Файл: Особенности применения мер исправительного воздействия к несовершеннолетним осужденным.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исходя из этого в ходе предварительного расследования и в суде должны быть приняты меры для установления точного возраста несовершеннолетнего. Это необходимо для того, чтобы решить вопрос, отвечает ли несовершеннолетний требованиям субъекта преступления, и для того, чтобы при индивидуализации ответственности и наказания был учтен не только сам факт несовершеннолетия виновного, но и то, в каком именно возрасте им совершено преступление. Большое значение имеет установление способности подростка в полной мере осознавать значения своих действий и руководить ими. Суд обязан при наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего подсудимого, выяснять степень умственной отсталости несовершеннолетнего, мог ли он полностью сознавать значения своих действий и в какой мере руководить ими. В необходимых случаях должна быть произведена экспертиза в области детской и юношеской психологии или вопросы могут быть поставлены на разрешение вопроса эксперта-психиатра.

Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого является одним из наиболее сложных видов исследования, так как необходимо применение специальных познаний не только в общей, медицинской и социальной психологии, но и в таких дисциплинах, как психология и патопсихология детей и подростков. Экспертное заключение относительно способности несовершеннолетнего обвиняемого осознавать фактический характер и степень общественной опасности своих действий либо руководить ими основывается на совместных выводах психиатров и психологов, поэтому судебно-следственными органами должны быть сформулированы вопросы, относящиеся к компетенции психиатров и к экспертов-психологов. Сафунов З.Ф. Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого.

При этом решается вопрос о том, страдал ли несовершеннолетний обвиняемый в процессе совершения инкриминируемого деяния психическим расстройством (хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики). Данный вопрос определяет медицинский критерий формулы невменяемости в соответствии, а также наличие психических расстройств, не исключающих вменяемости. Ответ на этот вопрос является прерогативой судебного эксперта-психиатра и полностью входит в его компетенцию.

При положительном ответе эксперт-психиатр должен дать оценку и квалификацию выявленного психического расстройства. Выявление наличия и формы психического расстройства еще не предопределяет экспертного решения о вменяемости или невменяемости, оно служит необходимой предпосылкой для решения основного вопроса о мере способности обвиняемого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими в криминальной ситуации.[23. C.37]


При установлении экспертом-психиатром отсутствие признаков психического расстройства у несовершеннолетнего, необходимо экспертное исследование таких особенностей его психики, которые позволят определить наличие у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством. Перед психологом стоит задача выявления признаков задержки психического развития у подростков, не обнаруживающих признаков какого-либо психического расстройства.

При выявлении экспертом-психологом отсутствия у несовершеннолетнего обвиняемого признаков отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, означает, что он в полной мере мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, а также руководить ими в момент совершения преступления, и, следовательно, подлежит уголовной ответственности. При наличии у несовершеннолетнего психического недоразвития, не связанного с психическим расстройством, необходимо выяснить, мог ли он в полной мере осознавать значение своих действий или осуществлять их произвольную волевую регуляцию. Это же обстоятельство необходимо устанавливать при экспертном психолого-психиатрическом исследовании и при выявлении психического расстройства у обвиняемого. Поэтому основной вопрос судебно-следственных органов должен содержать в себе следующее: мог ли несовершеннолетний обвиняемый во время преступления осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, и если мог, то в полной ли мере. Ответ на данный вопрос может быть изложен тремя видами: не мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими; мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, но не в полной мере; мог полностью осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.

При выявлении у несовершеннолетнего обвиняемого какого-либо психического расстройства, определяющего его неспособность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими при совершении общественно-опасного деяния, суд может сделать вывод о его невменяемости. Это означает, что несовершеннолетний не подлежит уголовной ответственности.

Суд может применить принудительные меры медицинского характера. Если у несовершеннолетнего обвиняемого обнаруживается психическое расстройство, ограничивающее его способность в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими при совершении преступления, то он подлежит уголовной ответственности.


Однако психическое расстройство учитывается судом при назначении наказания и также может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера. Несовершеннолетний с ограниченной способностью осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, обусловленное отставанием несовершеннолетнего в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, не подлежит уголовной ответственности. Когда несовершеннолетний способен осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, вне зависимости от того, имеются ли у него признаки психического расстройства либо отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, или нет, суд признает его вменяемым, и он подлежит уголовной ответственности на общих основаниях.

При установлении условий жизни и воспитания, следует выяснить обстоятельства, связанные с наличием у подростка родителей, с выполнением родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, его бытовое окружение. Судебная практика показывает, что одним их криминогенных факторов является проживание подростков в неполных семьях.[19. C.15]

Таким образом, особенности назначения наказания несовершеннолетнему, направлены на углубленный анализ обстоятельств совершенного преступления, данных о личности виновного, его роли в совершении преступления. Это способствует назначению несовершеннолетнему справедливого наказания, чтобы попытаться уберечь его от совершения новых преступлен

1.2. Исполнение наказания в воспитательной колонии для несовершеннолетних

В соответствии с требованиями ч.9 ст.74 УИК РФ в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет. В воспитательных колониях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет.

Условия отбывания лишения свободы в воспитательных колониях регламентируется ст.133 УИК РФ.[3]


Осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях в обычных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:

1) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, помимо средств, указанных в ч.2 ст.88 УИК РФ (средства, заработанные осужденными в период отбывания наказания, получаемые ими пенсии и социальные пособия), иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 4 тыс. руб.

2) иметь восемь краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года.

Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:

1) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, помимо средств, указанных в ч.2 ст.88 УИК РФ (средства, заработанные осужденными в период отбывания наказания, получаемые ими пенсии и социальные пособия), иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 6 тыс. руб.;

2) иметь 12 краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года. По решению администрации воспитательной колонии длительные свидания могут проходить за пределами воспитательной колонии.

Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:

1) расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на лицевых счетах, без ограничения;

2) иметь краткосрочные свидания без ограничения их количества, а также шесть длительных свиданий в течение года. Свидания могут представляться с проживанием за пределами воспитательной колонии.

Осужденным, отбывающим наказание в льготных условиях, по постановлению начальника воспитательной колонии может быть разрешено проживание в общежитии за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации воспитательной колонии. В этом случае им разрешается:

1) пользоваться деньгами;

2) носить гражданскую одежду.

Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время. Им разрешается:

1) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, помимо средств, указанных в ч.2 ст.88 УИК РФ (средства, заработанные осужденными в период отбывания наказания, получаемые ими пенсии и социальные пособия), иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 1 тыс. руб.;


2) иметь шесть краткосрочных свиданий в течение года.

К несовершеннолетним за нарушения установленного порядка отбывания наказания наряду с предусмотренными п. "а" и "б" ст.115 УИК РФ могут применяться следующие меры дисциплинарного воздействия (ст.136 УИК РФ):

- лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца;

- водворение в дисциплинарный изолятор (ДИЗО) на срок до семи суток с выводом на учебу.

Вместе с тем в соответствии с требованиями ст.134 УИК РФ к ним могут применяться и меры поощрения за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду и учебе, активное участие в работе самодеятельных организаций осужденных и в воспитательных мероприятиях. К таким мерам относятся:

1) предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудников данной колонии;

2) досрочный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные.

По мнению автора работы, принципиальным является вопрос об оставлении в воспитательных колониях осужденных к лишению свободы, достигших совершеннолетия. В соответствии с требованиями ст.139 УИК РФ, осужденные, достигшие возраста 18 лет, могут быть оставлены в воспитательной колонии до окончания срока наказания, но не более чем до достижения ими возраста 19 лет. Такое положение введено в практику исполнения уголовных наказаний в целях закрепления результатов исправления, завершения среднего (полного) общего образования или профессиональной подготовки осужденных несовершеннолетних.

Оставление осужденных, достигших возраста 18 лет, в воспитательной колонии производится по постановлению начальника воспитательной колонии, санкционированному прокурором.

Вопросы перевода осужденных к лишению свободы из воспитательных колоний в исправительные колонии регулируется правилами, установленными ст.140 УИК РФ. В соответствии с указанной правовой нормой отрицательно характеризующиеся осужденные к лишению свободы, достигшие возраста 18 лет, переводятся для дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии в изолированный участок воспитательной колонии, функционирующий как исправительная колония общего режима, при его наличии, или в исправительную колонию общего режима.

Решение о переводе осужденного, достигшего возраста 18 лет, в изолированный участок воспитательной колонии, функционирующий как исправительная колония общего режима, или в исправительную колонию принимается судом в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.