Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция (Правовое определение конкуренции и конкурентных отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Распространение сведений, которые порочат честь и достоинство граждан или юридических лиц, а также их деловую репутацию - это совершение действий носящих публичный характер, а также распространение сведений через средства массовой информации и сети Интернет, распространение ложных служебных характеристик лица которые носят оскверняющий характер и унижают профессиональные и человеческие качества лица, сведение о котором распространяются.

Порочащие сведения - это любая информация, которая содержит утверждения о несоблюдении гражданином или юридическим лицом норм правовых предписаний, сведения об аморальных действиях или поступках в общественной или политической сфере общества, о возможных действиях в сфере предпринимательской деятельности, которые нарушают правила делового оборота и тем самым уменьшают честь и достоинство гражданина или юридического лица.

Сведения, не соответствующие объективной действительности - это информация, содержание которой не имеет фактического подкрепления объективными доводами. Это распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

К примеру, антимонопольными органами и судебной практикой признаются актами недобросовестной конкуренции попытки видоизменить информацию компаний путем указания несуществующих известных личностей или компаний, которые якобы являются их постоянными клиентами[18].

Существуют и обратные примеры, когда производитель определённого товара или услуги, рекламируя свое доброе имя одновременно распространяет негативные сведения о конкурентах. К примеру, называет технологии конкурентов безнадежными, устаревшими или даже опасными в применении. При распространении негативной информации о конкуренте, его продукции и услугах естественно преследуется цель формирования у потенциального покупателя негативного восприятия конкурентной фирмы, ввести потенциального клиента в неуверенность по поводу качества производимой продукции.

При выявлении подобных ситуаций пострадавшие компании или лица вправе немедленно обратиться за зашитой своих прав как в антимонопольный орган, так и с заявлением в суд с иском, приложив документы, подтверждающие факт правонарушения.

После рассмотрения дела по существу и признания действий конкурента недобросовестными компетентные органы обязуют провинившееся лицо восстановить действительность информации и уплатить возможные материальные потери и расходы, понесенные во время распространения ложных сведений. К примеру, можно обязать правонарушителя опубликовать в средствах массовой информации, либо других источниках информации сведения, восстанавливающие доброе имя конкурента. Для возмещения убытков, понесенных в связи с умалением доброго имени и чести потерпевшей стороны необходимо обращение в суд с соответствующим иском.


Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами. Целью подобных акций обычно выступает дискредитация конкурента, а также его товаров, работ или услуг. С помощью некорректных сравнений у потенциальных потребителей данной категории товаров формируется устойчивое негативное восприятие, которое впоследствии воспринимается подсознательно как единственно правильное и возможное отношений к данному производителю товара. При этом действительные достаточные правовые и фактические основания для подобного поведения потребителя отсутствуют. В результате страдают не только конкуренты, но и потребители, которых лишают возможности полноценного выбора.

Некоторые правонарушения в законодательстве об интеллектуальной собственности одновременно могут быть правонарушениями и в области конкурентного законодательства. Правообладатель имеет право и обязан осуществлять защиту своих прав всеми способами, предусмотренными в законодательстве об интеллектуальной собственности и в антимонопольном законодательстве. А именно: можно обратиться с заявлением в правоохранительные органы, в суд, в ФАС России и ее структурные подразделения. Даже некоторые действия, которые могли бы быть засчитаны в качестве рекламных, но не прописанные в законодательстве о рекламе также могут засчитаться в качестве нарушения антимонопольного законодательства.

Введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

Продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг

Незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Напомним, действующее законодательство понимает под коммерческой тайной режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно -технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.


В связи со спецификой дел и трудностями при доказывании таких нарушений, дел о незаконном получении, использовании и разглашении информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну пока не так много.

Приобретение и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг

Предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течение всего срока действия правовой охраны, если связанные с государственной регистрацией товарного знака действия правообладателя признаны в установленном порядке злоупотреблением правом либо недобросовестной конкуренцией (п.6 п. 2 ст. 1512 ГК РФ). Лицо, права которого нарушены актом недобросовестной конкуренции, может подать возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку, если действия по его государственной регистрации признаны недобросовестной конкуренцией. К возражению прилагается решение антимонопольного органа о нарушении правообладателем положений ч. 2 ст. 14 Закона № 135-ФЗ (если такое решение имеется). Роспатент, получив соответствующее возражение и решение, признает недействительным предоставление правовой охраны товарному знаку.

Если решения антимонопольного органа нет, у Роспатента меньше оснований для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному. Но отказ Роспатента может быть обжалован в суде. При рассмотрении дела суд вправе по собственной инициативе, исходя из имеющихся фактических обстоятельств, признать действия лица по регистрации товарного знака злоупотреблением правом или недобросовестной конкуренцией (на основании положений ст. 10 ГК РФ). В этом случае суд принимает решение о признании недействительным решения Роспатента и об обязывании его аннулировать регистрацию соответствующего товарного знака .

Приведем примеры некоторых форм недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности. Так, проблема, связанная с недобросовестным использованием товарного знака, может возникнуть в случае, если конкуренту правообладателя удалось зарегистрировать свой товарный знак с использованием обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком правообладателя. Вследствие этого потребитель услуг и продукции может быть введен в заблуждение относительно характера производства, потребительских свойств, качества товара, его производителей. [19]


Например, Комиссия ФАС России усмотрела в действиях ЗАО «Кондитерская фабрика «Славянка» признаки недобросовестной конкуренции, указанные в п.4 ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции» (дело № 114/67-08) .

Суть дела заключалась в том, что ЗАО «Кондитерская фабрика «Славянка» ввело в оборот плиточный шоколад «Алина» с комбинированным обозначением, сходным до степени смешения с комбинированным товарным знаком плиточного шоколада «Алёнка», принадлежащим ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный октябрь». Тем самым ЗАО «Кондитерская фабрика «Славянка» ввело в заблуждение потребителя относительно производителя шоколада и его рецептуры, а также нанесло ущерб другому хозяйствующему субъекту - конкуренту.

Общеизвестным является факт того, что наибольшее признание потребителя получает плиточный шоколад с изображением в виде анфасного портрета маленькой девочки в платочке, которое является гарантом качества знаменитой кондитерской фабрики «Красный октябрь». Признаки правонарушения нетрудно определить - нарочито похожие этикетки (сходные изображения девочки в платочке, коричневый и светло -желтый тона), созвучность словесных элементов «Алёнка» и «Алина». По запросу ФАС России данные факты подтверждены Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

В качестве обстоятельств, подтверждающих наличие в действиях ЗАО «Кондитерская фабрика «Славянка» всех признаков недобросовестной конкуренции, Комиссия ФАС России указывает, что «Общество получает преимущества в конкурентной борьбе, так как не затрачивает собственные средства на разработку новой упаковки для своего продукта, а пользуется [20] плодами деятельности Заявителя, так же получает возможность снизить издержки за счет использования репутации товара Заявителя, который был введен в оборот задолго до товара Общества;

Способность причинить убытки Заявителю может быть осуществлена путем перераспределения спроса на данном товарном рынке, так как существует вероятность оттока потребителей Заявителя к обществу из -за совершения данных действий».

Исходя из выводов, сделанных Комиссией ФАС России при вынесении данного решения, использование товарного знака без разрешения правообладателя запрещено.

Позже арбитражный суд подтвердил правильность позиции, которой придерживались фабрика «Красный октябрь» и ФАС России. Вынося решение об отказе в удовлетворении требований фабрики «Славянка» о признании недействительным решения Роспатента от 30.07.2011г. об удовлетворении возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству № 432596 (словесный элемент «Алина»), суд указал, что заявитель (фабрика «Славянка), действуя на том же товарном рынке, что и ОАО «Красный Октябрь», не мог не знать о комбинированном обозначении с изображением меленькой девочки и словесным элементом «Алёнка», которое в течение многих лет используется для маркировки аналогичных товаров и является общеизвестным в РФ товарным знаком. Таким образом, действия заявителя, связанные с регистрацией товарного знака, сходного до степени смешения с хорошо известным в РФ обозначением, свидетельствуют о несоблюдении заявителем принципа надлежащей осмотрительности[21].


Недобросовестная конкуренция в сфере использования прав на товарные знаки может приобретать разные формы. Можно упомянуть, например, о лицензионном договоре, который может быть использован предпринимателями в качестве инструмента недобросовестной конкуренции. Предоставление неисключительного права на товарный знак по договору, повлекшее за собой введение потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя, можно оценить как злоупотребления в сфере использования товарных знаков. Недобросовестная конкуренция может проявляться в форме изменений требований к качеству, установленному лицензиаром, и последующим извлечением недобросовестным контрагентом соответствующей прибыли.

Можно констатировать увеличение потребности участников экономических отношений в судебной защите прав в сфере интеллектуальной собственности. Специфика возникающих споров предполагает объективного и углубленного разбирательства с привлечением к участию в делах соответствующих специалистов.

2.2.Правовое регулирование и пресечение недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности

Первые заметные судебные прецеденты в части толкования тех или иных положений законов и нормативных правовых актов в области интеллектуальной собственности стали появляться в конце 90-х годов прошлого столетия, когда впервые в истории СССР, а затем и РФ, решения отечественного патентного ведомства (Госкомизобретений СССР и Роспатент) о выдаче охранных документов на объекты промышленной собственности или отказе в их выдаче стали оспариваться в судебном порядке. Одновременно с этим постепенно стало увеличиваться количество споров о нарушении исключительных прав на эти объекты. Эти прецеденты стали возникать в созданной системе арбитражных судов на основе судебных актов Высшего Арбитражного Суда РФ (его президиума), а также издаваемых им информационных писем, которые на практике подлежали безусловному применению арбитражными судами как некий «свод императивных правил» по применению законодательства в области интеллектуальной собственности.