Файл: Баланс и отчетность ОАО «КОМСОФТ ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций, проведение инвентаризации, совпадение аналитического и синтетического учета, а так же показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета. В бухгалтерском учете записи хозяйственных операций должны быть произведены на основании оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации.

Порядок составления бухгалтерской отчетности включает следующие этапы:

1-й этап: подготовка первичной бухгалтерской документации;

2-й этап: сверяются данные учета аналитического и синтетического, проверятся достоверность информации на бухгалтерских счетах;

3-й этап: проводится инвентаризация имущества и кассы компании, на основании данных составляется инвентаризационная ведомость;

4-й этап: корректируются записи на счетах, если в процессе проверки были выявлены неточности;

5-й этап: счета закрываются;

6-й этап: рассчитывается результат от продаж;

7-й этап: рассчитывается сумма чистой прибыли;

8-й этап: проводится реформация баланса;

9-й этап: заполняются формы бухгалтерской отчетности;

10-й этап: проводится фиксирование всех операций, которые происходят после того, как закончился отчетный период.

При составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности должны соблюдаться следующие общие требования:

  1. полнота: в бухгалтерскую отчетность должны включаться по­казатели, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом полож­ении;
  2. существенность: организация может отражать отдельные показатели дополнительной строкой, если они существенны (существенность - 5% и выше от общего итога показателя данных) и если нераскрытое данного показателя может повлиять на экономическое решения пользователей, принимаемые на основе отчетной информации;
  3. достоверность: сведения, приводимые в отчетности, должны быть обоснованы и подтверждены результатами инвентаризации и заключением независимой аудиторской фирмы;
  4. своевременность: представление отчетности в соответствующие инстанции в установленные сроки;
  5. нейтральность: исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими;
  6. доступность: отчетность должна быть доступна всем заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности;
  7. тождественность: равенство данных синтетического и аналитического учета;
  8. сопоставимость отчетных данных с данными за период, предшествующий отчетному;
  9. публичность: опубликование финансовой отчетности в газетах, журналах, буклетах и других печатных изданиях, доступных пользователям бухгалтерской отчетности.

Таким образом, каждый из составляющих компонентов годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности имеет самостоятельную смысловую нагрузку, но вес они преследуют единую цель – обеспечить гарантированный доступ всем заинтересованным пользователям к качественной финансовой информации о деятельности экономического субъекта. Компоненты бухгалтерской (финансовой) отчетности отражают разные аспекты одних и тех же фактов хозяйственной обеспеченность субъекта жизни и различными в совокупности видами характеризуют ресурсов (активами), необходимыми для его нормального функционирования, целесообразность размещения и эффективность использования активов, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, способность к самофинансированию своей деятельности.

1.2 Нормативно-правовое регулирование формирования бухгалтерской отчетности организации

Порядок формирования бухгалтерской отчетности и ее использование в хозяйственной деятельности урегулирован на:

- законодательном уровне (Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ);

- подзаконном уровне (Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

В нормативно-правовых актах определяются основные требования к отчетной информации, к ее документальному оформлению и методике формирования ее отдельных показателей, предложены формы бухгалтерской (финансовой) отчетности в зависимости от вида юридического лица.

Центральное место в системе нормативных актов занимает Федеральный закон «О бухгалтерском учете», в котором определены нормы и правила подготовки бухгалтерской отчетности, в том числе формирования основных экономических показателей.

Правила, которые должны быть применены при подготовке к составлению отчетности в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», определены ст. 8-12 Закона. Они состоят в необходимости использования норм, содержащихся в разработанной и утвержденной приказом руководителя организации учетной политике, которая определяет совокупность способов ведения бухгалтерского учета экономическим субъектом. Такая трактовка учетной политики предполагает, что установленные в учетной политике способы ведения бухгалтерского учета распространяются на бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Но если они устанавливаются специально для расчета отчетных показателей, представления и раскрытия их в бухгалтерской (финансовой) отчетности, они также описываются в учетной политике организации. Более того, когда в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами бухгалтерского учета.


В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Важное значение придается первичным документам, которые отражают текущую хозяйственную деятельность предприятия. Так, для соблюдения принципа достоверности бухгалтерской отчетности регистрация фактов должна быть подтверждена документами, а принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни запрещено.

Перенос сведений в регистры бухгалтерского учета должен осуществляться без учета мнимых сделок, пропусков или изъятии из регистрации объектов учетной политики. Правильному отражению финансовых показателей в отчетности способствует процедура инвентаризации имущества. Так, если в ходе инвентаризации будет выявлены расхождения между сведениями регистров и фактическими данными, такие излишки должны быть внесены в данные бухгалтерского учета в отчетный период, в котором производилась инвентаризация. Данные факты должны быть отражены и в бухгалтерской отчетности.

Важным правилом является определение валюты, в которой составляется бухгалтерская отчетность - валюта Российской Федерации. Если стоимость объектов измеряется в иностранной валюте, при составлении годовой бухгалтерской отчетности осуществляется перерасчет в валюту РФ.

В отношении процесса составления отчетности действуют правила ст. 13-15:

- общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- состав бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- отчетный период и отчетная дата, по состоянию на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность.

На уровне отраслевого законодательства действует – Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, определяющие порядок отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности конкретных показателей.

В качестве основных задач процесс подготовки отчетности положение называет следующие:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации.

Положение определяет основные правила оценки статей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Так, например, если имущество приобреталось за плату оценка осуществляется путем складывания основных сумм затрат, в случае безвозмездного получения — учитывается рыночная стоимость имущества. Если предприятие самостоятельно производит имущество, то учитываются фактические затраты, связанные с производством. В состав фактических затрат могут включаться:


- затраты на приобретение объекта;

- наценка;

- проценты по кредиту;

- таможенные пошлины и иные платежи;

- затраты на транспортировку, хранение и доставку.

Рыночная стоимость отражается в ценах, действующих на дату оприходования имущества.

В рассматриваемом положении представлена методика формирования основных показателей, включенных в бухгалтерскую отчетность. Также в нем рассматриваются положения, которым руководствуются составители бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Среди федеральных стандартов важное значение играет ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», устанавливающий состав бухгалтерской отчетности и порядок ее составления. Положение определяет следующие аспекты:

- правила использование стандартных форм бухгалтерской отчетности;

- правила упрощенного бухгалтерского учета;

- правила подготовки сводной бухгалтерской отчетности;

- правила публикации отчетности и источники официального опубликования.

Важное внимание в положение уделяется составу разделов бухгалтерской отчетности, в частности уточняются элементы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложении с пояснениями. Относительно бухгалтерского баланса, определяется состав активов и пассивов, для отчета о финансовых результатах определяется перечень статей:

- выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг;

- себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;

- валовая прибыль;

- коммерческие расходы;

- управленческие расходы; прибыль (убыток) от продаж;

- проценты к получению и уплате;

- доходы от участия в других организациях;

- прочие расходы и прочие доходы;

- прибыль (убыток) до налогообложения; налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи;

- прибыль (убыток) от обычной деятельности; чистая прибыль - нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

Пояснения к бухгалтерскому балансу содержат информацию об учетной политики, что позволяет предоставить внешним и внутренним пользователям больше информации о деятельности компании. Пояснения необходимы и в случае реальной оценки финансового положения компании, изменения отдельных показателей. В качестве приложения к отчетности выступает отчет о движение денежных средств, который раскрываться данные о движении денежных средств в отчетном периоде, характеризующие наличие, поступление и расходование денежных средств в организации. Отчет должен характеризовать изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Информацию о наличии и изменениях уставного (складочного) капитала, резервного капитала и другие составляющие капитала организации, должны также раскрываться в отчете об изменениях капитала.


В отраслевом приказе Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» четко закреплены используемые в России формы бухгалтерской отчетности:

- бухгалтерский баланс;

- отчет о финансовых результатах;

- отчета об изменениях капитала;

- отчета о движении денежных средств;

- отчета о целевом использовании средств.

Таким образом, нормативно-правовое регулирование бухгалтерской отчетности в России строится на федеральном и отраслевом законодательстве. Положения ФЗ «О бухгалтерском учете» детализируются в подзаконных актах, где подробно определяются отдельные этапы подготовительных действии организации при составление годовой финансовой отчетности.

1.3 Методические основы анализа финансового состояния организации

Анализ бухгалтерской отчетности - это процесс интерпретации основных показателей отчетности с целью получения информации для принятия управленческих решений. Этот процесс предполагает «расшифровку» данных, составляющих отчетность, с помощью непосредственного знакомства с конкретными показателями, либо путем сопоставления различных показателей отчетности. Наибольший объем операций анализа бухгалтерской отчетности состоит именно в сопоставлении различных ее элементов.

Основная цель анализа финансового состояния заключается в том, чтобы на основе объективной оценки использования финансовых ресурсов, дающей объективную и точную картину финансового состояния предприятия, благодаря использованию наиболее информационных и точных показателей, выявить внутрихозяйственные резервы, способствующие укреплению финансового положения и повышения платежеспособности.

Цель анализа финансового состояния определяет задачи его анализа. Основными задачами анализа финансового состояния являются: определение качества финансового состояния, изучение причин его изменения (улучшения или ухудшения), поиск решений по повышению финансовой устойчивости и платежеспособности субъекта хозяйствования.

В экономическом анализе существует множество приемов и способов оценки экономических явлений и процессов. Однако, для проведения финансового анализа кредитоспособности предприятия используют определенные из них.