правильно использовать данные методики. Применять тесты нужно строго по назначению, пользуясь инструкцией для проведения тестирования, анализа собранной информации. Все это позволяет избежать ошибок при оценке результатов тестирования.

Таким образом, тесты являются одним из основных в современной диагностике, тем не менее, их нельзя делать единственным исчерпывающим методом любой диагностики. Тестирование относится к методу диагностики, для которой, характерно измерение. Численное представление некоторой психологической переменной. А процедура тестирования проводится в различных формах. Тесты позволяют оценить человека соответственно цели исследования, дают возможность сравнить информацию, полученную разными исследователями. Функция теста вытекает из самой его сущности. Структура теста позволяет систематизировать знания. На основе анализа результатов тестирования можно строить индивидуальный процесс обучения с учетом выявленных тенденций.

Тестовая методика позволяет получать более объективные и точные данные по сравнению с анкетным опросом, облегчает математическую обработку результатов. Однако тестирование уступает другим методикам по глубине качественного анализа, лишает испытуемых разнообразия возможностей самовыражения. Метод тестов является одним из основных в современной психодиагностике. По уровню популярности в образовательной и профессиональной психодиагностике он прочно удерживает первое место в мировой психодиагностической практике уже фактически в течение столетия.