Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция (Правовое определение конкуренции и конкурентных отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы работы. Развитие экономических (торгово-рыночных) отношений в современной России характеризуется не только ростом числа возможностей для участников предпринимательской деятельности, но и возникновением ряда проблем, связанных с регулированием и защитой прав и охраняемых законом интересов указанных лиц. С переходом России к рыночной экономике и конкурентным отношениям в лексикон россиян пришло также словосочетание как «недобросовестная конкуренция».

В связи с заметной ролью товарных знаков как средств индивидуализации на рынке товаров и услуг немаловажное значение приобретают используемые юридическими лицами и предпринимателями способы защиты от недобросовестной конкуренции, среди которых важное место занимают гражданско-правовые меры, применяемые в случаях незаконного использования обозначения третьими лицами.

К числу недобросовестной конкуренции также можно отнести различные контрафакции в сфере авторских, смежных и патентных прав, которые также повсеместно распространены, как и неправомерное использование товарных знаков.

Ситуация усугубляется еще и тем, что в связи с активным распространением сети Интернет проблемы возникают и в данной области. Нарушение исключительных прав во всемирной компьютерной сети Интернет носит более глобальный характер, поскольку выявить нарушителя и, тем более привлечь его к ответственности гораздо сложнее. Информация распространяется с колоссальной скоростью, что также доставляет множество проблем в борьбе с недобросовестной конкуренции в сети Интернет.

Цель работы заключается в комплексном исследовании добросовестной и недобросовестной конкуренции.

Для достижения поставленной цели нами выделен ряд задач. А именно:

  1. Дать общую правовую характеристику понятию конкуренция и конкурентных отношений.
  2. Определить понятие недобросовестной конкуренции по действующему законодательству России.
  3. Дать правовую характеристику в области обеспечения интеллектуальной собственности.
  4. Выявить формы недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности.
  5. Проанализировать и выявить возможные пути преодоления недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности.

Предметом исследования является сама недобросовестная конкуренция в сфере интеллектуальной собственности.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе формирования конкурентных преимуществ.


Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.

Глава 1. Общая характеристика конкуренции и конкурентных отношений

1.1. Правовое определение конкуренции и конкурентных отношений

В самом общем смысле можно определить, что конкуренция - это здоровое явление для экономических отношений, подразумевающее соревнование между физическими и юридическими лицами с целью достижения одной и той же цели, но с максимальным положительным эффектом для каждого из участников.

В предпринимательской деятельности конкуренция выражается также в соперничестве двух субъектов в объективных и равных условиях для каждого из участников.

В Гражданском законодательстве понятие «конкуренция» встречается всего два раза. В статье 10 ГК РФ[1] говорится о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а в статье 1033 ГК РФ говорится об отказе пользователя по договору коммерческой цессии от получения аналогичных право у конкурентов правообладателя.

Пункт 7 статьи 4 с ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» закрепляет легальное определение понятию конкуренция. Согласно данной статье, под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Основополагающие начала конкурентных отношений на сегодняшний день в России прописаны в Конституции РФ[2]. В пункте 1 статьи 8 Конституции РФ закреплены принципы рыночной экономики, такие как свобода экономической деятельности и поддержка конкуренции. В статье 34 Конституции РФ предусмотрен запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Кроме того, пункт 1 статей 8 и 34 Конституции РФ устанавливают единство экономического пространства и свободное перемещение на всей территории России товаров и услуг.


Таким образом, правовую базу конкуренции в Российской Федерации составляют Конституция, нормы гражданского законодательства, Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[3] и Федеральный закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях»[4]. Данный перечень законодательных актов не является исчерпывающим.

В общем, конкуренция является необходимым условием для благополучного развития предпринимательской деятельности в стране. Именно конкуренция между субъектами предпринимательских отношений направляет ресурсы в производство товаров и услуг, которые наиболее качественны и на которых больший спрос у потребителя. Конкуренция держит субъектов предпринимательских отношений постоянно «в форме», не давая снижать качество производимого либо продаваемого товара, а также служит естественным внутренним регулятором постоянного развития предложений на рынке услуг. Конкуренция также координирует экономическую деятельность рыночных отношений без постороннего вмешательства в них со стороны органов государственной власти, что способствует увеличению прибыли у наиболее сильных в конкуренции предпринимателей.

С другой стороны, оставшись вовсе без государственного вмешательства конкуренция может приводить и к негативному проявлению, которые в свою очередь дестабилизируют экономическую ситуацию в стране. В погоне за наибольшей прибылью недобросовестные предприниматели могут использовать незаконные методы и приемы соперничества, которые не только не способствуют увеличению качественного товара на рынке предложения, но и порождают массовое производства некачественного дешевого товара. К подобным методам могут быть причислены такие методы недобросовестной конкуренции, как беспорядочная скупка и кража патентов на изобретения, дискредитация и клевета на конкурентов, сравнительная недобросовестная реклама, распространение ложных сведений о товаре конкурента, которые вводят потребителя в заблуждение и многие другие.

Как раз подобные недобросовестные действия и вынуждают государство вмешиваться в конкурентные отношения, устанавливать жесткие правила поведения конкурирующих субъектов на рынке и выходить к производителю и продавцу с проверкой.

Государство посредством воздействия правовыми актами должно обеспечивать и защищать именно добросовестную конкуренцию между субъектами предпринимательской и иной деятельности, предоставлять предпринимателям право осуществления конкурентных действий в пределах, установленных рамками закона. Также одним из отрицательных проявлений недобросовестной конкуренции является монополизация рынка.


Первые законы о защите добросовестной конкуренции появились в конце XIX века в США, где оно носило название «антитрестового права». В 1890 году был принят первый Закон о защите коммерции и торговли от незаконных ограничений и монополий (Закон известен под именем Закона Шермана). Далее в 1914 году были приняты Закон о Федеральной торговой комиссии и Закон Клейтона, которые установили ограничения на ценовую дискриминацию заключения контрактов, создание холдинговых компаний и пр. В настоящее время данные законы также продолжают составлять основу антитрестовой политики США.

Отечественное законодательство в области регулирования конкурентных отношений носит смешанный характер. С одной стороны, оно близко к европейской модели регулирования конкурентных отношений, потому как также базируется на принципах контроля над злоупотреблением рыночной властью, С другой же стороны в отечественном законодательстве также присутствуют и черты американской модели, потому как монополистическая деятельности также причисляется к нарушением закона и не поощряется со стороны государства.

Согласно статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим (монопольным) положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации).

Доминирующим признается также положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

- совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50%, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше

долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70% (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8%);


  • в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
  • реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Доминирующим признается также положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Законодательство России закрепляет следующие типы монополий[5].

  1. Монополии, создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства. Они создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов и защищены от конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами данных монополий.

Существуют следующие разновидности монополий рассматриваемого типа:

  • государственные монополии;
  • естественные монополии.

Под государственной понимается монополия, основанная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

Государственные монополии создаются в целях защиты экономических интересов государства и потребителей, укрепления безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства и т.д. Подобные монополии устанавливаются в императивном порядке на основании норм законодательства и направлены в основном на обеспечение публично -правовых интересов.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства). Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 Федерального закона «О естественных монополиях»).