Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Поддержка государства малого бизнеса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Административные, или еще их называют прямые, методы воздействия применяются государством в том случае если экономические методы, или косвенные, неприемлемы или не эффективны для решения какой-либо задачи. В данном случае практика показала, что административные методы целесообразно применять в случаях:

- государственная монополия естественного характера ( оборона, фундаментальная наука и т.д.);

- использование ресурсов и охрана окружающей среды;

- метрология, стандартизация, сертификация;

- социальная политика. Здесь подразумевается поддержка минимально-допустимых параметров общественной жизни (пособия по безработице и инвалидности, гарантированный минимум з/п и др.);

- деятельность внешней экономики (квотирование и лицензирование экспорта, гос. контроль за импортом и др.).

Для создания оптимальных условий для развития предпринимательства, для стабильности и роста экономики государством должны проводиться фискальные, научно-технические, инвестиционные, ценовые, амортизационные, кредитно-денежные и другие типы политики, при использовании которых оно применяет в комплексе административные и экономические методы.

Рассмотрим более подробно каждый из вышеуказанных типов политики.

Фискальная политика государства подразумевает регулирование экономики путем применения системы налогообложения, целью которой является стабилизация и оживление. Данный механизм заключается в том, что: во время снижения производства чтобы увеличить спрос государство начинает увеличивать расходы на общественные работы (строительство мостов, дорог и других социальных объектов) и на воспроизведение государственных программ, побуждая тем самым фирмы и заводы на увеличение производства той или иной продукции. Также подъем экономики можно вызвать и путем снижения доходов, например, уменьшить налоги с предприятий и населения. В данном случае повысится спрос у населения на потребительские товары, у предприятий в свою очередь появляется возможность для большего инвестирования. Такая система в итоге должна оживить экономику.

Система налогов в государстве оказывает существенное влияние на предпринимательство. Ведь налоговый груз ответственности порой бывает таким, что у хорошего предприятия не будут оставаться средства не только на расширение производства, но и на простое существование. В налогообложении должна быть предусмотрена система льгот для тех предприятий, функционирующих в желательных сферах экономики для государства, для поддержки малого бизнеса, которые большую часть своих доходов распределяют на усовершенствование, расширение действующего производства и техническое перевооружение. Налоговая система государства обязана вести такую политику, которая стимулировала бы предпринимательскую деятельность на наращивание выпуска продукции и оказание всевозможных услуг.


Уменьшение расходов государством в некоторых случаях может привести к уменьшению дефицита госбюджета, и, следовательно, к затуханию инфляционных процессов. Но все же макро регулирование не останавливается на непосредственных действиях государства путем управления гос. органов, так как государство порой запаздывает в своих действиях.

Существуют в рыночной экономике определенные механизмы саморегулирования и самоорганизации, которые вступают в силу тогда, когда проявляются отрицательные процессы в экономике. Литература называет их встроенными стабилизаторами. К примеру с помощью этих стабилизаторов можно автоматически осуществлять изменения налоговых поступлений, выплат социальных пособий и многое другое. Прогрессивная система налогообложения, определяющая налог от количества доходов, выступает в роли подобного стабилизатора. С ростом доходов прогрессивно растет налоговая ставка, которая заранее утверждается правительством.

Государство, проводя фискальную (бюджетную) политику, в первую очередь сглаживает тем самым экономические колебания. Государство не сможет выполнять свои функции, проводив лишь фискальную политику без соответствующей финансово-кредитной политики, тем более в глубокий экономический кризис. В развитых странах в последнее десятилетие отдается предпочтение финансово-кредитной поддерживающей политики.

Финансово-кредитная политика представляет собой целеустремленное управление государством кредитами, банковским процентом и денежными массами. Кредитно-денежная политика, как оказалось, очень мощное оружие, при помощи которого возможно справиться как с инфляцией, так и со спадом производства. Суть данной политики заключается в воздействии государством на денежные массы и процентную ставку, что неизбежно оказывает влияние на инвестиционный и потребительский спрос.

Основную роль в исполнении кредитно-денежной политики выполняет Центральный банк России. Он регулирует процентные ставки в зависимости от экономической ситуации, которая сложилась в стране, расширяя или сужая допустимость выдачи кредита тому или иному коммерческому банку. Центральный банк имеет возможность воздействовать с помощью нормы обязательного резерва. Уменьшение такой нормы создаст огромную возможность коммерческому банку для выдачи кредита или наоборот.

Государство может оказывать существенное влияние на инфляцию и экономический рост с помощью скупки и продажи ценных бумаг. Скупая ценные бумаги, их держатели получают денежные средства, что, в свою очередь, стимулирует экономический рост. Если государство продает ценные бумаги, то уменьшается оборот денежных масс, что помогает бороться с инфляцией. Мировая практика показывает, что кредитно-денежная и бюджетная политики должны исполняться государством совместно и только так можно эффективно повлиять на экономику в стране и предпринимательскую деятельность.


Научно-техническая политика также является важным фактором в подъеме экономики и преобразование страны в сильное индустриальное государство. В данном виде политики предполагается система направленных мер, которые обеспечивают комплексный рост техники и науки, введение их достижений в народное хозяйство. На сегодняшний момент общепризнанными в развитии техники и науки считаются следующие направления: электронизация народного хозяйства, автоматизация производства, создание новых технологий производства и материалов, атомная энергетика, биотехнология и многое другое. Для достижения таких целей государством должны использоваться ряд средств: финансирование образования в достаточном и разумном объеме; исполнение прогрессивной инвестиционной и амортизационной политики; усовершенствование систем оплаты труда для научных работников; поддержка конкуренции; активно участвовать в международных научно-технических сообществах и создать все необходимые условия, чтобы субъекты рыночной экономики были замотивированы во внедрении новых технологий и материалов.

Амортизационная политика входит в состав научно-технической политики. Государством с помощью данного вида политики регулируется характер и темп воспроизводства, скорость изменения основных фондов, определяя нормы амортизации, порядок использования и начисления. В этом случае государство придерживается следующих принципов: 1) своевременное осуществление переоценки основных фондов, особенное внимание этому нужно уделить в условиях инфляции; 2) норм амортизации должно быть достаточно для расширенного и простого воспроизводства основных фондов; 3) на предприятиях амортизационные отчисления должны быть использованы исходя из функциональной значимости; 4) должна происходить дифференциация норм амортизации в зависимости от функциональной значимости основных фондов, также учитывая сроки физического и морального износа; 5) во всех предприятиях должна быть возможность применения ускоренной амортизации.

Важнейшим рычагом воздействия государства на экономику и предпринимательство выступает инвестиционная политика. В данном случае государство напрямую может повлиять на темп и объем производства, на увеличение роста научно-технического прогресса, на решение большого количества социальных проблем и т.д. Государство может повлиять на инвестиционную активность с помощью налоговой и финансово-кредитной политиками, предоставления льгот предприятиям, которые вкладывают средства на техническое переоснащение и реконструкцию производства, амортизационной политики, научно-технической политики, образования благополучных условий для вовлечения иностранных инвестиций и многое другое.


Не менее важным из всех форм влияния государства на предпринимательство и экономику страны оказывается государственное предпринимательство. Это особенная предпринимательская деятельность, осуществляемая в пределах государственного сектора и связанная с прямым участием государственных предприятий в воспроизводстве товаров и услуг, а также их сбыте. Но при этом государство является самостоятельным субъектом хозяйствования, который реализует конкретные общенациональные задачи и цели: смягчение территориальных и отраслевых диспропорций, структурная перестройка производства, увеличение эффективности экономики, побуждение научно-технического производства. Особенно такое вмешательство требуется в малорентабельных отраслях, не представляющие особого интереса для частного капитала, но развитие которых определяет условия общего характера для воспроизводства. К ним относятся, например, связь, транспорт, энергетика.

Планирование, регулирование и прогнозирование также являются одними из важнейших рычагов государства в управлении экономикой и влияния на предпринимательскую деятельность. Существенно изменились методы планирования с переходом на рыночные отношения. Директивное планирование, когда для каждого предприятия устанавливалась определенная программа по производству, сменяется индикативным планированием. Суть такого вида планирования состоит в том, что на основании детального анализа экономики за предыдущий период, принимая во внимание экономическую политику и имеющиеся ресурсы, государство устанавливает на предстоящий период план основных макроэкономических показателей, например, темп роста ВНП (валового национального продукта) и национального дохода, степень инфляции и уровень безработицы, размер минимальной заработной платы, процентную ставку, дефицит бюджета и многое другое. В индикативном планировании предусматривается не только разработка основных макроэкономических показателей, но и заранее предопределяются способы достижения этих показателей.

Используя такой рычаг влияния на экономику и предпринимательство как ценообразование, государство влияет на спрос и/или предложение, перераспределение доходов и ресурсов, обеспечение уровня прожиточного минимума, антиинфляционные и антимонопольные и многие другие процессы в выгодном для государства курсе.

Из всего вышесказанного можно отметить, что государство имеет разные рычаги, методы и приемы для того чтобы оказывать влияиние на предпринимательство с целью стабилизировать и спровоцировать подъем экономики. Только нужно уметь правильно пользоваться имеющимися возможностями.


Глава II. Поддержка государства малого бизнеса.

Государственная поддержка и регулирование играют огромную роль в развитии предпринимательской деятельности. Анализируя нормативные акты в данной сфере с позиции влияния на улучшение предпринимательской деятельности в России, допускает обозначить, что устройство государственного воздействия содержит экономические и организационно-управленческие меры. Структура организации в поддержке бизнеса представлены: Гос. комитетом РФ в поддержку и развитию малого бизнеса, федеральными и региональными фондами поддержки малого бизнеса, центрами, агентствами и прочее. Более активно выступают на федеральных и региональных уровнях ассоциации, союзы и многие другие объединения малого бизнеса.

В развитии предпринимательской деятельности важную роль выполняет региональная система по регулированию и поддержке малого бизнеса. Одной из основных форм поддержки в стимулировании развития предпринимательской деятельности, а особенно на начальных стадиях, является снабжение субъектов предпринимательства кредитами. Кредиты предоставляются администрацией из внебюджетных средств и бюджета или посредством банков. Меры поддержки малого предпринимательства можно разделить: 1) меры, связанные с налогообложением, бухгалтерской отчетностью и учетом; 2) иные меры, которые представлены в виде льгот и некоторых преимуществ, например, льготное кредитование, упрощенная регистрация и многое другое.

Основные методы государственной поддержки выделены в ФЗ №88. Перечислим некоторые из них.

- льготы по кредитам. Существует специальный Фонд, который содействует развитию малого бизнеса в научно-техническом направлении. Этот фонд оказывает финансовую помощь наукоемким высокоэффективным проектам или иную помощь по своей специализации.

- льготное страхование.

- право на получение заказов на производство продукции, товаров или услуг для гос. нужд.

- помощь во внешнеэкономической деятельности малого бизнеса.

- производственно-технологическая поддержка.

- помощь в сфере образования. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для субъектов малого предпринимательской деятельности. Кроме этого, для субъектов малого бизнеса государство оказывает содействие в информационном плане, может быть рассмотрен более простой порядок сертификации, регистрации и лицензирования.