Файл: Фонд социального страхования (Организационная структура, задачи и функции фонда социального страхования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 385

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С 2017 г. страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством стали начисляться по правилам, установленным в главе 34 НК РФ. (8)

В соответствие с которым сумма страховых взносов рассчитывается за календарный месяц отдельно по застрахованным лицам и видам взносов.

Плательщиками страховых взносов являются:

1) Предприятия, индивидуальные предприниматели и физические лица, не являющиеся предпринимателями.

2) Другие плательщики страховых взносов, не выплачивающие доход или вознаграждения другим лицам.

Плательщикам страховых взносов предусмотрены следующие обязанности:

- правильно начислять и в срок перечислять страховые взносы;

- вести учет объектов, которые облагаются страховыми взносами;

- представлять в орган контроля расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;

- предоставлять расчет по страховым взносам до 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;

- приводить в исполнение на основании закона претензии органа контроля об исправлении обнаруженных нарушений законодательства РФ, а также не затруднять исполнение закона официальных лиц органов контроля при исполнении ими своих должностных обязанностей;

- гарантировать безопасность хранения документов, служивших доказательством начисление и уплату сумм страховых взносов.

Величина ставок страховых взносов для начисления на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование обуславливается различными критериями:

- от категории плательщика (для вероятности использования пониженных тарифов);

- от категории сотрудника, в пользу которого производятся выплаты;

- от возрастного критерия сотрудника, получающего доход (для распределения взносов на пенсионное страхование);

- от величины дохода работника в течение года (для определения величины предельной базы)[8].

Работодатель уплачивает страховые взносы в размере 30 % от зарплаты работника:

Пенсионный фонд (ПФР) — 22 %

Фонд медицинского страхования (ФФОМС) — 5,1 %

Фонд социального страхования (ФСС) — 2,9 %.

По данным Минфина России, общий объем финансовых ресурсов, собранных во внебюджетных фондах за период формирования очередной финансовой системы увеличился и составил по состоянию на начало 2019 г. около 11000000 млн. руб. Однако, по статистическим данным наблюдается формировании дефицита в период исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов в отдельных годах периода 2011-2017 гг. Узаконение неформальной занятости могла бы создать рост дохода бюджета, при условии, что взносы будут взыскиваться не из минимального размера оплаты труда, а из размера реального заработка.


Результат анализа формирования и исполнения бюджетов внебюджетных фондов приведен в таблице 2.

Таблица 2

Формирование и исполнение бюджетов внебюджетных фондов с 2016- 2018 г. (млрд. руб.)[9]

Пенсионный фонд

Фонд социального страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Доходы

Расходы

Дефицит (-)

Профицит (+)

Доходы

Расходы

Дефицит (-)

Профицит (+)

Доходы

Расходы

Дефицит (-)

Профицит (+)

2016

7127

7670

-543

541

612

-71

1574

1639

-65

2017

7625

7670

-543

541

612

-71

1574

1639

-65

2018

8250

8320

-60

544

699

-155

1737

1655

82

В результате проведенного анализа наблюдается увеличение дефицита бюджета Пенсионного фонда, бюджета фонда социального страхования и профицит фонда обязательного медицинского страхования. Данные показатели говорят о несбалансированности бюджетов.

Это связано с рядом проблем:

Проблемы с правилами исчисления и уплаты страховых взносов в части определения базы для начисления обязательных страховых взносов. У предприятий возникает ряд вопросов о включении некоторых видов выплат в базу для начисления взносов. Например, включается ли в базу для начисления оплата работникам путевок на санаторно-курортное лечение, выплата работникам суточных при однодневных командировках, выплаты членам директоров и ревизионной комиссии, выплата компенсации за задержку заработной платы, выплата иногороднему работнику возмещение расходов на аренду жилья и ряд других[10].

Проблема увеличения налоговой нагрузки на страхователей и уклонение от уплаты обязательных страховых взносов. В связи с затянувшимся экономическим кризисом, вынуждает, с одной стороны, работников соглашаться на скрытые финансовые отношения с работодателем, с другой стороны, вынуждает работодателей на «оптимизацию» расходов на оплату рабочей силы. По данным официальной государственной статистики, численность занятых только в неформальном секторе в 2016 г. составила 13,6 млн.чел. , это говорит о том, что занятость населения в неформальном секторе с учетом теневого уровня заработной платы является важным фактором, влияющим на дисбаланс системы обязательного страхования.


Проблема эффективного управления средствами государственных внебюджетных фондов.

Проблема теневой экономики и скрытой занятости.

Таким образом, очевидно, что на сегодняшний день система формирования доходов государственных внебюджетных фондов требует пересмотра.

2.2 Совершенствование организации социального страхования

Совершенствование организации социального страхования в России может рассматриваться как по отдельным составляющим, так и в целом по всей структуре. Интеграционные процессы, процессы координации, управления персоналом требуют взвешенных подходов, постепенного реформирования, долгосрочного прогнозирования. Финансово устойчивое социальное страхование предполагает достаточность страховых поступлений, зависящих от обоснованных страховых тарифов (ставок страховых взносов) и приемлемой базы их аккумулирования (заработной платы в стране). Перераспределение ответственности за долгосрочное социальное обеспечение в системе государство-работодатель-работник (гражданин) требует выработки долгосрочной стратегии и стимулирования корпоративного и индивидуального (персонального) участия в социальном страховании. Развитие корпоративного (профессионального) направления в социальном страховании основывается на эффективном социальном партнерстве государства, корпораций, саморегулируемых организаций, профессиональных союзов, объединений работников.

Механизмом, способствующим решению задач повышения эффективности социального страхования, как в рамках отдельных организационно-управленческих составляющих, так и в целом для всей российской системы, выступает информационно-сервисная составляющая. Быстрые изменения в информационном сервисном обслуживании населения и организаций в получении частных услуг с возможностью поиска информации, оплаты «в одно движение» выдвигают такие же требования к получению государственных социальных услуг. Общество, получатели социальных услуг ожидают такого же быстрого и доступного социального сервиса. Продвижение новых информационных технологий при этом целесообразно сопоставлять с уровнем удовлетворенности государственного социального сервиса путем опросов, мониторинга доли пользователей электронного сервиса[11].


При этом важными требованиями остаются как предоставление универсального уровня обслуживания на всей территории страны, так и в целом нахождение баланса между управлением, координацией и контролем (надзором) со стороны государства.

Стоящие перед социальным страхованием вызовы в форме демографических тенденцией, структурных изменений на рынке труда, иммиграции, влияния новых информационных технологий, глобализации, роста расходов требуют соответствующих изменений в составляющих эффективности такого страхования, которые далее рассматриваются в последующих разделах.

Социальная сфера является ключевым направлением государственной политики России. Решение вопросов социального развития требует оценки эффективности инфраструктуры получения населением социальных услуг от министерств, фондов, агентств. Предоставление социальных услуг в России в настоящее время разделено между федеральными (сферы ответственности федеральных министерств: Министерства труда и социального развития РФ и Министерства здравоохранения РФ) и региональными (субъекта РФ) органами власти. На примере субъекта РФ рассмотрим предоставляемые социальные услуг по административному, территориальному и информационному показателям[12].

Получение социальных услуг возможно путем посещения территориальных отделений государственных фондов, агентств, местных органов власти, через отделения почты, по ряду услуг присутствует электронное оформление (предоставление) с использованием информационных систем самих фондов, МФЦ и Портала госуслуг РФ (Рис. 2).

Социальные услуги

Портал госуслуг РФ

МФЦ

Социальная

ФСС РФ

ПФ РФ

ФФОМС

ФСТЗ

защита (органы

ТФОМС

власти субъекта

РФ)


Рисунок 2. Схема предоставления социальных услуг в России[13]

Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) представлен в субъектах РФ региональными отделениями, включающими центральное подразделение и ряд филиалов, за которыми закреплены муниципальные образования (ближайшие районы и города), где расположены (зарегистрированы) обслуживаемые страхователи. Возможность получения социальных услуг присутствует через информационные порталы: Многофункциональных центров (МФЦ) и Государственных услуг (Госуслуг). Территориально-обособленные структурные отделения МФЦ расположены в каждом населенном пункте, имеют территориальную доступность. Кроме того, в территориальных отделениях МФЦ имеется выездное обслуживание, предварительная запись на прием. Присутствует также способ получения социальных услуг по Почте России, территориальные отделения которой также доступны почти в каждом населенном пункте.

Электронное предоставление (получение) большинства социальных услуг возможно через 1) сайт отделения ФСС РФ, личный кабинет или 2) Портал госуслуг РФ, личный кабинет. В значительной степени, получаемые социальные услуги совпадают, однако часть из них не предоставляется в электронной форме или требует дополнительного посещения отделения МФЦ (филиала ФСС). Ограничениями выступают территориальная недоступность Интернета, недостаточная компьютерная грамотность, фрагментарная информация на информационных порталах (сайтах) о требуемых документах, порядке, сроках получения социальной услуги. Обращение через почтовое отделение за получением той или иной услуги также требует наличия информации, которую возможно получить через Портал госуслуг (при отсутствии указанных ограничений).

Таким образом, несмотря на широкую сеть территориальных отделений МФЦ и возможность получения социальных услуг в электронном формате через сайт отделения ФСС или Портал госуслуг РФ, имеются ряд ограничений, прежде всего, в перечне госуслуг через МФЦ, доступе к Интернету и навыкам использования компьютерных технологий.

Два реализуемых с 01.07.2017 года электронных пилотных проекта ФСС «Прямые выплаты» и «Электронный листок нетрудоспособности» в большинстве случаев исключили необходимость личного обращения заявителей в филиалы ФСС. Реализация данных проектов является современным, социально значимым и эффективным результатом в социальной политике в России в целом. Полное изменение схемы выплат социальных пособий: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; при постановке на учет в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; по уходу за ребенком; за дополнительный отпуск пострадавшему на производстве, позволило также обеспечить прямое назначение и выплату в региональном отделении ФСС и задействовать корпоративный сектор (работодателей) для оформления таких социальных выплат. Однако в случае отсутствия трудовых отношений в настоящее время у заявителя, необходимость личного обращения в отделения ФСС (органы соцзащиты) за социальными пособиями сохраняется. С учетом присутствующих ограничений по территориальной доступности, использованию Интернет технологий значимость таких прямых выплат через имеющегося работодателя снижается. Кроме того, присутствует значительный сектор самозанятого населения, или как в рассматриваемом субъекте РФ, являющимся аграрным регионом, фермеров, самозанятых в сельском хозяйстве, которые не имеют прямых работодателей. В настоящее время также наблюдается возрастающая тенденция к заключению гражданско-правовых, а не трудовых договоров, растет число людей, выполняющих работу дистанционно, проектно. В этих случаях эффект от прямых выплат социальных пособий, реализуемых через имеющегося работодателя, имеет свои ограничения[14].