Файл: "Личностные деформации стрессового типа".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В начале моей курсовой работы, считаю, необходимым первоначально, дать определение, что такое стресс.

Стресс - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований. Понятие стресс было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации, что ставит перед исследователями задачу изучения адаптации человека к сложным условиям, а также прогнозирования его поведения в подобных условиях

Практически каждый человек в своей жизни испытывал стресс, и в наши дни часто говорят о стрессе. Стрессогенные факторы оказывают огромное влияние не только непосредственно на организм и психику человека, но и на эффективность его профессиональной деятельности. Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения в стрессе можно считать возросшую во второй половине ХХ века актуальность проблемы защиты человека от действия неблагоприятных факторов среды.

Стресс играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.

Темой моей курсовой работы я выбрала: «Личностные деформации стрессового типа». Целью курсовой работы будет изучение психологических аспектов стресса. Объектом исследования - стрессовое состояние личности подростков 8-9-11 классов. Предметом исследования - стрессоустойчивость учащихся.

В данной курсовой работе выдвинута гипотеза исследования - уровень стресса человека зависит от его индивидуальных особенностей.

Для проведения выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ основных направлений изучения стресса в психологии.

2. Определить изменения стрессовых состояний человека, зависимость этих изменений от личности испытуемых.

3. Разработать и апробировать систему средств коррекции стресса с использованием механизмов релаксации и успешности деятельности.


1 Теоретические аспекты изучения стресса

1.1 Научное объяснение стресса

Проблема возникновения стресса у человека, его протекания и последствий привлекает внимание специалистов самых разных областей науки, от медиков до социологов и психологов. В последние время очень возросло число изданий по прикладным аспектам изучения стресса, касательных самых разных сторон жизни людей.

Под термином «стресс» стали понимать довольно широкий круг явлений, что особенно четко просматривается на примере психологического стресса.

Один из наиболее распространенных в наши дни видов аффект - это разумеется стресс. В современной нашей жизни стрессы играют определенную роль. Они оказывают влияние на поведение человека, на его здоровье, работоспособность, взаимоотношения с окружающим миром и конечно в семье.

Стресс можно описать, как состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно.

А. Добрович описывает стресс, как состояние, противоположное покою; момент единоборства живого с тем, что препятствует его жизни; звенящая, надрывающаяся труба тревоги, которая «слышна» любой клетке организма, стоящего лицом к лицу с трудностью.[1]

Т. Кокс уверен, что стресс – это угроза нормальному течению жизни человека, угроза его психическому и физическому здоровью. Основоположник теории стресса Г. Селье писал: «Стресс является неспецифическим ответом организма на любое требование к нему предъявляемое окружающей средой».[2]

По краткому оксфордскому словарю есть несколько определений слова «стресс»:

- это усилие или большая затрата энергии;

- это побуждающая или принуждающая сила;

- это силы оказывающие воздействие на организм.

То или иное событие, факт или сообщение может оказаться стрессором. К стрессорами можно отнести самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма. Также можно отнести все, что может нас взволновать: горе, несчастье, незаслуженная обида, грубое слово, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям.


Так что можно сказать, что выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от самого человека, его личности, характера, опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Самое большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе та или иная ситуация.

Стрессовые ситуации могут возникать как дома, так и на работе. С точки зрения руководства, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов поможет предугадать некоторые стрессовые ситуации и увеличить эффективность управленческого труда, а также минимизировать психологические и физиологические потери персонала.

Ведь именно стресс оказывается причиной целого ряда заболеваний, а значит, приносит ощутимый вред здоровью человека, а вот именно здоровье и есть одно из условий достижения успеха в каждом виде деятельности. Поэтому в работе обязательно рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс.

В переводе с английского языка стресс – это давление, нажим, напряжение, а дистресс – горе, несчастье, недомогание, нужда.

По словам Г. Селье, стресс представляет собой неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ человеческого организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности и справиться с ней. Любая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни людей, может стать причиной стресса.

Разнообразие такого явления как стресс у человека настолько велико, что необходимо было разработать целую типологию его проявлений. В настоящее время разделяют стресс на два основных вида: физиологический и психический.

Так как человек - социальное существо и в деятельности его интегральных систем главную роль играет психическая сфера, то чаще всего именно психический стресс является наиболее важным для процесса регуляции.

Специфические результаты двух событий – горе и радость – совершенно не похожи, а скорее даже противоположны, но их стрессовое действие – неспецифическое требование приспособления к новой ситуации – может быть аналогичным.

Важно отметить, что не каждое воздействие может вызвать стресс. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает лишь тогда, когда влияние стрессора превосходит обычные приспособительные возможности человека.

При стрессовых воздействиях в кровь выделяются определенные гормоны. Под их влиянием изменяется режим работы органов и систем организма. К примеру, учащается ритм сердца, повышается свертываемость крови, изменяются защитные свойства организма.


Суть стрессовой реакции заключается в «подготовительном» возбуждении и активации организма, необходимой для готовности к физическому напряжению.

Соответственно, мы можем считать, что стресс всегда предшествует значительной трате энергетических ресурсов организма, а затем и сопровождается ею, что само по себе может приводить к истощению функциональных резервов человеческого организма.

При этом стресс не может рассматриваться как негативное явление, так как только из-за него и возможна адаптация.

Стресс, сказывающийся положительно на активности организма, был назван Г. Селье эустрессом. При эустрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления действительности, памяти.

Чрезмерно сильные воздействия и требования ситуации могут сопровождаться возникновением дистресса, очень ухудшающего состояние и поведение человека. Дистресс, возникающий в рабочей обстановке имеет тенденцию распространяться и на нерабочее время. Такое накопившееся последствие трудно компенсировать в часы досуга, нужно компенсировать в рабочее время. [3]

Также рассмотрим внутриличностный стресс. Большая часть наших требований к внешнему миру и его воздействия на нас связаны с этим видом стресса.

Данный вид стресса оказывает сильное влияние на все сферы человеческой жизнедеятельности. Если личность не находимся в мире с самим с собой, то ее внутреннее смятение, переживание проявляется в негативных воздействиях на внешний мир и нарушит все межличностные связи.

К внутриличностному стрессу относят: несбывшиеся мечты, бессмысленность и бесцельность поступков, невыполненные потребности, трагические воспоминания и т.д.

Так как любому человеку необходимо постоянно решать самые различные социальные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие с другими лицами и его оценка оказывают существенное влияние на наше восприятие, переживание, отношение к событиям и являются проблемами отношений между людьми.[4]

Личностный стресс относится к тому, что делает человек и что случается с ним, когда он не может выполнить определенные предписанные социальные роли, к примеру, роль родителя, мужа, жены... Он проявляется в нарушении состояния здоровья, появлении вредных привычек, сексуальных трудностях, старении и т.п.

Рабочий стресс всегда связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Некачественное обеспечение безопасности работы, недостаточные оценки труда, нарушение его организации может привести к появлению стресса.


Семейный стресс представляется во всех трудностях по поддержанию семьи и отношений в ней – супружеские проблемы, работа по дому, конфликты между поколениями, болезнь и смерть в семье, алкоголизм, развод и многое другое.

Экологический стресс - это воздействие экстремальных условий окружающей среды, ожидание такого воздействия или его последствий – загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, высокий уровень шума, недоброжелательные соседи и т. п.

Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают крупные группы людей, - к примеру, экономический спад, банкротство, бедность, расовое напряжение и дискриминация.

Финансовый стресс не требует особых разъяснений: невозможность оплатить счета, затруднения в получении долга, не обеспечение расходов доходами, несоответствие уровня зарплаты результатам работы, возникновение дополнительных и финансово необеспеченных расходов, эти и другие обстоятельства и являться причиной стресса.

1.2 Концепция Г. Селье о стрессе

Концепция стресса впервые была сформулирована в 1936 г. канадским физиологом Гансом Селье. [5]

Канадский физиолог ее разработал, ставил эксперименты на животных и совершил попытку образовать новую единую теорию медицины. Концепция Ганса Селье сильно повлияла на различные направления науки о человеке - медицину, психологию, социологию и многие другие области знаний.

Началом возникновения и широкого распространения учения о стрессе можно считать увеличение актуальности проблемы защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды.

В современное время представители самых разных научных дисциплин довольно активно изучают стресс и его влияние на больного и здорового человека.

Стрессы могут вызвать начало целого ряда заболеваний, поэтому сейчас увеличивается потребность в расширении человеческих знаний о стрессах и способах их предупреждения, предотвращения.

Но это совсем не значит, что стресс является только чем-то негативным, с чем надо бороться и полностью убирать из нашей жизни. Стресс, как указывал Г. Селье, "является не только злом, не только бедой, но является и великим благом, ибо без стрессов различного характера наша жизнь была бы похожа на какое-то бесцветное прозябание".

Стресс, по мнению Г. Селье, разнообразен. Он представляет собой не только травмы и болезни, "но и важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо стресс помогает повышению сопротивляемости организма, тренирует его защитные механизмы". В этом и есть положительный результат от воздействия стресса, который несет важное социальное значение.