Файл: Особенности применения мер исправительного воздействия к несовершеннолетним осужденным.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как мы видим в данном случае причиной совершения данного преступления стало умышленные действия, выразившиеся управлением транспортным средством не имея право управления транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, которые в случае не наступления общественно опасных последствий в форме причинения смерти двум и более лицам, не образовали бы состава данного преступления. Данное преступление относится к тяжким преступлениям. Назначенное наказание не противоречит требованиям, установленным частями 6 и 6-1 ст. 88 УК РФ.

Лишение свободы за неосторожные преступления совершенные несовершеннолетними, как и за умышленные преступления, отбываются в воспитательных колониях.

Одним из основных путей исправления подростков с отклоняющимся поведением представляется комплекс мер, включающий в себя:

1) повышение образовательного уровня несовершеннолетнего;

2) привитие ему определенных умений и навыков, гарантирующих после освобождения возможность материально обеспечить свою жизнь.

Этот комплекс снимет проблему социальной неустроенности лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, которая является основной из причин, толкающих человека к новым преступлениям.

Достичь цели повышения образовательного уровня осужденных к лишению свободы, в том числе и несовершеннолетних, их исправления призвана пенитенциарная педагогика, раздел педагогической науки, которая изучает деятельность, направленную на обучение и воспитание лиц, отбывающих наказание за совершенные преступления. Самостоятельное направление пенитенциарной педагогики для осужденных несовершеннолетних не разрабатывается. Проблемы исправления и воспитания несовершеннолетних осужденных рассматриваются общей пенитенциарной педагогикой.

Средством исправления, восстановления социальной справедливости и предупреждения совершения преступлений является труд. Труд является значимым фактором в процессе повышения эффективности наказания. Труд играет немаловажную роль в процессе перевоспитания осужденных. Включение осужденного в трудовой процесс содействует развитию полезных привычек, не дает находиться в безделье, усиливает сознательность, дисциплинированность. Полученные при исполнении наказания навыки могут помочь освобожденному в обыденной жизни.

Как одну из возможностей смягчения наказания следует выделить возможность условного осуждения несовершеннолетнего к лишению свободы. Определенных норм, выделяющих особенности условного осуждения для несовершеннолетних, Российским законодательством не предусмотрено, за исключением положений ч. 6-2 ст. 88 УК РФ, согласно которым в отношении осужденного, которому назначено наказания в виде условного осуждения, который в течение испытательного срока совершит новое преступление, не относящееся к категории особо тяжких, с учетом обстоятельств дела суд вправе повторно принять решение об условном осуждении, установив при этом новый испытательный срок с возложением обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст. 73 УК РФ.


Условное осуждение к лишению свободы, представляет собой альтернативу реальному осуждению к лишению свободы. Данная мера уголовно-правового характера, характеризующаяся возложением на осужденного в течение испытательного срока определенных обязанностей и контролем поведением осужденного для достижения целей, связанных восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений.

Несовершеннолетие само по себе является весовым аргументом, обусловливающим возможность исправления лица, совершившего преступление, освободив его от реального отбывания наказания в связи со спецификой его статуса и особенностей психологии, не говоря о таком обстоятельстве как совершение преступления по неосторожности.

Условное назначение наказания в виде лишения свободы является менее репрессивной мерой уголовно-правового характера, чем реальное лишение свободы, однако его применение к несовершеннолетнему осужденному оказывает на него принудительно-воспитательное воздействие, способствуя к отказу совершать в будущем правонарушения, влекущие общественно-опасные последствия. Несовершеннолетнему, совершивший неосторожные деяния, либо умышленные деяния, повлекшие за собой общественно опасные последствия, предоставляется возможность реабилитировать себя, находясь в обществе, не нарушая его норм. Условное осуждение позволяет осуществить принцип экономии репрессии, дает возможность его использования в случаях, когда исправление возможно без изоляции от общества, а наказание, наоборот, может дать негативный результат, оказывать содействие быстрой адаптации подростка к требованиям правопорядка и стимулирует становление лица на путь исправления.

При исполнении условного осуждения, да и вообще в процессе воспитания несовершеннолетних по нашему мнению самую важную роль играют родители и семья.

Заключение

В заключение можно сделать ряд выводов теоретического и практического характера.

Во-первых, воспитательные колонии предназначены для отбывания в них наказания несовершеннолетними, осужденными к лишению свободы. В системе мест лишения свободы воспитательные колонии имеют особое значение. Задача их - возвращение несовершеннолетних, совершивших преступления, на путь правопослушания, уважения установленного в обществе правопорядка, интересов других граждан, общества и государства.


В рассматриваемых колониях в процессе исполнения лишения свободы главное внимание должно быть сосредоточено на воспитании осужденных. Тем не менее из арсенала воспитательных средств не исключена кара как средство воздействия на лиц, осужденных за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, а также на лиц, не поддающихся исправлению в процессе исполнения наказания.

Верховный суд РФ разъясняет, что наказание несовершеннолетнему в виде лишения свободы суд вправе назначить только в случае признания невозможности его исправления без изоляции от общества, с приведением мотивов принятого решения. Однако законодательно не регламентировано каким образом должно происходить это «признание невозможности» исправления осужденного без изоляции от общества. Какие основания для этого должны быть, и в каких случаях такое «признание невозможности» можно оспорить в вышестоящих инстанциях?

В ходе проведенного исследования мы убедились, что число случаев осуждения несовершеннолетних к реальному лишению свободы сокращаются из года в год, что является показателем действенности изменений в законодательстве, направленных на гуманизацию уголовной ответственности несовершеннолетних.

Установленный режим исполнения и отбывания наказания не только регулирует отношения между собой субъектов при исполнении и отбывании наказания, но и определяет объем ограничений прав осужденного. Наличие разных режимов необходим для обеспечения разграничения исполнения наказания для разных поведенческих категорий осужденных. Рассматривая вопрос о разграничении условий отбывания наказания воспитательных колониях, следует отметить, что оно в настоящее время не является вполне удачным. В частности, по нашему мнению, необходимо откорректировать количество длительных свиданий, кратно количеству краткосрочных свиданий для отбывающих наказания в соответствующих условиях: 4 - для осужденных, содержащихся на обычных условиях отбывания наказания, 2 - на строгих условиях, 6 - на облегченных условиях и 8 - на льготных, сократив краткосрочные свидания на строгих условиях до 4. В отношении осужденных, содержащихся в льготных условиях, следует сохранить решение законодателя о предоставлении им права пользоваться краткосрочными свиданиями без ограничений их количества.

В целях стимулирования к дисциплинированности осужденных находим полезным законодательно закрепить и другие формы поощрения несовершеннолетних: направление письма близким родственникам о примерном поведении осужденного; предоставление дополнительного длительного свидания с близким родственником; предоставление материальных льгот осужденным, успешно обучающимся в учебных заведениях и т.п.


Конечно же, правосудию по делам несовершеннолетних и органам, исполняющим наказания, а также законодательству, регулирующему вопросы назначения и исполнения наказания в целом, назначение и исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних присущи определённые проблемы. Однако нельзя не отметить прогресс в усовершенствовании законодательной базы и набор опыта судами и органами, исполняющими наказание.

Список использованной литературы

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) / справочно-правовая система КонсультантПлюс / электронный ресурс/
  2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) / справочно-правовая система КонсультантПлюс / электронный ресурс/
  3. "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017) / справочно-правовая система КонсультантПлюс / электронный ресурс/
  4. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 19.02.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017) / справочно-правовая система КонсультантПлюс / электронный ресурс/
  5. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" / справочно-правовая система КонсультантПлюс / электронный ресурс/
  6. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" / справочно-правовая система КонсультантПлюс / электронный ресурс/
  7. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) Приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 10 декабря 1985 г/ справочно-правовая система КонсультантПлюс / электронный ресурс/современном мире: Монография/ В.И. Анишина, В.Ю. Артемов, А.К. Большова и др./ Под ред. В.М. Лебедева, Т.Я. Хабриевой. М.: Норма, Инфра-М, 2012 (автор главы – В.М. Волошин)// СПС «КонсультантПлюс»
  8. Научный журнал Вестник Пермского университета /электронный ресурс// http://www.jurvestnik.psu.ru/
  9. Г.Ф. Хаметдинова Г.Ф. Основания ответственности родителей (и иных законных представителей) несовершеннолетних за неисполнение обязанностей по их содержанию/Юридическая наука и правоохранительная практика 1(27) 2014 С. 98-99.
  10. И.М. Леженникова Дружественное к ребенку правосудие в системе правосудия Российской Федерации: Новый взгляд на ювенальную юстицию/ Российская юстиция № 4/2015 с. 49-51.
  11. Акутаев Р.М. Некоторые уголовно-правовые и криминологические аспекты уголовной ответственности/ Российская юстиция № 4/2015 с.31-34.
  12. Легостаев С.В. Пенитенциарная преступность: состояние, основные тенденции и проблемы предупреждения/ Юридическая наука и правоохранительная практика № 2 (28) 2014 с. 77-83.
  13. Шарапов Р. Актуальные вопросы квалификации насильственных преступлений/ Уголовное право 1/2015 с. 112-124.
  14. Постановление Пленума Верховного суда от 29.05.2014 г. № 9 «О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений» / справочно-правовая система КонсультантПлюс / электронный ресурс// http://base.consultant.ru/
  15. Постановления пленума ВС РФ № 1 от 01.02.2011 г. «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» / справочно-правовая система КонсультантПлюс / электронный ресурс// http://base.consultant.ru/
  16. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» от 11 января 2007 г. № 2/ справочно-правовая система КонсультантПлюс / электронный ресурс// http://base.consultant.ru//
  17. Постановление президиума ВС РФ от 12.11.2014 г. № 136п14/ справочно-правовая система КонсультантПлюс / электронный ресурс// http://base.consultant.ru//// http://base.consultant.ru/
  18. Обзор надзорной практики Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ за второе полугодие 2011 г. / справочно-правовая система КонсультантПлюс / электронный ресурс// http://base.consultant.ru//// http://base.consultant.ru/
  19. Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних (опубликованы на сайте УФСИН России) /http://www.fsin.su/
  20. Официальный сайт Прокуратуры Курской области/Новости Прокуратуры//http://prockurskobl.ru/
  21. Основные параметры концептуальной модели воспитательного центра для несовершеннолетних осужденных [Текст] // Вопросы ювенальной юстиции. - 2010. - № 6. - С. 19-21.
  22. Певцова, Е.А., Сапогов, В.М. Профилактика правонарушений и формирование правомерного поведения воспитанников интернатных учреждений в образовательных правоотношениях: Монография [Текст] / Е.А. Певцова, В.М. Сапогов. - Псков: Издательство АНО "Логос", 2009. - 314 с.
  23. Перцова, Л.В. Исполнение наказания в воспитательных колониях на современном этапе развития пенитенциарной системы [Текст] / Л.В. Перцова // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних. - М.: Права человека, 2010. - С.37-44.
  24. Пургина, О.В. Основания и порядок перевода осужденных из одного исправительного учреждения в другое [Текст] / О.В. Пургина // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2011. - № 1.
  25. Реймер, А.А. Актуальные вопросы реформирования уголовно-исполнительной системы [Текст] / А.А. Реймер // Безопасность уголовно-исполнительной системы. - 2009. - № 3 (7). - С.10-15.
  26. Сапогов, В.М. Правовое воспитание в механизме формирования правосознания и становления социально активной личности несовершеннолетних осужденных в условиях изоляции от общества [Текст] / В.М. Сапогов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2011. - № 2. - С.13-17.
  27. Рябых, С.Б. К вопросу о содержании понятия "режим в воспитательных колониях" [Текст] / С.Б. Рябых // Российский следователь. - 2010. - № 5. - С.29-34.
  28. Социальные отклонения. Введение в общую теорию [Текст]. - М.: Юрид. лит., 2009. - 298 с.
  29. Таганцев, Н.С. Русское уголовное право. Часть общая [Текст] / Н.С. Таганцев. - Тула, 2011. - Т.2. - 345 с.