Файл: Фонд социального страхования (Организационная структура, задачи и функции фонда социального страхования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 376

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Складывающаяся в обществе ситуация, обусловленная вхождением России в рыночные экономические отношения и возникновением сложного комплекса социальных проблем, свидетельствует о настоятельной потребности дальнейшего развития и совершенствования всех частей и механизмов социальной защиты на основе научных знаний, в том числе правовых. В осуществлении мер социальной защиты определяющая роль принадлежит государству. Воплощение в жизнь конституционных положений об охране труда и здоровья людей, о государственной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, гарантированном социальном обеспечении и т.п., безусловно, требует эффективного правового регулирования.

Социальное обеспечение - это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей всех членов общества за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием населения.

В Российской Федерации одним из звеньев перераспределения национального дохода в пользу определенных социальных групп населения являются Внебюджетные фонды Российской Федерации.

Генеральная цель обязательного страхования состоит в обеспечении защиты от случайных опасностей законных имущественных (страховых) интересов физических и юридических лиц, самой Российской Федерации, ее субъектов - и муниципальных образований, а страховые организации в добровольном страховании преследуют основную цель коммерческого предпринимательства

Развитие видов обязательного страхования как ниши рынка страховых услуг призвано решать вопрос дополнительного финансирования социальной защиты населения, и выступает в качестве важного стабилизующего фактора экономики.

Объектом исследования выступает совокупность социально-экономических отношений, складывающих форму государственного социального обеспечения граждан, нуждающихся в помощи и поддержке по объективным социально-экономическим причинам временного или постоянного характера.

Предметом исследования являются анализ деятельности Фонда социального страхования.

Целью исследования является анализ теории и практики о форме государственного социального обеспечения и разработка мер по совершенствованию и развитию видов и форм социальной поддержки граждан в Российской Федерации.


Указанное направление исследований предопределило необходимость решения целого ряда конкретных задач, а именно:

- изучить сущность Фонда социального страхования;

- рассмотреть общее понятие и основные задачи Фонда социального страхования;

- провести анализ доходов и расходов Фонда социального страхования;

- представить перспективы развития Фонда социального страхования.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

1.1 Мировые модели социальной политики

Современный подход к социальному государству заключается в его понимании как правового, демократического государства с развитым гражданским обществом и социально ориентированной экономикой. Экономикой, которая создает условия для реализации основных прав человека, самостоятельного обеспечения необходимого уровня материального благосостояния себе и членам своей семьи, создает условия для саморазвития личности, инвестирует в человеческий и социальный капитал, гарантирует каждому прожиточный минимум существования. Способствует укреплению социального согласия в обществе, утверждает принципы социального партнерства, гарантирует экологическую безопасность. Такой подход является результатом переосмысления роли государства в социальной защите, усиление глобализационных тенденций, обусловило перспективность модели социального государства, которая активизирует, которая приходит на смену классическим моделям[1].

Очерченное понимание социального государства отражает мировую тенденцию к отказу от идеи государства всеобщего благосостояния, когда утверждается европейская тенденция к формированию сервисного государства, которое гарантирует самые необходимые социальные права. Ведь в условиях экономического кризиса, глобальных вызовов XXI века государство не в состоянии брать на себя полную ответственность за благосостояние лица, а в пределах принципа субсидиарности переводит часть функций на бизнес, институты гражданского общества. Современное понимание и определение социального государства должно наполняться новыми элементами (обеспечение экологической безопасности, обеспечение конкуренции и развития личной инициативности граждан по обеспечению собственного благополучия, развитие социального партнерства, активное взаимодействие с институтами гражданского общества и т.п.), а главной задачей современного социального государства становится обеспечение максимально благоприятных условий для самореализации личности.


Вопрос о модели социальной политики достаточно сложный и дискуссионный. Ведь каждая из стран отличается спецификой построения социальной политики, системой принципов и целями управления, проводит собственную политику и имеет собственную систему реализации функций государства. Рассмотрим их более подробно. Характеристика моделей социальной политики стран представлена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика моделей социальной политики

Модели социальной политики

Характеристика

Американская

Главный принцип - отделение социальной защиты от свободного рынка и ограничения защиты только тех, кто не имеет других доходов, кроме социальных выплат. При этом обеспечивается достаточно высокий уровень и качество жизни основной части населения. Отличительные особенности: отсутствие унифицированной системы социальной защиты, минималистский подход к решению социальных проблем; реализация федеральных программ на уровне штатов с двойным финансированием из бюджетов обоих уровней; обязательное солидарное социальное страхование, за счет которого выплачивают пенсии, пособия малообеспеченным и тому подобное; использования проверки нуждаемости во всех программах социальной помощи; развернутая сеть добровольного медицинского страхования, частично регулируемая государством; существование частных учреждений по предоставлению платных социальных и медико-социальных услуг; активная деятельность благотворительных организаций при отсутствии политики «социального заказа», развитие волонтерства.

Шведская

Термин «шведская модель» возник в конце 1960-х гг., Когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Отмечается чрезвычайно высокой долей ВВП, которая распределяется через бюджет (более 50%); социальная политика тесно связана с государственным регулированием экономики, имеет четко выраженную социальную направленность.

Японская

Предусматривает проведение политики выравнивания доходов, особую политику использования рабочей силы (система пожизненного найма с определенными современными модификациями), доминирование психологии коллективизма, солидарности в доходах, достижение консенсуса между различными субъектами в решении социально-экономических проблем, выделения вопросов повышения жизненного уровня населения в ранг национальных приоритетов.

Англосаксонская

Присуща странам Великобритании, Ирландии, Канады. Выступает как промежуточная между либеральной американской и социально ориентированной шведской и немецкой моделями. Для нее характерно регулирования социальных процессов со стороны государства, уровень перераспределение ВВП через госбюджет (не более 40%).

Общеевропейская 

Основой является принцип сочетания экономической эффективности и социальной солидарности. Упор делается на сбалансированное развитие социальной политики Европы и соблюдение интересов всех стран-членов ЕС. Происходит процесс переориентации социальных программ с универсального уровня на индивидуальный, что значительно дешевле и эффективнее, потому что адресная помощь предоставляется только тем, кто в ней действительно нуждается.


Наибольшей популярностью среди ученых пользуется следующая классификация моделей социальной политики: социал-демократическая, консервативная, либеральная, корпоративистская, католическая и рудиментарная. Хотя в документах ЕС выделяют две модели социальной политики: бевериджскую и бисмарковскую.

«Бисмарковская» модель (названная в честь немецкого канцлера О.Бисмарка) - исходит из того, что социальная защита человека должно быть независима от государства, его финансового, бюджетного обеспечения и предусматривает жесткую систему взаимосвязи между уровнем социальной защиты и успешностью (продолжительностью) профессиональной деятельности работника. Страховые кассы, руководимые работодателями и наемными работниками на паритетной или распределительной основе, собирают обусловленные коллективными договорами отчисления с заработной платы. Из них формируются различные профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты[2].

Отличительными чертами этой модели являются: оптимальное сочетание интересов субъектов социального страхования; максимальный учет трудового вклада при организации социального страхования; профессиональный подход в процессе организации социального страхования по отдельным видам социальных рисков; гармоничный баланс экономических и социальных интересов основных субъектов социального страхования.

Модель Бевериджа основана в 1942 году Председателем комитета социального страхования и социальных служб Великобритании У. Бевериджом, который предложил ввести в стране систему социальной защиты. Источником финансирования основных составляющих системы социальной защиты является государственный бюджет, который формируется из налогов. В основу модели положен принцип национальной солидарности и идея «государства всеобщего благосостояния».

Основные характеристики модели Бевериджа: трехуровневая система социальной защиты; государственные социальные гарантии ориентируются на прожиточный минимум, дополнительное социальное страхование - на замещение (компенсацию) заработка, дополнительное добровольное личное страхование - на личные возможности самих работников.

Социал-демократическая (скандинавская или нордическая) модель социальной политики начала формироваться в 30-е гг. ХХ века. Главный ее принцип – это универсализм. Характеристикой социально-демократической модели является максимальный уровень социального патернализма государства и минимальная социальная ответственность человека. Модель определяется высоким уровнем перераспределения прибыли и имеет следующие основные признаки: соответствующий уровень социального обеспечения всех граждан; проведение политики полной занятости; высокий уровень налогов и помощи; низкий уровень бедности.


Финансирование этой модели держится на стабильном и высоком уровне производительности труда, сильных профсоюзах. Соответственно, государственный сектор финансирует социальную политику через систему налогообложения и несет ответственность не только за расширение и финансирования социального обеспечения, но и за функционирование различных социальных служб. Это возможно при наличии сильного, но децентрализованного управления.

В основе либеральной (американо-британской) модели социального государства лежит индивидуальный принцип, где роль государственных структур в области реализации социальной политики минимизирована. Ее основными субъектами являются личность и различные негосударственные организации - социально-страховые фонды и ассоциации. Финансовую основу социальных программ составляют, прежде всего, частные сбережения и личное страхование. При либеральной модели социальной политики государство максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных средств и способов получения и повышения гражданами своих доходов. Классическими странами, в которых применяется либеральная модель социальной политики, считаются Великобритания и США.

Модель США относят к условно-остаточной модели. При которой государство умышленно ограничивает свои функции только теми, которые не хотят или не могут обеспечивать частный капитал и рынок. Это модель, при которой государство в принципе ограничивает свою роль материальной поддержкой только наиболее малообеспеченных слоев населения. Нужно отметить, что либеральная модель (как и все остальные) сильно модифицировалась с того момента, когда она стала формироваться.

Таким образом, либеральный подход в социальной политике предусматривает: во-первых, социальное обеспечение остаточного типа, где граждане должны существовать в обществе и без социального обеспечения. Во-вторых, государство несет ограниченную, однако, общую ответственность за социальное обеспечение всех граждан. Через остаточный характер финансирования реализация модели зависит от наличия большого объема добровольной и неформальной помощи.

Корпоративистская модель имеет несколько названий:

а) европейская (континентальна) - согласно ее геополитического положения; 

б) институциональная.

Центральный принцип, однако, у всех один - рыночные отношения и введение страхования под государственным надзором. Благодаря системе социального страхования корпоративистская модель базируется на принципе достижений, где труд определяет дальнейшее социальное обеспечение. Проблемы возникают у тех слоев населения, которые не работают постоянно или вообще не трудоспособны, поэтому вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь, обычно не очень большую. Соответственно, корпоративистская модель социальной политики ведет к появлению двойного общества, описанного одним немецким социологом как Первая и Вторая Реальность.