ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2020
Просмотров: 176
Скачиваний: 3
15. ЧНП в условиях полной занятости. Дефляционный разрыв.
Инфляционный разрыв.
Чистый национальный продукт (ЧНП) — общий объем производства товаров и услуг, за определенный промежуток времени, которые страна произвела и потребила во всех секторах своего национального хозяйства. Если из ЧНП вычесть сумму косвенных налогов,можно получить значение национального дохода. НД — это вновь созданная за год стоимость, характеризующая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. Это чистый заработный доход общества, этим объясняется важность и широкое применение НД в сопоставительном анализе. В практике различают производственный и использованный НД. Использованный НД — это производственный НД за минусом потерь (от стихийных бедствий, ущерба при хранении т.д.) и внешнего сальдо.
Формула для расчета ЧНП: ЧНП = ВНП - А, где А — амортизация.
Кейнсианское уравнение отводит деньгам второстепенную роль. При этом кейнсианская концепция кредитно-денежной политики включает в себя довольно длинный передаточный механизм На рисунке видно, что изменение кредитно-денежной политики изменяет предложение денег в стране, что в свою очередь, воздействуя на процентную ставку, влияет на уровень инвестиций. В частности, если первоначально экономика работает не на полную мощность, изменения в инвестициях влияют на номинальный ЧНП = РQ посредством изменения реального объема производства (Q). Когда же экономика достигает полной занятости, изменения в инвестициях воздействуют на номинальный ЧНП посредствам изменение уровня цен (Р).
Как утверждают кейнсианцы, в этой цепи причинно-следственных связей много слабых звеньев, в результате чего кредитно-денежная политика оказывается ненадежным и менее действенным по сравнению с фискальной политикой средством стабилизации. Фискальной политикой называется изменения, вносимые правительством в государственные расходы, для достижения полной занятости. Такая политика оказывается более выгодной по сравнению с кредитно-денежной, которой присущи некоторые недостатки. Возможность нестабильного смещение кривой спроса на инвестиции, при котором влияние изменения процентной ставки на инвестиционные расходы не проявится или ослабнет. Не будет особенно эффективна политика дешевых денег и в том случае, если банки и другие депозитные учреждения не стремятся давать ссуды или население не проявляет желания брать кредиты.
Монетаристы убеждены, что кредитно-денежная политика определяет уровень экономической активности в гораздо большей степени, чем считают кейнсианцы. Кредитно-денежной политикой называться изменение массы денег с целью достижения не инфляционного производства при условие полной занятости. Монетаристы видят в денежном предложении единственный важнейший фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. Цепь причинно-следственных связей между предложением денег и уровнем экономической активности во взгляде монетаристов выглядит как показано на рисунке 1б. Так расширение денежного предложения повышает спрос на все виды активов - реальных или финансовых, - а также на текущий объем производства. Следовательно, в условиях полной занятости цены на все факторы возрастут. Кроме того, монетаристы считают скорость обращения денег стабильной - в том смысле, что ее колебания невелики и она не изменяется в ответ на изменение самого по себе денежного предложения. Значит, изменения денежного предложения оказывают предсказуемое воздействие на уровень номинального ЧНП (= РQ). Т.е., например, увеличение М приведет к увеличению Р или Q, или же как Р, так и Q в отдельности. Они считают, что изменения денежного предложения влияют на все компоненты совокупного спроса, а не только на инвестиции.
Монетаристы полагают, что, хотя изменение М может вызвать краткосрочные изменения в реальном объеме производства и занятости, поскольку рынок приспосабливается к этому изменению, в длительной перспективе изменение М воздействует на уровень цен, а не через изменение реального уровня производства как считают кейнсианцы, если же достигнут уровень полной занятости, то изменения М приведут к изменениям Р.
ДЕФЛЯЦИОННЫЙ РАЗРЫВ — 1) разница между величиной национального дохода, соответствующей полной занятости, и фактической величиной; 2) превышение совокупного предложения над совокупным спросом.
ДЕФЛЯЦИОННЫЙ РАЗРЫВ
Оценка разницы между уровнем эффективного спроса, необходимым для поддержания нормального уровня экономической деятельности, и фактическим уровнем спроса в период экономического спада. Таким образом, дефляционный разрыв показывает, насколько должен вырасти эффективный спрос, чтобы восстановился нормальный уровень деловой активности.
Рецессионный (дефляционный) разрыв – это ситуация в экономике, при которой планируемые расходы меньше потенциального уровня совокупного выпуска или планируемые инвестиции меньше сбережений, соответствующих ситуации полной занятости, т.е. предложение сбережений сектором домохозяйств опережает инвестиционный спрос фирм. На рис. 3.13 этой ситуации соответствует потенциальный уровень выпуска Y2 > Y*, а рецессионный разрыв соответствует величине отрезка b. К причинам, по которым возникает рецессионный разрыв, Дж. М. Кейнс относит следующие: несправедливое распределение дохода, которое вызывает рост сбережений самых обеспеченных слоев населения с целью тезаврации (накопления сокровищ), а не для целей инвестирования; неадекватные прогнозы потребительского спроса, что может вызвать уменьшение планируемых инвестиций; уменьшение склонности к инвестированию под влиянием высокой реальной ставки процента.
В условиях рецессионного разрыва население будет сберегать большую часть дохода, спрос на рынках товаров и услуг уменьшится, что в силу эффекта мультипликатора вызовет перепроизводство и снижение уровня цен, а также последующий спад производства и увольнения работников. Уменьшение занятости и сокращение доходов в экономике будут продолжаться до тех пор, пока не закончится действие эффекта мультипликатора. Таким образом, рецессионный разрыв будет постепенно сокращаться, экономика самостоятельно придет в состояние равновесия, соответствующее точке Е, однако это будет сопровождаться спадом производства и безработицей.
ИНФЛЯЦИОННЫЙ РАЗРЫВ — величина, на которую кривая совокупных расходов должна сместиться вниз, чтобы номинальный чистый национальный продукт (ЧНП) соответствовал уровню неинфляционного ЧНП, произведенного при полной занятости.
Инфляционный разрыв – это ситуация в экономике, при которой планируемые расходы превышают потенциальный уровень совокупного выпуска, или (если брать интерпретацию кейнсианского равновесия в системе «инвестиции-сбережения») планируемые инвестиции превышают сбережения, соответствующие ситуации полной занятости, т.е. предложение сбережений сектором домохозяйств отстает от инвестиционных потребностей фирм. На рис. 3.13 этой ситуации соответствует потенциальный уровень выпуска Y1 > Y*, а инфляционный разрыв соответствует величине отрезка а. Поскольку в экономике нет возможности увеличивать инвестиции при достигнутой полной занятости, то совокупное предложение вырасти тоже не сможет. Население будет направлять большую часть дохода на потребление, спрос на рынках товаров и услуг увеличится, что в силу эффекта мультипликатора увеличит темп роста цен, т.е. вызовет инфляцию. Таким образом, экономика не сможет самостоятельно прийти в состояние равновесия, соответствующее точке Е, а инфляционный разрыв в силу эффекта мультипликатора будет увеличиваться.
Инфляционный разрыв характеризуется величиной, на которую должны уменьшиться планируемые расходы для обеспечения соответствующего снижения фактического ВВП и равновесия до уровня потенциального. На рисунке 3 показан инфляционный разрыв. В данном случае совокупный спрос чрезмерен, вызывает кризис недопроизводства. В условиях дефицита товаров растут цены, и начинает раскручиваться инфляционная спираль. Поэтому крайне важной является мера по сдерживанию совокупных расходов. Когда экономика преодолевает инфляционный разрыв, равновесие перемещается из точки А в точку В, спрос снижается, и ситуация стабилизируется.
16 Экономические функции государства. Государственный бюджет
Рыночный механизм имеет немало достоинств, его возможности велики, но не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает, рынок терпит фиаско и требуется вмешательство государства. Таким образом провалы рынка обуславливают содержание экономических функций государства
Рассмотрим сущность экономических функций государства. Саморегулирующаяся рыночная система способствует рождению монополии, а значит уменьшению конкуренции.
Монополия – рынок одного продавца, возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Это имеет негативные последствия, т. к. для получения прибыли в отсутствие конкурентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно установить монопольно высокие цены и навязать их потребителям. Последним придется мириться с тем, что товары будут продаваться в ограниченных количествах, а качество их снизится. Таким образом, вмешательство монополии в рыночную среду ведет к перераспределению богатства в ее пользу. В таких условиях государство вынуждено взять на себя ответственность за обеспечение эффективного функционирования хозяйственной системы.
Не менее сложным вопросом для государства является регулирование так называемых «внешних» или побочных эффектов.
Внешние эффекты – факторы, которые не учитываются при определении общественного продукта, но которые влияют на благосостояние людей. На микроуровне внешние эффекты» могут быть определены как издержки или выгоды от производственных операций, не учтенные в ценах. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Классическим примером отрицательного эффекта является строительство плотины в верховьях реки. В этом случае для живущих в нижнем течении реки ухудшаются условия ловли рыбы.
Трансферты – выплата денег, передача товаров и услуг населению или фирме в одностороннем порядке, а не в обмен на товар или деньги. Примером трансфертных платежей служат различные пособия – инвалидам, безработным, стипендии и т. д.
Борьба с бедностью в современном обществе часто связана с решением проблем безработицы. Роль государства в этой сфере отношений совсем не сводится к тому, чтобы любой ценой обеспечить полную занятость. Задача состоит в другом – в эффективном регулировании рынка рабочей силы, поддержании с помощью социальных выплат людей, не по своей воле утративших рабочие места, осуществление программ по созданию новых рабочих мест и т. д.
Важнейшей функцией государства остается удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платежеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк, а их игнорирование абсолютно немыслимо. Никакое общество не может обходится без национальной обороны, народного образования, единой энергетической системы, сил охраны общественного порядка, аппарата управления государством и т. п. Поскольку речь идет о товарах и услугах, которыми пользуются поровну все граждане страны, они получили название «общественных товаров».
Общественные товары – товары, предоставляемые государством на благо всех граждан или большинства населения страны. Они оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Их главными признаками являются:
q нераздельность в производстве;
q неисключаемость из потребления;
q неконкурентоспособность на рынке.
Общественные товары имеют очень сложную структуру. Часть из них (например, национальная оборона) потребляется всем населением страны поровну, другая (услуги милиции данного региона) – лишь частью населения, третья (коммунальные услуги, предоставляемые муниципалитетом данного населенного пункта) – лишь малым коллективом. При этом общественные блага могут иметь отдельные свойства частных экономических благ. Так, высшее образование имеет черты общественного товара – студенты потребляют его услуги коллективно и поровну, но оно же имеет и черты частного товара, поскольку студентом становится не каждый желающий, а значит, высшее образование не отвечает принципу неисключаемости из потребления. Поэтому система высшего образования может развиваться на сочетании рыночной и государственной основы.
Все рассмотренные функции государства в экономике должны соответствовать трем важнейшим принципам экономической деятельности: эффективности, справедливости и стабильности. Эффективность обозначает, что государство призвано создавать условия, обеспечивающие эффективное функционирование производства. Справедливость предполагает перераспределение доходов граждан и хозяйственных организаций для сглаживания имущественного неравенства, рождаемого рынком. Стабильность требует проведения специальных мер, направленных на стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.
Анализ экономических функций позволяет полнее представить модель функционирования рыночной экономики.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – 1) находящийся в распоряжении государства централизованный фонд денежных ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления; 2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Является центральным звеном бюджетной системы современных стран.
Государственный бюджет (от англ. budget – сумка, кошелёк) – сводный план доходов государства и использование полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.
Он утверждается парламентом страны на определённый период (на год), а правительство отвечает за исполнение бюджета. Доходная часть бюджета показывает, откуда поступают денежные средства.
1. Источники доходов:
1) налоги;
2) государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.);
3) эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег;
4) займы у международных организаций.
2. Основные статьи расходов:
Версия № 1: 1) содержание государственного аппарата, армии; 2) субсидии, дотации, льготные кредиты отраслям и отдельным предприятиям, их государственная поддержка; 3) содержание бюджетных учреждений – образования, здравоохранения, социального обеспечения; 4) инвестиции в производственную и социальную инфраструктуру, охрану окружающей среды, оборону.
Версия № 2: 1) национальная оборона; 2) правоохранительная деятельность; 3) обеспечение безопасности и судебная власть; 4) государственное управление; 5) экономическое развитие различных отраслей хозяйства; 6) обслуживание государственного долга; 7) социальное обеспечение.
.3. Профицит и дефицит бюджета.
1) Когда ожидаемые доходы равняются ожидаемым расходам, бюджет называется сбалансированным.
2) Когда доходы превышают расходы, эта разница является положительным сальдо (профицитный бюджет).
3) Когда бюджетные расходы больше доходов, то разница называется отрицательным сальдо, или дефицитом бюджета.
Сальдо (итал. saldo – расчет, остаток) – 1) разность между финансовыми поступлениями и расходами за определенный промежуток времени; 2) разность между стоимостью экспорта и импорта страны (сальдо торгового баланса); 3) разность между заграничными платежами и поступлениями (сальдо платежного баланса).