Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика (Порядок заключения договора на проведение аудита).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основным правоустанавливающим документом является закон № 307-ФЗ. Его структура будет рассмотрена ниже.

Затем следуют Международные стандарты аудита, введенные с 01.01.2017 приказами Минфина РФ от 9.11.2016 №207-н и от 24.10.2016 №192н. В них описан порядок взаимодействия аудитора с руководством проверяемой организации, составления аудиторского задания, подготовки отчетности[17].

3. 3-й уровень включает Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД), утвержденные Правительством РФ (в них содержатся принципы и правила аудита) и федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД), утвержденные Минфином России. Эти акты применяются в части, не противоречащей МСА. На этом же уровне находятся ПСАД, одобренные комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (ныне упраздненной). Их всего 3[18].

На 4-м уровне — методические рекомендации, разъяснения по отдельным (частным) вопросам, одобренные Советом.

Правила, требования, разъяснения и другие нормативные акты, устанавливаемые СРО и частными компаниями, оказывающими услуги аудита, также учитываются аудиторами. Они находятся на 5-м уровне правового регулирования деятельности аудиторов.

Технические моменты типа порядка ведения реестров (СРО или аудиторов) либо правил проведения экзаменов на квалификацию зачастую регулируются письмами Минфина России[19].

Поскольку закон № 307-ФЗ выступает основополагающим актом по организации и регулированию аудиторской деятельности в РФ, в этом разделе изучим его структуру.

Закон № 307-ФЗ состоит исключительно из статей, в нем отсутствуют разделы или главы:

Первые 4 статьи являются вводными, в них содержатся основные понятия (термины) и ключевые моменты, связанные с ними. К примеру, в ст. 4 дается определение понятия «аудитор» и указывается, что статус приобретается только после внесения сведений о лице в реестр аудиторов.

После перечисления ситуаций, при которых аудит проводится в обязательном порядке (ст. 5), в законе № 307-ФЗ определяется, что такое аудиторское заключение, как организуется аудиторская деятельность в целом и что относится к аудиторской тайне (ст. 6–9). Конечно, в нем указаны только основные моменты, которые более подробно расписаны в нормативных актах нижестоящих уровней.

Ст. 10–12 закона № 307-ФЗ связаны с контролем качества работы аудиторов.

В ст. 13–14 закона № 307-ФЗ перечисляются права и обязанности участников аудита: аудиторов и аудируемых лиц[20].


Как происходит государственное регулирование аудиторской деятельности описано в ст. 15–22. Здесь же рассказано о порядке организации СРО, условиях членства аудиторов в СРО, меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторов и контроль за деятельностью СРО.

Последние 4 статьи закона № 307-ФЗ содержат несколько дополнительных требований и примечаний, отменяют ряд нормативных актов и вводят в действие настоящий закон.

Таким образом, закон № 307-ФЗ хоть и лаконичен, но содержателен и императивен.

Правительство РФ постановлением от 11.06.2015 № 576 ввело положение «О признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации». Согласно ему ряд документов, регулирующих деятельность аудиторов, будет заменяться международными стандартами аудита (МСА). В число таких документов входят ФПСАД и ФСАД. Минфин РФ утвердил двумя вышеуказанными приказами 48 Международных стандартов аудита. Эти акты регулируют деятельность аудиторов в несколько иной плоскости, нежели действовавшие прежде документы. Много внимания уделяется вопросам взаимодействия участников процесса, правилам оценки документов. Поэтому закономерным явилось решение органов власти о том, чтобы оставить в силе ранее принятые акты для регулирования вопросов, не охваченных МСА[21].

Таким образом, система нормативного регулирования аудиторской деятельности в настоящее время претерпевает изменения, происходит интеграция в международное право — переход к международным стандартам аудита.

Говоря о системе нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ, упоминают в первую очередь закон № 307-ФЗ как нормативный акт, устанавливающий правовые основы аудиторской деятельности. После него из нескольких уровней складывается целая система нормативных актов, толкующих, уточняющих и дополняющих практически каждую норму указанного закона.

Часть из них при введении МСА будет отменена или фактически утрачивает силу полностью либо в части.

Аудиторские стандарты — это единые требования (общие нормы) к ведению аудиторской деятельности любого вида. Они определяют принципы, порядок, приемы, мероприятия, критерии и другие особенности ведения аудита.

Аудиторские стандарты в зависимости от органа, их утвердившего, можно разбить на 3 группы:

- международные;

- федеральные;

- внутрифирменные[22].

По содержанию аудиторские стандарты делятся:


- на общие (принципы, цели, ответственность);

- рабочие (порядок проведения аудита, формирование отчетности)[23].

В настоящее время происходит интеграция в международное аудиторское право, и все аудиторы и аудиторские организации должны ориентироваться на нормы международных стандартов аудита (постановление Правительства «О признании…» от 11.06.2015 № 576).

Переход на международные аудиторские стандарты (далее — МСА) производится с 01.01.2017. По договорам на оказание аудиторских услуг, заключенным до этой даты, аудит проводится согласно ранее действовавшим правилам[24].

Аудиторские стандарты вправе разрабатывать СРО аудиторов и сами аудиторские организации.

Таким образом, аудиторские стандарты имеют свою иерархию, определяют дисциплину ведения аудита и являются обязательными для исполнения.

Ранее к числу важнейших подзаконных актов в этой сфере относились федеральные правила-стандарты аудиторской деятельности (ФПСАД), которые включают в себя:

- ФПСАД, утвержденные Правительством РФ;

- ФСАД, утвержденные Минфином РФ.

Кроме того, действовали ПСАД, одобренные ныне упраздненной Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (далее — Комиссия).

Раскроем Постановления Правительства РФ об утверждении ФПСАД.

ФПСАД — это 34 правила ведения аудита. Все они перечислены в постановлении Правительства от 23.06.2002 № 696. Приказами Минфина РФ от 09.11.2016 № 207-н и от 24.10.2016 № 192н утверждено 48 Международных стандартов аудита[25].

Рассмотрим некоторые из ФПСАД:

ФПСАД №1 (аналог — МСА 200). В этом стандарте указывается общая цель для аудита любого вида — это выражение экспертного мнения об отчетности аудируемого лица на предмет его достоверности и соответствия действующему законодательству.

Также перечисляются этические принципы аудитора, даются определения понятиям «объем аудита» и «разумная уверенность». Уточняется, кто какую несет ответственность в рамках аудиторских отношений.

ФПСАД № 2 (аналог — МСА 230). Это правило касается составления документов в процессе аудита, а именно их формы и содержания.

ФПСАД № 3 (аналог — МСА 300). Согласно этому правилу планирование позволяет сосредоточить внимание аудитора на наиболее важных областях аудита, выявить возможные проблемы, эффективно распределять и координировать работу всех участников аудита. Даются рекомендации по составлению плана аудита.


ФПСАД № 7 (нет аналога в МСА). В этом федеральном правиле даются определения лицам, участвующим в аудите, их права и обязанности, принципы взаимодействия и порядок проведения мониторинга.

ФПСАД № 16 (аналог — МСА 530 и др.). Аудиторская выборка — это выбор аудитором по своему усмотрению документов из группы однотипных для формирования мнения.

Указанный стандарт содержит информацию о рисках, связанных с аудиторской выборкой, о статистической и нестатистической выборке, формировании аудиторских доказательств и т.д.[26]

ФПСАД № 28 (аналог — МСА 600 и др.). Аудируемое лицо может обратиться за услугами сразу к нескольким аудиторам. Порядок их взаимодействия, использования результатов работы и формирования аудиторского заключения определяется аудиторским стандартом № 28.

В целом МСА регулируют деятельность аудитора в несколько иной плоскости, поэтому в неурегулированной части, вероятно, будет сохранено действие ФСПАД. По крайней мере одновременно с введением МСА не отменен ни один из ранее принятых стандартов[27].

Рассмотрим ФСАД, утвержденные Минфином России.

Минфин РФ приказами от 20.05.2010 № 46н, от 17.08.2010 № 90н и от 16.08.2011 № 99н утвердил 8 ФСАД. Весь список представлен ниже.

Первые 3 ФСАД касаются содержания и оформления аудиторского заключения (аналог — МСА 700 и др.). При этом в первом рассматривается стандартное аудиторское заключение, а во втором — модифицированное.

Третий ФСАД предусмотрен на случаи, когда аудитор считает необходимым привлечь внимание аудируемого лица к отдельным моментам в его бухотчетности, указывая их в дополнительной части аудиторского заключения.

Вместо ФСАД № 4 действовало положение «О принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторов», утвержденное приказом Минфина от 18.12.2015 № 203н.

ФСАД № 5 и 6 регулируют ситуации, при которых аудируемое лицо искажает данные своей отчетности или совершает иные обманные действия (аналог — МСА 265)[28].

Стандартные требования к аудиторским доказательствам и аудиторской отчетности изложены в ФСАД № 7, 8, 9[29].

ПСАД, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ

Хотя формально ПСАД, одобренные Комиссией, не являются федеральными, они действуют на всех российских аудиторов.

Согласно п. X протокола Совета по аудиторской деятельности при Минфине РФ от 11.07.2011 № 1 аудиторам и аудиторским организациям рекомендуется ориентироваться на правила проведения проверки прогнозной информации и разработки внутренних стандартов аудиторами и аудиторскими организациями. Они одобрены протоколами от 20.08.1999 № 5 и от 20.10.1999 № 6.


Кроме того, действует одобренное Комиссией правило, направленное на урегулирование сопутствующих аудиту услуг (протокол от 18.03.1999 № 2).

Вывод по 1 главе.

Аудиторская деятельность - это оказание аудиторских услуг аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами по определенным стандартам аудиторской деятельности.

Аудиторская деятельность - это прерогатива специально подготовленных, имеющих соответствующее разрешение лиц.

Аудит существует в нескольких видах. Его можно провести разными методами, но цель и принципы его проведения общие для любого случая.

Государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ осуществляется на нескольких уровнях.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в настоящее время претерпевает изменения, происходит интеграция в международное право — переход к международным стандартам аудита.

Говоря о системе нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ, упоминают в первую очередь закон № 307-ФЗ как нормативный акт, устанавливающий правовые основы аудиторской деятельности. После него из нескольких уровней складывается целая система нормативных актов, толкующих, уточняющих и дополняющих практически каждую норму указанного закона.

Часть из них при введении МСА будет отменена или фактически утрачивает силу полностью либо в части.

Федеральные правила-стандарты аудиторской деятельности (ФПСАД) до введения международных стандартов составляли значительную часть нормативного регулирования этой области. В настоящее время они утрачивают свое значение, поскольку заменяются МСА.

Свод стандартных нормативных требований к проведению и оформлению аудита называют федеральными правилами-стандартами аудиторской деятельности. Они включают в себя стандарты, утвержденные Правительством РФ, Минфином России, и правила аудиторской деятельности, одобренные Комиссией. С 01.01.2017 приоритетом пользуются международные стандарты аудиторской деятельности. Иные стандарты, даже если не будут отменены или пересмотрены, могут применяться лишь в части, не противоречащей МСА.

2. Правовое регулирование аудиторской деятельности