Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция (Правовое определение конкуренции и конкурентных отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перечень сфер деятельности, в которых вводится режим естественной монополии, содержится в ст. 4 Федерального закона «О естественных монополиях».

В указанных сферах предпринимательской деятельности государство вводит особый правовой режим регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий.

Органы регулирования естественных монополии могут применять следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий. [6]

  • ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
  • определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей (ст. 6 Закона о естественных монополиях).
  1. Монополии, образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства. Подобные монополии могут возникнуть в связи с победой в добросовестной конкуренции над определенным субъектом предпринимательства и выходом с рынка других конкурентов, посредством концентрации капиталов и объединения субъектов предпринимательства, неразвитости рынка и т.д. В данной ситуации субъект предпринимательства на определенное время становится единственным производителем (продавцом) определенного товара. При этом юридических ограничений для конкуренции не существует, другие субъекты имеют право осуществлять аналогичную предпринимательскую деятельность на данном рынке и конкурировать между собой[7].
  2. Монополии, возникающие в результате обладания исключительными правами. Они могут также возникать из обладания (использования) субъектом предпринимательской деятельности исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ, услуг). Таковыми являются права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования и т.п. (п. 1 ст. 138 ГК РФ).

1.2. Понятие недобросовестной конкуренции по действующему законодательству

Подобное явление, как недобросовестная конкуренция является «оборотной стороной медали» при осуществлении предпринимательской (коммерческой) деятельности - пока есть сама конкуренция, будет существовать и недобросовестная конкуренция, которая квалифицируется в пункте 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» как действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. В пункте 7 постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» на это дополнительно обращено внимание судов[8].

Представляется интересным отметить, что нормы об ограничении конкуренции были предусмотрены законодателем еще в Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»[9] Согласно пункту 2 статьи 2 Закона РСФСР № 948-1 он не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, если соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции либо приобретение, использование и нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности могут привести к недобросовестной конкуренции.

Правило пункта 9 статьи 4 действующего Федерального закона «О защите конкуренции» корреспондирует более общему положению, согласно которому актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах (статья 10. Конвенции по охране промышленной собственности. Париж, 20.03.1883 ). К формам выражения недобросовестной конкуренции отнесены смешение, дискредитация и введение в заблуждение[10] [11]. В специальной литературе отмечается «явно неудовлетворительное положение с пресечением недобросовестной конкуренции, предусмотренной в единственной статье 14 Закона о конкуренции, содержащей лишь перечень недобросовестных конкурентных действий, которая в принципе дублирует статью 10 Парижской конвенции по охране промышленной собственности»[12].


Среди актов, носящих международный характер, следует также выделить Соглашение о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний[13], которое государства СНГ заключили в целях координации совместных действий по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний, а также фактов применения методов недобросовестной конкуренции (Минск, 04.06.1999, вступило в силу для РФ 5 ноября 2001 г.).

Наряду с указанием в части 2 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» прямого запрета недобросовестной конкуренции, которая может быть связана с использованием товарного знака, российский законодатель предусмотрел административную (статья 14.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях[14]), уголовную (статья 180 Уголовного кодекса РФ[15]) санкции, гражданско-правовую ответственность (ст. 1515 Гражданского кодекса РФ). Гражданское законодательство устанавливает приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров путем государственной регистрации товарного знака и выдачи свидетельства правообладателю.

Статья 1252 «Защита исключительных прав» (п. 7) устанавливает: В случаях, когда нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признано в установленном порядке недобросовестной конкуренцией, защита нарушенного исключительного права может осуществляться как способами, предусмотренными настоящим Кодексом, так и в соответствии с антимонопольным законодательством.

Изначально в постсоветской России действовал закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-1. Статья 10 указанного закона предусматривала формы недобросовестной конкуренции, в том числе:

  • распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
  • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  • продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;[16]

- получение, использование, разглашение научно -технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Норма, естественно, защищает права на объекты интеллектуальной собственности, однако с данной проблемой справлялся и действующий на то время Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», предусматривая право обладателей средств индивидуализации на взыскание убытков или компенсации с конкурентов за незаконное использование этих средств.

В октябре 2002 г. данный Закон претерпел определенные изменения, которые впоследствии нашли свое отражение и в новом Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В частности, в статью 14 нового Закона («Запрет на недобросовестную конкуренцию») были введены п. 2 и 3 следующего содержания: «Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

3. Решение федерального антимонопольного органа о нарушении положений части 2 настоящей статьи в отношении приобретения и использования исключительного права на товарный знак направляется заинтересованным лицом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку».

Выводы:

Таким образом, совершаемые участником экономических отношений действия, способные каким-либо способом вызвать смешение по отношению к предприятиям, продуктам, промышленной или торговой деятельности конкурента, могут характеризоваться разными признаками нарушений исключительных прав на товарные знаки.

Глава 2. Актуальные проблемы противодействия недобросовестной конкуренции на современном этапе


2.1.Формы недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности

В ранее действующей версии Федерального Закона «О защите конкуренции» была актуальна статья 14, в которой были перечислены формы недобросовестной конкуренции . К ним были причислены

  1. распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  2. введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
  3. некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
  4. продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;
  5. незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

В действующей редакции ФЗ «О защите конкуренции» статья 14 упразднена, но в данном законе также предусмотрена целая глава 2.1. под названием «Недобросовестная конкуренция», которая посвящена также различным формам недобросовестной конкуренции. В ней перечислены следующие формы:

  1. Недобросовестная конкуренция путем дискредитации; [17]
  2. Недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение;
  3. Недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения;
  4. Недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ и услуг
  5. Недобросовестная конкуренция, связанная с использованием результатов интеллектуальной деятельности;
  6. Недобросовестная конкуренция, связанная с созданием смешения;
  7. Недобросовестная конкуренция, связанная с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Данные формы недобросовестной конкуренции могут также быть использованы и в сфере интеллектуальной собственности.

Раскроем базовые определения.