Файл: Метод тестирования в психологии и педагогике: надежность, валидность, стандартизация (Виды тестирования и их особенности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 744

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Неотъемлемой чертой современной психологии и педагогики является тестирование. Практическое использование результатов тестирования: сфера обучения и воспитания, сфера профессионального отбора и профессиональной ориентации, консультативная и психотерапевтическая практика, медицинская и судебная экспертиза. Тестирование развивается в постепенно нарастающем темпе и является очень популярным методом психологического – педагогического исследования. Оно эффективно содействует в решении широкого круга вопросов в сферах повседневной жизни человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акимова М.К. Психодиагностика. Психологическое тестирование. / М. К. Акимова, К. М. Гуревич. – 3-е изд. – Спб.: Питер, 2008. – 656 с.
  2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — 7 - изд. -СПб.: Питер, 2006. – 687 с.
  3. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. - М.: Владос, 2004. - 208 с.
  4. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.
  5. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру и типологии личности. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
  6. Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования. / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов. – М.: Академический проект, 2005. – 351 с.
  7. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 c.
  8. Гуревич П.С. Психоанализ. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 480 с.
  9. Дубровина И.В. Психология / И. В. Дубровина. – М.: Академия, 2004. – 464 с.
  10. Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л.В. Карцева. - М.: Дашков и К, 2013. - 224 c.
  11. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 c.
  12. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / А.И. Кравченко. - М.: ИЦ РИОР, 2010. - 112 c.
  13. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013. - 471 c.
  14. Лучинин А.С. Психодиагностика. Конспект лекций / А. С. Лучинин. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
  15. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: Учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013. - 464 c.
  16. Павленко, Н.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н.Н. Павленко, С.О. Павлов. - М.: КноРус, 2012. - 496 c.
  17. Пастюк, О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.В. Пастюк. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 c.
  18. Психотерапия: Учебник. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.:Питер, 2007. – 672 с.
  19. Фридман Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
  20. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 381 c.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест К. Изарда «Дифференциальная шкала эмоций»

№ п/п

Понятия

Оценка

Понятия

Оценка

Понятия

Оценка

Сумма баллов

1

Внимательный

Концентрированный

Собранный

2

Наслаждающийся

Счастливый

Радостный

3

Удивленный

Изумленный

Пораженный

4

Унылый

Печальный

Сломленный

5

Взбешенный

Гневный

Безумный

6

Чувствующий неприязнь

Чувствующий отвращение

Чувствующий омерзение

7

Презирающий

Пренебрегающий

Надменный

8

Пугающий

Страшный

Сеющий панику

9

Застенчивый

Робкий

Стыдливый

10

Сожалеющий

Виноватый

Раскаивающийся

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Классификация IQ – показателей по Векслеру

IQ - показатель

Уровень интеллектуального развития

Выявление, % (по выборке 1,7 тыс. лиц от 16 до 64 лет)

130 и выше

Весьма высокий интеллект

2,2

120 – 129

Высокий интеллект

6,7

110 – 119

Хорошая норма

16,1

90 – 109

Средний уровень

50,0

80 – 89

Сниженная норма

16,1

70 – 79

Пограничный уровень

6,7

69 и ниже

Умственный дефект

2,2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Функции интеллекта, определяемые субтестами шкал Векслера

Субтест

Изучаемая функция

Фактор, влияющий на результат

Осведомленность

Сохранение в памяти материала длительное время.

Ассоциации и организация опыта

Культурная среда, интересы

Понимание

Абстрактное мышление.

Организация знаний.

Формирование понятий

Возможность приобщения к культуре.

Реакция на реальные ситуации.

Объем внимания

Арифметический

Сохранение в памяти арифметических операций

Возможность овладения основными арифметическими операциями

Установление сходства

Анализ связей, взаимозависимостей.

Формирование вербальных понятий

Возможность приобщения к культуре

Словарный

Языковое развитие.

Формирование понятий

Возможность приобщения к культуре

Цифровые ряды

Немедленное воспроизведение.

Слуховые образы (отчасти – зрительные образы)

Объем внимания

Последовательные картинки

Зрительное восприятие отношений (визуальная интуиция)

Возможность приобщения к культуре

Недостающие детали

Зрительное восприятие, анализ.

Зрительные образы

Опыт восприятия окружающей среды

Составление фигур

Зрительное восприятие, синтез.

Визуально – моторная интеграция

Степень и точность двигательной активности

Кубики Коса

Восприятие формы.

Зрительное восприятие, анализ.

Визуально – моторная интеграция

Степень и точность двигательной активности.

Уровень цветного зрения

Шифровка

Немедленное воспроизведение.

Визуально – моторная интеграция.

Зрительные образы

Степень двигательной активности


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Тест “Запомни и расставь точки”

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка 4-6 лет.

Для этого используется стимульный материал, изображенный на рисунке. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).





Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:

"Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках"

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов теста

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).

Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:
10 баллов - ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке

6 и более точек

8-9 баллов - ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек
6-7 баллов - ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.
4-5 баллов - ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.
0-3 балла - ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне объема внимания

10 баллов - очень высокий

8-9 баллов – высокий

6-7 баллов – средний

4-5 балла – низкий

0-3 балла - очень низкий.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Тест “Найди и вычеркни”

Эта методика предназначена для определения продуктивности и устойчивости внимания детей от 4 до 6 лет.

Ребенку показывают рисунок. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок.



Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:


"Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец".
На этом выполнение задания завершится".

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова "стоп" и "начинай".



В этом варианте методики экспериментатор дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а кружок - горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

Оценка результатов теста:

При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

  • S=(N-2.8n)/t;
  • S - показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;
  • N - количество изображений предметов на рисунках, просмотренных ребенком за время работы;
  • t - время работы;
  • n - количество ошибок, допущенных за время работы. (ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.)

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один - для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные - для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график, на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом: