Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (СТРЕСС В РАБОЧЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современных энциклопедиях существует несколько толкований столь популярного в настоящее время понятия «стресс». И так, в психологии стресс это реакция организма (психическая, физическая, эмоциональная, химическая) на все то, что его пугает, раздражает или угрожает. Основатель научной теории стресса,  знаменитый исследователь, канадский ученый, физиолог Ганс Селье (1907-1982), в ходе своих исследований пришел к выводу, что стрессом можно назвать неспецифическую защитную реакцию организма на неблагоприятные факторы, нарушающие его спокойное существование. Появилось это понятие в 1936 году, однако, длительное время Ганс Селье избегал употребление как такового термина «стресс» поскольку использовался он для обозначения нервнопсихического напряжения, и только после 10 лет, в 1946 году он начал его использовать для определения общего адаптационного напряжения. В техническом значение термин означал «давление», «напряжение». 

В наш стремительный век все спешат, куда-то бегут, стараются все успеть. У каждого из нас складываются свои определенные представления об окружающем, формируются потребности, вырабатывается система требований. Несоответствия наших представлений и реальности, порождают неудовлетворенность. Одно дело, когда эта неудовлетворенность подталкивает к дальнейшему развитию, самосовершенствованию, другое, когда она вызывает агрессию на весь мир, который разрушил мечты о счастье. 

 Г. Селье доказал, что стресс – это целостный комплекс психических и физиологических изменений, происходящих в организме человека в ответ на какое-либо внешнее или внутреннее воздействие.

Профессиональный стресс - это термин, используемый для определения постоянного напряжения, который связан так скажем с рабочим местом. Стресс может иметь отношение к обязанностям, связанных с самой работой, или может быть вызван условиями, которые базируются в корпоративную культуру и межличностные конфликты. Напряжение в конечном итоге может влиять на физическое и эмоциональное благополучие.

Стресс является неотъемлемым фактором в какой-либо профессии или карьеры. В лучшем случае, наличие стресса может быть мотиватором, который побуждает индивида стремиться к совершенству. Однако, чрезмерное количество стресса может привести к недостаточной производительности, потерю уверенности в себе, и невозможность выполнять повседневные задачи. В результате, работники теряют энтузиазм к своей работе и, в конечном счете, выходят из общества. Также профессиональный стресс может привести к эмоциональным и физическим расстройствам, которые начали влиять на личную и профессиональную жизнь. С течением времени стресс может спровоцировать эмоциональные расстройства, такие как тревога, депрессия и в некоторых случаях различные фобии, которые и дальше подавляют способность радоваться любому аспекту жизни.


Работа является важной частью жизни для многих людей и профессиональный стресс, связанный с работой, является неизбежным.

Это является актуальным как для работников, так и работодателей. Существует множество видов напряжений в человеческой жизни; но профессиональный стресс, это то, что имеет непосредственное отношение к работе.

Можем ли мы жить, избегая стрессов? Наука на это отвечает однозначно – нет. Жизнь не терпит стабильности, и именно она и является основным источником стресса. 

Актуальность проблемы:

На каждом предприятии возникают конфликтные ситуации, соответственно вслед за конфликтами возникает стресс. Для того чтобы правильно противостоять стрессу нужно в первую очередь знать, как правильно преодолевать и заблаговременно к нему готовиться. А также как вести себя в уже наступившей стрессовой и конфликтной ситуации.

Современный человек постоянно живет на грани стресса. Причиной тому становится множество факторов, таких как: жесткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, скверная экология, финансовые кризисы, политическая нестабильность и т.д.

Термин "стресс" - стал для людей уже обыденным словом, в которое вкладывается представление об изменениях поведения и целая гамма чувств и переживаний, возникающих в сложных ситуациях или при повышенной опасности, которые стали неотъемлемой частью современного образа жизни.

Эмоциональная сфера человека является особым классом психических состояний и процессов, которые отражают непосредственные переживания индивида и воздействуют на его деятельность и поведение. Особая роль здесь отводится эмоциональным состояниям, которые характеризуются высоким эмоциональным напряжением. К ним относится и состояние стресса. В психологии стресс понимается как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых экстремальных состояниях.

Цель работы:

Рассмотреть влияние стресса на деятельность руководителя и выявить уровень устойчивости к стрессам управляющего.

Методики:

Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации доктора Холмса и доктора Раге. Тест на стрессоустойчивость.

Гипотеза:

Что чем больше опыт управленческой деятельности у руководителей, тем выше у них уровень стрессоустойчивости.


1. СТРЕСС В РАБОЧЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

1.1 Стресс как психологическое состояние организма

Одним из общих определений стресса может быть следующее: «Стресс - это такое психологическое состояние организма, когда существует несоответствие между его способностью удовлетворительно справиться с требованиями окружающей среды и уровнем таких требований».

Согласно дифференциации, предложенной Д.Р. Нитше, стресс - это многозначное понятие, включающее четыре основных значения.

1. Стресс как событие, несущее дополнительную нагрузку.

2. Стресс как реакция.

3. Стресс как промежуточная переменная.

4. Стресс как трансактный процесс.

Лазарус, Р. Лаунер считают, что стресс как трансактный процесс начинается со специфической оценки какого - либо события и собственных ресурсов по его преодолению. В результате этого формируются связанные со стрессом эмоции, возникают адаптивные реакции. В таком случае стресс является процессом, который протекает в постоянном взаимодействии индивида с окружающим миром.

Стрессы могут вызывать расстройства, психической, физической и социальной составляющих целостности человека. К примеру, падение задумавшегося о своих проблемах человека с последующим переломом кости приводит к нарушению физической целостности, сильная обида - к социальным и психическим последствиям. Стрессовые реакции, или ответы на воздействие стресса, могут быть поведенческими, физиологическими, эмоциональными и когнитивными.

Типичными эмоциональными стрессовыми реакциями являются переживания печали, страха, гнева. Когнитивными последствиями стресса могут быть нарушения концентрации внимания, ошибки мышления, расстройства запоминания. Поведенческие реакции обычно делятся на бегство и нападение.

Понятие «психологическая травма» определяется обычно как событие высокой интенсивности при одновременном отсутствии возможности его адекватного преодоления и превышении приспособительного потенциала индивида. Следствием этого могут быть нарушения адаптации и расстройства, связанные со стрессом. Иногда травма возникает из-за того, что человек становится свидетелем угрожающей опасности, ранения или смерти совершенно чужого ему человека.


Наряду с личностными признаками и особенностями преодоления стрессового события важную роль играют характеристики социального окружения, которые являются модераторами стресса.

Основными составляющими всех этих конструктов являются социальные отношения в том виде, как они трактуются, прежде всего, в социальной поддержке и концепциях социальной сети.

Под социальной сетью понимаются коммуникативные связи какого-то определенного социального комплекса (Шенк М., 1984), а именно социальная сеть состоит из «узлов» и «соединений» между ними, где узлы представляют отдельных личностей данного социального образования, а соединения - отношения, существующие между ними.

Здесь социальная сеть - это система социальных отношений отдельного человека, поэтому используются понятия «персональная социальная сеть», «система отношений», «личностная/индивидуальная сеть отношений», или «эгоцентрическая сеть».

Описание этой индивидуальной структуры отношений проводится по различным осям измерения с выделением: структурных признаков (величина, частные группы), интеракционных признаков (продолжительность отношений) и функциональных признаков (поддержка, нагрузка).

Под социальной поддержкой понимается удовлетворение специфических социальных потребностей: в защите, близости, информации, разрядке, практической помощи, успокоении и т. д.

Стрессы могут вызывать расстройства физической, психической социальной составляющих целостности человека.

Главной причиной возникновения стресса являются стрессоры. Люди по-разному реагируют на идентичные стрессоры. Главный опосредующий фактор со стороны индивида можно охарактеризовать как процесс оценки, представляющий собой суждение о событиях с различных точек зрения (каузальные атрибуции, контролируемость, ресурсы и т. д.)

1.2 Стресс и управление им в деятельности руководителя

Стрессом обозначается широкий круг состояний повышенной напряженности, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры. В управленческой деятельности число стрессоров имеет значимый высокий уровень, и по своему содержанию они специфичны. В управленческой деятельности к основным стрессорам необходимо отнести следующие факторы.

Фактор информационной нагрузки.


Одной из наиболее характерных особенностей управленческой деятельности является то, что руководителю приходится иметь дело с огромным количеством информации. По своему содержанию эта информация, как правило, очень разнообразна, противоречива, изменчива, обладает разной степенью достоверности. Вся информация, однако, должна быть воспринята адекватно, осмыслена и реализована в деятельности. Объем информации, требования к ее переработке включают противоречия с психическими возможностями субъекта.

В связи с этим высокая когнитивная нагрузка, обусловленная большим объемом информации, действует как мощный негативный фактор, который приводит к повышенной напряженности, а именно к стрессу.

Фактор информационной неопределенности.

Информационная нагрузка - ее избыточность постоянно сочетается в деятельности руководителя с хронической неопределенностью, так с одной стороны, информации чрезмерно много, а с другой - наиболее важной и нужной для данной конкретной ситуации информации часто недостает.

В результате руководитель ставится в выборное положение, когда он либо вынужден добирать, искать недостающую информацию (что само по себе порождает напряженность), либо действовать в условиях неопределенности, т.е. риска. Фактор ответственности, решающий и основной для деятельности, сила проявления всех иных факторов зависит от него.

Для управленческой деятельности мера ответственности наиболее высока, а ее содержание также специфично. Это не только «ответственность за себя» и не только «ответственность за результат», но и «ответственность за других». Таким образом общий феномен ответственности не только максимально выражен в управленческой деятельности, но также становится многомерным, включая в себя ряд довольно различных компонентов.

В соответствии с принципом «личной ответственности» руководитель в конечном итоге аккумулирует (обобщает) в своей деятельности всю меру ответственности за результаты функционирования организации.

Фактор дефицита времени.

Этот фактор можно охарактеризовать как хроническую нехватку времени так как нехватка времени является одним из наиболее типичных признаков управленческой деятельности. Обусловлен это фактор обилием задач и функций, которые необходимо решать и выполнять, а также и жесткими временными рамками, в которые обычно поставлен руководитель. В психологических исследованиях было установлено, что дефицит времени может выступать даже более, так скажем сильнейшим фактором напряженности деятельности, чем сложность решаемых в ее ходе задач.