Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Поддержка государства малого бизнеса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Экономика страны и предпринимательская деятельность в большей степени зависимы от государственной политики. Государство своими действиями может очень сильно повлиять на развитие данных сфер деятельности как ускорить, так и затормозить. Несмотря на все свои положительные стороны, рыночная экономика не может автоматически урегулировать социальные и экономические вопросы в пользу интересов каждого гражданина и всего общества в целом. Она не способствует социально-справедливому распределению дохода, не дает гарантий права на труд, не побуждает охранять окружающую среду и никаким образом не поддерживает слабые слои населения. Вложение капитала в частном бизнесе нацелено лишь на получение очень высокой прибыли, и такой вид бизнеса не проявляет интереса к отраслям и проектам, которые жизненно необходимы для государства и общества, но не приносят доход. О решении многих других актуальных проблемах должно заботиться само государство. Главными задачами для государства является обеспечение необходимого порядка в стране, а также национальная безопасность, что как раз и служит базой для развития экономики и предпринимательства. Государство должно обеспечить такие условия, чтобы экономика и предпринимательство нормально развивались.

Предпринимательская деятельность, активно развиваясь, сильно изменила экономические отношения в России. Это также послужило причиной реформирования законодательства в сфере регулирования производства продукции, услуг, работ и их качества. В настоящее время осуществляется активный процесс по реформированию законодательства системы правового регулирования.

Из всего выше сказанного, следует уделить особое внимание необходимости государства урегулировать предпринимательскую деятельность, условия вмешательства и механизмы воздействия на сферу предпринимательства в России.

Глава I Роль государства в сфере предпринимательской деятельности. Цели и методы ее регулирования.

Законодательством РФ в сфере хозяйства основными принципами предпринимательской деятельности выделены самостоятельная и инициативная хозяйственная деятельность субъектов. Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность, опираясь, на заключенные с покупателями и поставщиками договора, учитывая конъюнктуру рынка и его спрос, самостоятельно распоряжаться прибылью. Но все же без государственного регулирования, контроля и координации, предприятия не могут быть безгранично самостоятельным.


Роль, которая является для государства определяющей, стимулировать и регулировать предпринимательскую деятельность стала традиционной для страны. Государства, активно вмешиваясь в предпринимательскую деятельность, иногда выступали в качестве наблюдателя со стороны или арбитра. Но при этом используют достаточно разнообразные рычаги воздействия как экономические, так и административные.

Если рассматривать историю формирования предпринимательской деятельности, то можно отметить тот факт, что без активной поддержки государства крупная промышленность не имела бы такого успеха. Политика государства, по отношению к русской экономики, ставило перед собой главную цель, которая заключалась в росте российской промышленности во всех направлениях, что, несомненно, станет причиной процветания нации и государства. За всю историю предпринимательской деятельности государством был приобретен огромный опыт в поддержке предпринимательства и частной деятельности, например, для предпринимателей существует особая система налоговых льгот.

Большую роль в предпринимательской деятельности играли государственные заказы. Целые сети частных предприятий разных отраслей промышленности работали на казну.

Важны роль и укрепление государства, других общественных институтов, которые направлены на создание цивилизованную предпринимательскую деятельность, обеспечение данного процесса законодательной и организационной поддержкой.

Изменился социальный статус предпринимателей, государство создало такие условия, в которых предпринимательская деятельность стала почетной и уважаемой.

Также стоит отметить и решающую роль государства в формировании банковского предпринимательства. Государственный банк на протяжении долгого времени занимал лидирующее положение в системе кредитования. Коммерческие банки продолжали активно развиваться и выступали проводником и орудием государственной политики. Имея специфическую казенную поддержку, узкие группы предпринимателей искусственно сдерживали организацию новых банков, что создавало монопольное положение для уже существующих.

Экономический кризис, который затянулся в нашей стране, характеризуется спадом производства, растущей инфляцией, напряженностью в социальной сфере и совпадает с переходом на систему рыночной экономики. Все это, в большей степени, обусловлено слабым, а иногда некомпетентным, вмешательством в экономические процессы государства. Тем самым, не выполняя свои важнейшие функции.


Вот некоторые основные функции, которые возлагаются на государство:

1) Создание правовой основы. Ни одна сфера деятельности не может нормально развиваться без правовой основы. Государство принимает законы, которые определяют право собственности, регулируют предпринимательскую деятельность, обеспечивают качество продукции и многое другое. Только с помощью правовой основы государство сможет обеспечить законные отношения среди субъектов предпринимательской деятельности.

2) Обеспечение национальной безопасности страны и надлежащего правопорядка внутри страны. Государство должно действовать в интересах прав каждого гражданина и обеспечить его безопасность, а также субъектов рыночной экономики и общества в целом. Если государством не выполняется данная функция , то могут возникнуть благоприятные условия для развития криминала в стране, например, мафия, коррупция, уголовная преступность, взяточничество и другие негативные явления, которые пагубно влияют на развитие предпринимательской деятельности и экономики в целом.

3) Стабилизация экономики. Здесь подразумевается устойчивость в развитии экономики, когда на оптимальном уровне поддерживаются основные макроэкономические показатели, а также достигаются новые. Это касается таких показателей как национальный доход и объем ВНП, уровни безработицы и инфляции, дефицит в бюджете и многое другое. Чтобы обеспечить стабилизацию в экономике, государство должно использовать все методы и рычаги управления, путем проведения соответствующих фискальной, инвестиционной, финансово-кредитной и научно-технической политик. Невыполнение данной функции также негативно скажется на предпринимательской деятельности, на экономике страны, на социальной обстановке и на другие процессы жизни общества. Вот, например, какие можно ожидать последствия, если государство не станет бороться с инфляцией: снизится конкурентоспособность национальных товаров, что, в свою очередь, приведет к дефициту баланса платежной системы, упадку производства и, как следствие, к росту безработицы; произойдет отток денежных средств из страны, а главным образом иностранной валюты, а это может привести к валютной спекуляции; повышение цен на импортные товары и услуги, которое вызвано девальвацией цен; обесценятся сбережения граждан; снизится инвестиционная активность и многое другое. Из вышеперечисленных последствий можно сделать вывод, что вмешательство государства в экономику просто необходимо, для ее подъема и стабилизации.


4) Выполнение социальных гарантий и обеспечение соц. защиты. Государством должны проводиться активные социальные программы, сутью которых является обеспечение всех работающих заработной платы не ниже прожиточного минимума, пенсиями по старости, пенсии по инвалидности, пособия по безработице, материальной помощи малоимущим семьям, осуществлять индексацию фиксированных доходов, чтобы перекрыть рост инфляции и многое другое. Проведение таких программ позволяет государству обеспечить для всех граждан минимальный прожиточный уровень и не допустить социального напряжения в обществе.

5) Защита конкуренции. Основным регулирующим инструментом в рыночной экономике является наличие конкуренции. Она выступает в роли основы в сфере экономики, побуждая производителей внедрять все самое новое и передовое, в результате чего, качество товаров и услуг улучшается, и снижаются издержки на производство продукции. Государство просто обязано поддерживать конкуренцию всеми силами. При конкуренции покупатель играет роль "хозяина", рынок выступает в роли агента, а предприятия как "слуга" выполняет прихоти "хозяина". В случае с монополией ситуация резко меняется и покупатель становится слугой.

6) Разработать, принять и организовать исполнение хозяйственного законодательства, а следовательно создать правовую основу предпринимательства, банковской системы, налогообложения и т.д.

До того как государство начнет воплощать свою промышленную политику, оно обязано заключить союз с частным капиталом. Для этого нужно выполнить две основные задачи: 1) государство должно разработать национальную философию изменений рыночной экономики, сформировать и прослеживать ее приоритеты, оценить масштабы и направление необходимых преобразований. 2) государство должно установить правила игры, не противоречащие интересам частного капитала, наоборот которые проявляли содействие в реализации намеченных целей в развитии промышленности.

Одним из основных показателей, которые характеризуют процветание страны, можно назвать ее конкурентоспособность. Он характеризует как инвестиционную привлекательность, так и безопасность экономики. Обращая внимание на конкурентоспособность государства, необходимо отметить, что не везде существуют условия, которые обеспечивали бы защиту частной собственности.

Анализируя низкую инвестиционную активность, большое количество специалистов выделяют основную причину данного явления. Вот в чем суть этой причины: в законодательстве отсутствует необходимая нормативно-правовая база, которая позволила бы осуществить инвестиционную деятельность, т.е. другими словами нет определенных условий, которые защищают права инвесторов, и нет механизма гарантирования.


Основной задачей федерального центра должно стать создание единого правового поля, необходимого для развития предпринимательства. Также стоит обратить внимание на осуществление протекционистской политики по отношению к малым и средним предприятиям и реализовывать конкретные финансово-кредитные, таможенные и налоговые меры.

Исходя из выше сказанного, можно определить общие цели, стоящие перед государством для успешного развития предпринимательской деятельности:

1. Государству необходимо поддерживать в финансовом плане недавно вступивших и только что вступающих в предпринимательскую жизнь;

2. Государству необходимо взять под контроль образование, профессиональную подготовку и воспитание профессиональных предпринимателей и менеджеров;

3. Государство необходимо возложить на себя функции по созданию вспомогательных структур, которые смогли бы оказывать предпринимателям некоторые услуги, способствующие их процветанию.

Одной из ключевых задач государства должно стать выполнение финансово-кредитной поддержки предпринимательской деятельности, особое внимание уделять малым и средним предприятиям, принять стабильное законодательство, которое будет способствовать развитию бизнеса.

Государство для выполнения своих задач и для регулирования экономики применяет экономические и административные методы воздействия на предпринимательство и экономику в целом, путем создания и изменения соответствующих законодательных постановлений и актов, путем проведения четкой экономической политики. Опыт развития рыночной экономики во всем мире показывает, когда экономика претерпевает реформы и кризис, роль государства увеличивается, во времена стабильного положения экономики или ее роста - уменьшается. Все же само государство должно выработать для себя главное правило и всегда его придерживаться: проявлять интерес к экономике страны и предпринимательству, воздействовать на них так чтобы не допустить кризиса и не разрушить рыночную базу.

Для придерживания данного правила большего всего подходят экономические методы влияния государства на предпринимательство, нежели административные методы, чаще всего граница между ними трудно различима. Рычаги, которые государство использует для влияния на экономику, разнообразны. Вот некоторые из них: перераспределение ресурсов и доходов, налоги, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, государственная предпринимательская деятельность и многое другое.