Файл: Фонд социального страхования (Организационная структура, задачи и функции фонда социального страхования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 377

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реализация проекта «Электронный листок нетрудоспособности» с возможностью оформления как бумажного, так и электронного листка нетрудоспособности (для выплаты пособий по временной нетрудоспособности, а также беременности и родам) не имеет таких ограничений, полностью привязана именно к текущим трудовым отношениям, и даже несколько расширяет такие основания (в случае отсутствияработодателя). Подключение всех медицинских организаций субъекта РФ к данному информационному взаимодействию позволит в целом обеспечить также эффективное электронное взаимодействие между ведомствами. В целом, следует отметить открытость и прозрачность оказания социальных услуг, этапов, документов, результатов через личные кабинеты в настоящее время в России.

Также стоит отметить имеющуюся разницу в получении социальных услуг для юридических и физических лиц. В случае первых преодоление территориальной дистанции решается путем достаточно распространенного электронного документооборота, основным драйвером которого выступают требования Федеральной налоговой службы РФ, наличием или привлечением специалистов в штат для использования современных компьютерных технологий. В случае физических лиц (страхователей, застрахованных лиц) поиск информации, понимание зачастую сложной навигации сайтов, личных кабинетов зачастую являются затруднительными.

Таким образом, административно-территориальное предоставление социальных услуг распределено по ответственным отделениям социальных фондов, агентств, социальной службы.

Наиболее территориально распространенными (доступными) выступают службы социальной защиты, Пенсионного фонда РФ, МФЦ. Информационное предоставление услуг доступно через сайты, личные кабинеты, Портал госуслуг. Однако отсутствие доступа к компьютерным технологиям, недостаточный уровень цифровой грамотности и технических навыков не позволяют использовать электронные сервисы без альтернативы посещения требуемого социального учреждения. Кроме того, навигация многих социальных услуг, предоставляемых населению, иногда фрагментарна; информация иногда является неточной, недостаточной и/или труднодоступной.

Основное направление большинства реформ в области административно-территориального управления социальным страхованием приходится на унифицикацию (объединение) различных услуг по принципу «одного окна». Среди стран, которые провели и используют принцип одного центра предоставления социальных услуг, как развитые, так и развивающиеся страны: Австралия, Норвегия, Дания, США, Великобритания, Бельгия, Бразилия, Индия, Венгрия, ЮАР, Монголия, Албания и другие. Определенные интеграционные процессы в сфере социального обеспечения также проходят в ряде стран: Швеции, Финляндии, Германии, Эстонии[15].


Формат «одного окна» или «единого центра» предусматривает получение услуг по социальному обеспечению, социальному страхованию, услуг по занятости (иногда нотариальных и банковских услуг, иных частных услуг) в одном месте. Сотрудники (должностные лица) социальных программ, управляемых разными социальными учреждениями, предоставляют услуги в одном помещении, как правило, в офисе местного органа власти. Тем самым решается задача предоставления качественных и полноценных услуг для всего населения, в том числе в самых отдаленных регионах. Объединение услуг по социальному страхованию, социальной защите и занятости в одном месте повышает доступность, удобство, прозрачность оказания таких услуг. Для заявителей это экономия времени и денег при доступе к услугам. Для секторов (учреждений) социальной защиты внедрение единых центров приводит к выяснению и упрощению процедур подачи заявок и претензий. Для тех, кто не может посетить единый центр, существуют мобильные пункты (для пожилых, отдаленных районов). Благодаря общей (единой) отправной точке для всех программ единого центра укрепляется координация между учреждениями, отвечающими за социальную защиту и занятость, одновременно уменьшается дублирование и неэффективность. Лица, получающие несколько социальных услуг (мультисервис), получают более качественное и эффективное обслуживание. Наличие местной телефонной горячей линии такого единого центра позволяет гражданам получать точную информацию об услугах и необходимых документах, требуемых при посещении центра. Также уменьшается дихотомия между социальным обеспечением и социальным страхованием, что способствует созданию всеобъемлющей системы социальной защиты. Близость между различными должностными лицами в рамках единого центра приводит улучшению координации между агентством социального обеспечения, системой социального страхования и услугами по содействию занятости. В целом, единый центр может использоваться для создания общей системы мониторинга и оценки системы социальной защиты и планов местного развития[16].

Страховые взносы (социальные налоги) выступают условием финансовой сбалансированности социальных страховых фондов и зависят:

от 1) страховых тарифов (ставок налогов);

2) базы их исчисления (размера заработной платы, вмененного дохода и т.д.).

При соблюдении эквивалентности между обязательствами страхового фонда и правами страхователя (застрахованного лица) формируемых фондов достаточно для осуществления в дальнейшем своевременных и гарантированных выплат.


Размеры ставок страховых тарифов в настоящее время в России находятся на достаточно высоком уровне в сравнении с зарубежными странами (Табл. 3). При этом уменьшение ставок страховых взносов не представляется целесообразным в условиях фактического недофинансирования большинства сфер социального страхования.

Вторая составляющая страховых взносов: заработная плата, доходы населения также не является в настоящее время резервом для повышения отчислений в государственные социальные фонды. Размеры заработной платы в России считаются заниженными, в настоящее время используется понятие «работающие бедные» в научной литературе, официальных докладах органов государственной власти. Наряду с имеющимся достаточно низким уровнем средней заработной платы, с 2014 года происходит падение доходов населения.

В качестве источника повышения страховой базы выступает расширение участников страхования за счет самозанятого населения, снижения патентных вариантов налогообложения, законодательного установления минимального размера оплаты труда для коммерческих организаций. Таким образом, вопросы финансового совершенствования социального страхования связаны с оценкой внутренних резервов такого страхования: актуарного оценивания обязательств и выплат, оптимизации административных расходов, структурных изменений в соответствии плательщиков и получателей страховых социальных выплат.

Таблица 3

Ставки страховых взносов (социальных налогов) в России и зарубежных странах, %[17]

Страна

Работодатель

Работник

Всего

Франция

10,60

26,00

36,60

Австрия

14,00

22,20

36,20

Венгрия

15,00

19,00

34,00

Словакия

10,20

23,60

33,80

Германия

17,40

16,30

33,70

Чехия

8,20

25,40

33,60

Бельгия

10,90

22,20

33,10

Словения

19,00

13,90

32,90

Греция

12,80

20,00

32,80

Италия

7,20

24,00

31,20

Россия

30,0

0,00

30,00

Польша

15,30

14,10

29,40

Швеция

5,30

23,90

29,20

Португалия

8,90

19,20

28,10

Испания

4,90

23,00

27,90

Турция

12,80

14,90

27,70

Латвия

8,50

19,10

27,60

Эстония

1,20

25,30

26,50

Финляндия

7,60

18,20

25,80

Япония

12,50

13,20

25,70

Среднее ОСЭР

8,20

14,20

22,40

Нидерланды

11,80

10,10

21,90

Люксембург

11,00

10,80

21,80

Норвегия

7,30

11,50

18,80

Великобритания

8,50

9,80

18,30

Канада

6,60

10,40

17,00

Южная Корея

7,60

9,40

17,00

США

7,10

7,70

14,80

Ирландия

3,60

9,70

13,30

Швейцария

5,90

5,90

11,80

Мексика

1,20

10,40

11,60

Чили

7,00

0,00

7,00

Исландия

0,30

6,40

6,70

Новая Зеландия

0,00

0,00

0,00


В то же время актуальным выступает рассмотрение вопросов распределения (разделения) страховых взносов между работодателем и работником. В страховании, социальном страховании важное значение имеет то лицо, которое выступает непосредственным плательщиком страховых взносов. Уплата страховых взносов возможна как страхователем, так и застрахованным лицом.

Несмотря на то, что у работодателя присутствует интерес в сохранении здоровья, трудоспособности, пенсионном обеспечении работника, однако эти риски относятся непосредственно к застрахованному лицу, оно выступает, прежде всего, заинтересованным лицом, что определяет его участие в таком страховании. Переложение ответственности за социальные риски в целом на работодателей вызывает такие негативные последствия, как финансовые разбалансированность и неустойчивость социальной системы в результате разрывов между ожидаемыми страховыми взносами и страховыми выплатами, т.е. недофинансирование части социальных обязательств, повышение патернализма, необходимость дополнительного контроля со стороны налоговых органов. Россия остается практически единственным государством, где страховые взносы уплачиваются только работодателем среди большинства зарубежных стран. Все страны постсоветского пространства с системами социального страхования ввели распределение страховых взносов (социальных налогов) между работодателем и работником. При этом деление страховых взносов почти во всех рассматриваемых случаях переносится с большей долей на работодателя[18].

Рассматриваемое введение индивидуального пенсионного капитала с планируемыми ставками страховых взносов от 0 до 6%, возможно, будет компенсировать участие работников в обязательном пенсионном страховании через такой механизм. Однако с учетом таких ставок (30% +6% и ставки по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), налоговая нагрузка в России станет одной из самых высоких, что в свою очередь, будет отражаться на стоимости рабочей силы и неконкурентоспособности отечественных товаров и услуг.

Присутствует тенденция уменьшения доли страховых взносов, уплачиваемых работодателем, и увеличения доли страховых взносов, уплачиваемых работником. Движение от корпоративного социального страхования к его персонализации в лице работника выступает более адаптированным страховым механизмом, так как позволяет непосредственно застрахованному лицу не только принимать участие в уплате взносов, но и быть заинтересованном в получении выплат, т.е. определенном состраховании (франшизе, страховых льготах и т.д.). Заинтересованность в страховании выступает одним из драйверов участия в социальном страховании, что требует более гибких его подходов к ставкам, выплатам, условиям в целом.


Важным вопросом выступает разделение ответственности в администрировании и аккумулировании страховых взносов в России. В то же время распределение ответственности в социальном страховании между государством-работником-работодателем является, по-видимому, первоочередной задачей[19].

В целом, суммируя рассматриваемые данные, стоит отметить, что наблюдаемое разделение ответственности между государством, работодателем, работником в социальном страховании ориентируется на снижение ставок страховых взносов (социальных налогов). При этом почти во всех странах с социальным страхованием, участие в страховании разделяется между работодателем и работником. Основная доля в страховых взносах относится к их уплате работником с тенденцией повышения такого участия и уменьшения доли работодателей в последние годы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система социального страхования – это ряд законодательных актов, которые регулируют перераспределение денежных активов между разными слоями трудоспособного населения.

Зарубежная практика свидетельствует, что формирование и функции государственных внебюджетных фондов являются эффективными инструментами оперативного применения финансовых ресурсов, предначертанных для обеспечения гарантированных социальных и экономических интересов общества.

Важной функцией государственных внебюджетных фондов является формирование доходных источников, и целевое расходование. Исходя из этого главным финансовым институтом по обеспечению социальными выплатами стали внебюджетные фонды, а их финансовой базой являются страховые взносы. Поэтому актуальность темы определена, большим вниманием к страховым взносам во внебюджетные фонды в современной науке и беспомощностью в решении основных проблем дефицита бюджета.

В настоящее время в России действует три федеральных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, имеющий территориальные подразделения, основным источником формирования доходов, которых, являются страховые взносы. Тарифы ежегодно определяются федеральным законом.

Система социального страхования на данном этапе развития страны в первую очередь осуществляется для достижения двух наиболее важных целей:

1.Стабилизация бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации;