Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (Особенности правового регулирования процедуры банкротства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отдельные проблемы банкротства индивидуальных предпринимателей были решены в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда России от 30 июня 2011 года № 51 [9]. Данное постановление направлено на обеспечение единообразного применения норм о банкротстве физических лиц.

Однако важно понимать, что судебное толкование не должно приводить к появлению новых правовых норм, если таковые не предусмотрены в Законе о банкротстве и из него не вытекают. Так, процедура банкротства представляет собой последовательный переход этапов, очерёдность которых не является строго определённой.

Процедура банкротства может осуществляться с целью финансового оздоровления, либо с целью ликвидации и окончательного погашения долгов перед кредиторами. При восстановлении деятельности должника в рамках процедуры банкротства могут проводиться реабилитационные процедуры – реструктуризация долгов, внешнее управление или финансовое оздоровление [13, с. 88].

При непосредственном достижении цели ликвидации субъекта хозяйствования применяются процедуры конкурсного производства или реализации имущества.

Первоначально суд может инициировать процедуру наблюдения, для того чтобы выявить возможности восстановления или окончательного прекращения деятельности должника. Должники вправе подать в суд заявление об инициации процедуры банкротства самостоятельно, не дожидаясь активных действий со стороны кредиторов. Рассмотренное в арбитражном суде заявление является основанием для признания требований должника обоснованными. По результатам рассмотрения заявления выносится определение (ч. 3 ст. 48 Закона о банкротстве) [5].

Процедура наблюдения позволяет:

– обеспечить сохранность имущества;

– осуществить анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности;

– составить реестр требований кредиторов;

– провести собрание кредиторов.

Согласно ст. 168 Закона о банкротстве, к процедуре банкротства отдельных юридических лиц применяются своеобразные правовые нормы [5]. Так, к сельскохозяйственным, стратегическим, градообразующим предприятиям, финансовым организациям, естественным монополиям законодателем применяются особые условия процедуры банкротства.

В данном смысле весьма интересен опыт процедуры банкротства индивидуального предпринимателя, осуществляющего строительную деятельность. Проблемы банкротства застройщиков в настоящее время представляют особую актуальность, поскольку напрямую затрагивают интересы граждан-кредиторов, готовых вкладываться в строительство.


В отношении таких должников дело о признании банкротом возбуждается арбитражным судом при условии, что требования к должнику составляют не менее 100 тыс. рублей. Если должником является физическое лицо (гражданин), то требования должны составлять не менее 10 тыс. рублей. Кроме того, такая задолженность должна образоваться по истечение трех месяцев неисполнения должником финансовых обязательств.

Обратиться в суд с требованием о признании застройщика банкротом может не только сам застройщик, но и дольщики, уполномоченные органы. Заявление о банкротстве должно быть подано по истечении 30 дней с даты предъявления к исполнению документа в службу судебных приставов и его копии должнику. А. Егоров отмечает и тот факт, что вопрос с банкротством застройщика стоит остро не во всех субъектах федерации [18, с.11].

Так, например, во Владимирской области сложилась положительная практика доводить начатое до конца, и если застройщик-банкрот уже не в состоянии закончить строительство, то суд передавал объект для завершения строительства другим лицам.

В Красноярском крае [12] и Иркутской области [10] судом установлены определенные факты нарушения процедуры банкротства. Отмечена повышенная продолжительность проведения конкурсного производства. Помимо этого, часто возникают трудности при оформлении документов на недостроенное здание [15, с.58]. Увеличение сроков конкурсного производства может означать то, что у застройщика возникнет повышенный расход конкурсной массы. У кредиторов третьей очереди кардинально уменьшатся шансы на удовлетворение их требований.

По сути, в каждом субъекте федерации сложилась своя практика рассмотрения дел о банкротстве застройщиков. С одной стороны это правильно, так как нельзя требовать от судов единообразного применения норм законодательства, когда таких норм нет [14, с.16]. С другой стороны – такая судебная практика свидетельствует и о том, что в каждом регионе существует различная степень заинтересованности и эффективности участия исполнительной власти при решении проблем обманутых дольщиков.

В заключении следует отметить, что факт признания банкротства предполагает наступление различных юридических и фактических последствий для должника, кредиторов и других заинтересованных лиц. Банкротство субъекта не лишает его обязательств перед своими кредиторами и наемными работниками [13, с.89]. Важно отметить, что процедура банкротства не всегда направлена лишь на то, чтобы добиться ликвидации субъекта хозяйствования. В большинстве случаев, механизм данной процедуры следует использовать для финансового оздоровления и восстановления деятельности субъекта хозяйствования.


2. Особенности правового регулирования процедуры банкротства

2.1. Субъекты процедуры банкротства и их правовой статус

Следует отметить, что в процедуре банкротства принимает участие достаточно много субъектов, кроме непосредственно самого банкрота. Итак, к числу лиц, принимающих участие в процедуре банкротства, относятся:

а) арбитражный управляющий (временный или конкурсный управляющий);

б) кредиторы;

в) уполномоченный орган по обязательным платежам.

г) лицо, осуществляющее финансовое оздоровление;

д) органы исполнительной власти [16, с.97].

Рассмотрим несколько подробнее правовой статус каждого участника процедуры банкротства, которые участвуют в делах данной категории.

Арбитражные управляющие – это профессиональные участники управленческой деятельности, которые занимаются вопросами антикризисного управления предприятий под контролем арбитражного суда. Основная цель деятельности управляющего заключается в координации всей хозяйственной деятельности должника под контролем арбитражного суда [18, с.16]. Это необходимо, прежде всего, для максимального удовлетворения требований кредиторов при полной или частичной реализации имущества должника.

Фактически термин «арбитражный управляющий» является достаточно обобщенным, он включает в себя три вида антикризисных специалистов – конкурсный управляющий, внешний управляющий, временный управляющий. На всех этапах банкротства деятельность арбитражного управляющего являются важнейшим элементом и залогом успеха [13, с.90]. Институт банкротства и его эффективность напрямую зависит от деятельности арбитражных управляющих [30, с.236].

Деятельность арбитражных управляющих является частной, она предполагает осуществление полномочий публично-правового характера. Все решения арбитражных управляющих являются обязательными и влекут наступление определенных последствий для широкого круга лиц [32, с.23].

Согласно ст. 20 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий является гражданином России, и состоит в членстве в саморегулируемой организации [5]. Арбитражные управляющие должны соответствовать ряду требований, которые к ним предъявляет законодатель:

а) высшее профессиональное образование;

б) стаж на руководящей должности не менее года, стажировка в качестве помощника арбитражного управляющего не менее двух лет;

в) теоретический экзамен по программе подготовки управляющих;


г) отсутствие наказаний за совершение правонарушений в виде дисквалификации или лишения права на занятие определенной должности;

д) отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;

е) отсутствие в течение трёх лет до дня представления в саморегулируемую организацию заявления о вступлении факта исключения из числа членов, в связи с нарушением действующего законодательства, которое не было устранено в установленный срок, либо носит неустранимый характер.

Статья 20.2 Закона о банкротстве предусматривает возможность конкурсного кредитора или уполномоченного органа предъявлять к кандидатуре арбитражного управляющего определённые требования:

– высшее юридическое или экономическое образование, либо образование по специальности, которая соответствует сфере деятельности должника;

– определённый стаж работы на руководящих должностях в сфере экономики;

– проведение определённого количества процедур по делам о банкротстве в качестве арбитражного управляющего.

К кандидатуре арбитражного управляющего могут предъявляться только перечисленные выше требования, данный перечень условий расширительному толкованию не подлежит. Согласно ч. 1 ст.45 Закона о банкротстве, информация о выбранной кандидатуре арбитражного управляющего должна быть направлена в арбитражный суд [5]. При этом совершенно не имеет значения место основной трудовой деятельности арбитражного управляющего: региональный аспект не принципиален. Кроме того, арбитражный управляющий может вести одновременно две и более процедуры банкротства. Практика знает случаи, когда в ведении арбитражного управляющего находилось порядка сотни инициированных процедур о банкротстве.

Согласно ст. 20.6 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий имеет право на получение вознаграждения, а также на возмещение в полном объёме всех расходов, которые были понесены им при исполнении своих обязанностей. Вознаграждение выплачивается за счёт должника [31, с.84].

При этом следует учитывать, что если арбитражный управляющий находится в г. Москве, а должник и кредиторы проживают, например, в Калининграде, то все расходы, связанные с перемещением арбитражного управляющего, возлагаются на должника. Соответственно, если арбитражному управляющему потребуется провести собрание кредиторов, то он будет осуществлять его проведение на территории г. Москвы, где кредиторы смогут ознакомиться с материалами и документами по делу.

При этом кредиторы, права которых и так уже нарушены должником, должны понести дополнительные расходы и потратить своё время на поездку для ознакомления с материалами, подготовленными арбитражным управляющим [27, с.16].


В процедуре банкротства могут участвовать уполномоченные органы власти, являющиеся контролирующими органами. К числу таких органов относится Федеральная служба регистрации, кадастра и картографии. Именно в данный орган может обратиться должник или кредитор, если считает, что арбитражного управляющего следует привлечь к административной ответственности.

Безусловно, наиболее распространённым способом защиты нарушенных прав является обращение в суд, однако, при проведении процедуры банкротства такому способу есть альтернатива [27, с.15].

Например, можно обратить с жалобой в Федеральную службу регистрации, кадастра и картографии, которая уполномочена привлечь управляющего к административной ответственности – вынести постановление и наложить штраф в размере 25-50 тыс. рублей, либо дисквалифицировать его. Однако окончательное решение по делу в отношении арбитражного управляющего вынесет суд, проверив данные Службы на предмет обоснованности [24, с.200].

Ключевая роль в процедуре банкротства принадлежит кредиторам, поскольку успешность процедуры во многом зависит от характера правоотношений, которые служат основанием для возникновения требований.

Согласно точке зрения Д.Е. Павлова, кредиторов можно разделить на четыре группы:

а) конкурсный и внеконкурсный кредитор;

б) активные и пассивные кредиторы;

в) кредиторы – заявители и кредиторы, не имеющие прав на подачу исковых заявлений;

г) кредиторы первой и последующих очередей [22, с.211].

Конкурсные и активные кредиторы являются лицами, которые имеют определённые требования к должнику, что связаны с обязанностями и денежными обязательствами. Кроме того, среди кредиторов могут находиться граждане, которым должник обязан выплатить денежные средства за причинённый вред их жизни, здоровью.

Весьма остро в процедуре банкротства стоит вопрос о защите прав лиц, которые работают по трудовым договорам. В частности, для таких лиц важными являются требования, касающиеся погашения задолженности по заработной плате и выплате пособий [15, с.52].

В условиях признания должника несостоятельным без внимания условия защиты прав работников оставлять нельзя, о чем свидетельствуют международно-правовые и национальные нормы законодательства.

В частности, в Конвенции Международной организации труда № 173 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя» [1] (далее – Конвенция № 173) получило закрепление несостоятельности как ситуации, которая касается активов хозяйствующего субъекта, необходимых для удовлетворения требований и претензий кредиторов.