Файл: Защита чести, достоинства и деловой репутации лица по гражданскому законодательству (Способы гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Важнейшей категорией теории гражданского права выступает защита гражданских прав как возможность управомоченного лица применить допущенные законом меры правоохранительного характера с целью восстановления нарушенного или оспариваемого права.

Защита чести, достоинства и деловой репутации гарантирована Конституцией Российской Федерации, в соответствии со статьей 23 которой каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. В свою очередь Гражданский кодекс Российской Федерации, в частности ст. 152, предоставляет гражданам право на защиту чести, достоинства и деловой репутации, а юридическим лицам право на защиту их деловой репутации в случае распространения не соответствующих действительности порочащих сведений.

Определяя основания и способы защиты чести, достоинства и деловой репутации, Гражданский кодекс указывает на их неотчуждаемость и непередаваемость иным способом, а также их принадлежность лицу от рождения или в силу закона. При этом законодательно закрепляя порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации государство обязано обеспечить необходимый баланс между правом лица на защиту чести, достоинства, деловой репутации и другими гарантированными Конституцией Российской Федерации правами и свободами.

Честь, достоинство, деловая репутация являются нематериальными благами и выступают в качестве важнейших социально-правовых ценностей и потребностей любого государства и общества. Их реальная защита в условиях рыночной экономики определяет не только эмоциональное состояние человека, но и обеспечивает экономическое благополучие и добросовестную конкуренцию. Это обуславливает необходимость их поддержания на должном уровне и свидетельствует об особой важности и исключительной значимости рассматриваемых нематериальных благ как неотъемлемой составляющей свободной социальной и политической жизни, обязательного условия успешной деятельности в гражданском обороте.

Об актуальности выбранной темы свидетельствуют и многочисленные публикации представителей юридической науки, посвященные вопросам защиты чести, достоинства и деловой репутации среди которых: А.Л. Анисимов, А.В. Беспалов, Н.Н. Бобков, И.А. Бродская, Р.В. Бурак, О.Б. Гусев, Б.Д. Завидов, С. Зикрацкий, Н.М. Кузнецов, Т.Н. Макарова, И.А. Мирониченко, О.Н. Романова, А.Н. Романович, З.Б. Хавжокова, А.Ф. Храпуцкий, Т.В. Черкасова, М.Л. Шелютто и многие другие.


Объектом исследования по теме «Защита чести, достоинства и деловой репутации лица по гражданскому законодательству» выступает правовое состояние защиты чести, достоинства и деловой репутации в Российской Федерации.

Предметом исследования по теме курсовой работы являются нормы российского законодательства, регламентирующие защиту чести, достоинства и деловой репутации, основания и способы защиты обозначенных нематериальных благ.

Цель курсовой работы заключается в изучении теоретических аспектов правового регулирования и функционирования механизмов защиты чести, достоинства и деловой репутации в Российской Федерации. Представляется необходимым обозначить следующие основные задачи исследования: раскрыть понятие чести, достоинства и деловой репутации как социально-правовых явлений; выявить сущность деловой репутации юридических лиц как объекта гражданско-правовой защиты; определить основания гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации; охарактеризовать способы гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации.

1. Юридическая природа чести, достоинства и деловой репутации

1.1. Понятие чести, достоинства и деловой репутации граждан

Понятия «честь», «достоинство» и «деловая репутация» относятся к числу категорий морального и нравственного порядка, находящихся под охраной государства, а их ущемление влечет юридическую ответственность обязанных лиц. Однако гражданское законодательство Российской Федерации не раскрывает их содержания. Только некоторые разъяснения, касающиеся деловой репутации, содержатся в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации.

Такая позиция законодателя обуславливает отсутствие единства мнений в отношении содержания рассматриваемых понятий в юридической литературе. Так, Н.М. Кузнецов понимает под честью общественную оценку качеств лица, его усилий поддержать свою репутацию, свое общественное значение. Это, прежде всего, оценочная категория, направленная от общества к личности. Ее содержание является социальным, т.е. независящим от позиции и взглядов конкретной личности или данного лица.[1]


В свою очередь А.В. Беспалов рассматривает честь как морально-правовую категорию позитивно-объективного характера, определяющую общественную оценку личности.[2] Ряд авторов определяют честь через достоинство (честь как оценка достоинства), указывая при этом, что данные категории имеют свойственное только им специфическое содержание, поскольку сложились и развивались в истории этики как самостоятельные понятия.[3]

Наиболее удачным в юридической литературе признается определение чести В.А. Блюмкина, который рассматривает честь с объективной и субъективной точки зрения, при этом указывая на их неразрывность и взаимосвязанность между собой. В первом случае предполагается оценка деятельности индивида коллективом, обществом, признание его положительных качеств и заслуг, т.е. оценочная категория, направленная от общества к личности. Во втором – способность человека оценивать свои поступки, действовать в соответствии с принятыми в обществе моральными нормами и правилами. Другими словами, в категории чести следует выделять положительную моральную репутацию человека, вытекающее из нее нравственное отношение (уважение, почтение) и чувствительность человека к своей моральной репутации (так называемое чувство чести).

С категорией «честь» тесно взаимосвязана категория «достоинство», которая отражает общественную оценку человека в его собственном сознании и зависит от индивидуальных особенностей человека, его внутренних убеждений, способности оценивать общественное мнение и иных факторов. По мнению А.Л. Анисимова достоинство представляет собой самооценку собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего поведения, общественного значения.[4] Несколько уточняет данную позицию И.А. Бродская, которая утверждает, что в ходе самооценки человек не только самоопределяется как член некоего социума, осознает свое место в общественной иерархии, но и составляет представление о себе как о личности. Человек выстраивает систему жизненных ценностей, определяющих его поведение, в соответствии с которой от ряда поступков он воздерживается в силу того, что считает их не соответствующими построенному им идеалу, недостойными.[5]

В наиболее обобщенном виде достоинство представляет собой ценность отдельно взятого человека или общности людей, осознание этой ценности и соответствующее поведение. Это внутренняя самооценка всей совокупности положительных качеств и общественно полезных свойств человека, определяющих его социальную значимость не только как индивида, но и как представителя определенного коллектива.


Несмотря на то, что категории «честь» и «достоинство» не являются тождественными, они существуют в органическом единстве между собой, при этом тесно взаимодействуя с такой категорией, как «деловая репутация», представляющая собой оценку профессиональных качеств лица.

В связи с тем, что гражданское законодательство не раскрывает содержание деловой репутации, в юридической литературе встречаются различные ее трактовки. Так, А. Эрделевский определяет деловую репутацию как сопровождающееся положительной оценкой общества отражение деловых качеств лица в общественном сознании.[6] В свою очередь М.Н. Малеина под деловой репутацией понимает совокупность качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих контрагентов, клиентов, потребителей, коллег по работе, поклонников (для шоу-бизнеса), избирателей (для выборных должностей) и персонифицируется среди других профессионалов в этой области.[7] По мнению А.Л. Анисимова, деловая репутация – это сложившееся мнение о качествах коллектива, организации, предприятия, учреждения, конкретного физического лица, например, в сфере предпринимательства.[8]

Приведенные точки зрения позволяют сделать вывод о том, что: во-первых, деловой репутацией обладают далеко не все субъекты гражданского права, а только занимающиеся предпринимательской или иной социально-значимой деятельностью; во-вторых, деловая репутация хоть и принадлежит человеку от рождения, однако как нематериальное благо оно не существует, поскольку отсутствует сама деятельность, ее формирующая. Исходя из этого, вполне обоснованным представляется высказанное в юридической литературе мнение о том, что понятие деловой репутации в гражданско-правовом смысле применимо только к физическим и юридическим лицам, участвующим в деловом обороте. Это понятие не равнозначно, не синонимично понятию служебной или профессиональной репутации либо понятию престижа, авторитета.[9] В связи с чем, значительная категория лиц, осуществляющих социально-значимую деятельность, лишаются возможности защиты своей репутации, содержание которой составляют служебные качества лица, качество выполняемой им работы, его профессионализм и компетентность.

Таким образом, представляется целесообразным для защиты репутации лиц, осуществляющих социально-значимую деятельность, закрепление на законодательном уровне таких понятий как «профессиональная или служебная репутация» или воспользоваться употребляемом законодателем в ст.150 ГК РФ понятием «доброе имя». Доброе имя, как и деловая репутация не возникает автоматически, а создается в общественном сознании с течением времени и охватывает отношения, связанные с использованием и защитой физическими лицами сложившегося в обществе представления об их служебных качествах и профессиональных навыках.


1.2. Деловая репутация юридических лиц как объект гражданско-правовой защиты

Выступая субъектом гражданско-правовых отношений, юридическое лицо представляет собой искусственное образование, прямо или косвенно организованное физическими лицами для выполнения определенных социальных функций и удовлетворения определенных потребностей. Оно не является живым существом, не имеет души и, соответственно, не может иметь таких естественных для человека моральных черт, как честь и достоинство. При этом юридические лица обладают набором профессиональных качеств (деловая манера, надежность в деловых отношениях, кредитоспособность, профессионализм и т.п.), которые не только выбирают их среди других юридических лиц, но и выражают уровень доверия общества к их деятельности. Оценить эти качества могут только люди, но не как члены человеческого общества, а с точки зрения потребителя, как инструмент, посредством которого удовлетворяются те либо иные потребности, достигается тот либо иной результат. Через такую оценку обеспечивается определенный уровень деловой репутации юридического лица.

Наряду с фирменным наименованием, товарным знаком, деловая репутация выступает одним из средств индивидуализации юридического лица и является неотчуждаемым и непередаваемым иным способом нематериальным благом (п.1 ст.150 ГК). Юридические лица обладают правом на защиту деловой репутацией в силу п. 11 ст. 152 ГК РФ, закрепляющего применимость правил о защите деловой репутации граждан, за исключением возмещения морального вреда, к защите деловой репутации юридического лица. Однако содержание понятия «деловая репутация» на законодательном уровне не раскрывается.

Анализ юридической литературы позволяет сделать вывод, что деловая репутация юридического лица представляет собой приобретаемую им общественную оценку о качествах, достоинствах и недостатках, относящихся к его работе и профессиональной деятельности. Это сложившееся мнение о качествах коллектива, организации, предприятия, учреждения, конкретного физического лица в сфере делового оборота, в том числе в сфере предпринимательства.[10] Это оценка их хозяйственной (экономической) деятельности в качестве участников хозяйственных (экономических) правоотношений другими участниками имущественного оборота и гражданами, таковыми не являющимися.[11]