ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2020

Просмотров: 363

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение


В данном методическом указании даны сведения по проведению лабораторных работ по ремонту двигателей внутреннего сгорания для подготовки техников по специальностям: 190605 «Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» и 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Назначение методического указания – привить студентам навыки самостоятельной работы по выполнению лабораторных работ и освоению необходимого для этого инструмента и оборудования.

Лабораторные работы, данного методического указания, выполняются в процессе изучения дисциплин «Ремонт дорожных машин, автомобилей и тракторов» и «Ремонт автомобилей».

Студенты приобретают необходимые навыки по настройке диагностического оборудования, дефектовки деталей и узлов, определению методов ремонта, непосредственного ремонта деталей и узлов машин.















Подготовка к лабораторной работе

Подготовка к работе студентами выполняется дома и включает в себя:

  1. Изучение теоретического материала, необходимого для выполнения лабораторной работы, приведённого в данной работе и рекомендуемой литературе.

  2. Ознакомление с содержанием лабораторной работы. При этом необходимо усвоить цель работы обязательно прочитать методические указания, ознакомиться с порядком выполнения работы.

  3. Подготовка бланка отчёта, который должен содержать: наименование работы, цель и порядок проведения работы, таблицы для записи результатов измерений и вычислений, необходимые расчётные формулы.

Порядок проведения лабораторных работ

Лабораторные занятия способствуют закреплению на практике теоретических занятий, позволяют экспериментально подтвердить и обосновать сведения, полученные теоретически.

Перед началом работы в лаборатории студенты должны изучить инструкцию по технике безопасности для работающих в лаборатории и расписаться о прохождении инструктажа в специальном журнале.

Каждая лабораторная работа выполняется небольшой бригадой в составе двух-трёх человек.

Получив график выполнения лабораторных работ, студенты должны заблаговременно подготовиться к предстоящему занятию.

Правила выполнения лабораторных работ

1. Осмотреть приборы и оборудование, предназначенное для выполнения работы.

  1. Произвести настройку измерительного инструмента.

  2. Произвести дефектацию деталей и узлов двигателя.

  3. Произвести настройку оборудования, служащего для устранения того или иного дефекта.

  4. Произвести устранение установленных дефектов.

  5. Составить отчёт.

Содержание отчёта

После выполнения лабораторной работы, на заранее подготовленном бланке, составляется письменный отчёт, который сдаётся преподавателю.

Отчёт должен содержать:

  1. название работы,

  2. цель работы,

  3. характеристики используемых приборов,

  4. таблицы с данными измерений и вычислений,

  5. необходимые для расчётов формулы,


  1. выводы по устранению дефектов узлов и деталей двигателя,

  1. контрольные вопросы,

  2. ответы на контрольные вопросы.

Форма отчёта

Отчёт выполняется на листах белой бумаги, стандартных форматов. Возможно выполнение отчётов на специально изготовленных бланках. Листы бумаги брашуруются в общий блок и сшиваются. Рекомендуется блок собрать и сшить перед лабораторными работами, а затем заполнять его по мере выполнения лабораторных работ.

После выполнения лабораторной работы, на следующем занятии, студент должен сдать лабораторную работу преподавателю и получить об этом отметку на бланке лабораторной и в классном журнале.

Правила техники безопасности при выполнение лабораторных работ

При выполнении лабораторных работ во избежание получения травм необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности.

  1. Включать оборудование можно только с разрешением руководителя работ ( преподавателя, лаборанта].

  2. Нельзя прикасаться к вращающемся частям оборудования.

  1. Нельзя ударно воздействовать стальным инструментом по стальным деталям.

  2. Нельзя использовать неисправный инструмент.

  3. При аварии или несчастном случае студент должен отключить, электропитание оборудования и немедленно доложить о случившемся преподавателю, а дальше действовать по его указанию.

Несоблюдение правил техники безопасности приводит к порче оборудования, а также может привести к несчастному случаю.

Правила техники безопасности обязательны к выполнению каждым студентом. Контроль за выполнением правил техники безопасности возлагается на руководителя лабораторных работ.


















Лабораторная работа № 1

Дефектация блока цилиндров двигателя

Цель работы

Изучить дефекты блока цилиндров (БЦ) и гильз автотракторных двигателей, приобрести практические навыки определения дефектов, используя средства контроля и руководства по капитальному ремонту машин.

Содержание работы

В процессе работы необходимо:

  • изучить вид и характер дефектов БЦ и гильзы;

  • подготовить исходные данные для дефектации;

  • проконтролировать техническое состояние деталей в соответствии с техническими требованиями на дефектацию и ремонт;

  • выполнить сортировку деталей по результатам контроля;

  • назначить способ восстановления БЦ и содержание ремонтных операций по результатам контроля деталей.

Оборудование и документация

Лабораторный стол; резьбовые калибры-пробки; штангельциркуль ШЦ-II-250-0,5; индикатор нутромер 80…100; микрометр рычажный МР-125; масштабная линейка длиной 300 мм; дефектовочные карты и таблицы ремонтных размеров гильз.

Вид и характер дефектов блока цилиндров и гильз

В процессе работы двигателя на БЦ и гильзу действуют силы трения, внутренние напряжения в металле, вибрация, агрессивность среды и другие факторы. Все это приводит к износам, нарушениям качества поверхностей (задиры, риски, коррозия), механическим повреждениям (трещины, отколы, дефекты резьб) и отклонениям расположения (непараллельность, не перпендикулярность и др.).


В наиболее тяжелых условиях работают гильзы цилиндров автотракторных двигателей. Рабочие поверхности гильз подвергаются интенсивному изнашиванию в условиях значительных давлений в зоне контакта сопряженных деталей, высоких температур и затрудненной смазки. Причем оно изнашиваются неравномерно, в результате чего происходит искажение геометрической формы, как по длине, так и по диаметру гильзы. Увеличение внутреннего диаметра и изменение формы рабочей поверхности гильз цилиндров приводят к значительному увеличению рабочих зазоров, что сопровождается снижением мощности двигателя, увеличением расхода топлива и смазки.

К числу конструктивных элементов БЦ, подлежащих дефектации, относятся: стенки рубашки охлаждения; посадочные отверстия под втулки распределительного вала; посадочные отверстия под гильзу; отверстия под толкатели; резьбовые отверстия под шпильки крепления головки блока; привалочные поверхности под головку блока, крышку распределительных шестерен, картера оцепления.

Конструктивными элементами гильзы цилиндров являются отверстие под поршень, посадочная и наружная поверхности, буртики.

Требование к точности размеров конструктивных элементов предъявляются в пределах 4…7 квалитетов, отклонения формы (нецилиндричность, неплоскостность и др.) не должны превышать 0,01…0,02 мм, отклонения расположения (непараллельность, неперпендикулярность и др.) – 0,02…0,05 мм.

Контроль технического состояния блока цилиндров и гильз

Перед контролем технического состояния деталей необходимо ознакомиться с организацией рабочего места и проверить его комплектность, а также изучить конструктивно-технологическую характеристику деталей, условия их работы и возможные дефекты.

Контроль технического состояния БЦ осуществлять в следующей последовательности:

  1. осмотреть БЦ двигателя (по указанию преподавателя);

  2. определить состояние резьбы в отверстиях под шпильки крепления головки цилиндров;

  3. определить состояние отверстий под подшипники распредвала, вкладыши коренных подшипников, толкатели.

При внешнем осмотре БЦ необходимо установить наличие выбраковочных признаков, а при их отсутствии - места расположения и характер трещин, отколов, рисок, царапин, выработок и других видимых дефектов.

Для определения состояния резьбы в отверстиях под шпильки крепления головки цилиндров следует поочередно ввернуть в резьбовые отверстия соответствующий марке контролируемого двигателя калибр-пробку, который должен плотно вворачиваться в отверстие. Покачивание и осевое перемещение калибра свидетельствует о необходимости ремонтных воздействий.

Состояние отверстий под толкатели, вкладыши коренных подшипников и подшипники распредвала проверяют с помощью индикаторного нутрометра, который следует ввести в контролируемое отверстие.


Контроль технического состояния гильзы цилиндров производить в следующей последовательности:

  1. осмотреть гильзу цилиндров;

  2. измерить отверстие под поршень;

  3. рассчитать по результатам измерений овальность и конусность гильзы, определить ремонтный размер гильзы;

  4. определить состояние нижнего и верхнего посадочных поясков.

При внешнем осмотре гильзы выявляют наличие выбраковочных признаков. Если выбраковочные признаки отсутствуют, то с помощью индикаторного нутромера измеряют диаметр отверстия гильзы в поясах I, II, III и взаимно перпендикулярных плоскостях А-А и Б-Б (рисунок 1).



Рисунок 1 - Схема обмера отверстий в гильзе

Пояса располагаются следующим образом: I – ниже выработки от верхнего поршневого кольца, II – посередине гильзы, III – на 20 мм выше нижнего обреза гильзы. Местонахождение поясов находится масштабной линейкой.

Диаметр гильзы по ее верхней неизношенной кромке измеряется штангельциркулем, после чего его следует округлить до целых миллиметров в сторону увеличения (ДI).

Для настройки индикаторного нутромера (рисунок 2) микрометр устанавливается на размер, равный диаметру цилиндра ДI, увеличенному на 1 мм, который определяется по формуле


ДУСТ = ДI + 1 (1)


где ДУСТ – установочный размер индикатора нутромера, мм;

ДI – диаметр цилиндра, мм;

Предварительно микрометр необходимо проверить на правильность его показаний по установочному калибру.

Настроенный индикаторный нутромер осторожно вводят в гильзу (рисунок 3) и производят измерения в плоскостях и поясах, указанных на рисунке 1. При введении измерительной головки индикаторного нутромера в цилиндр во избежание повреждения измерительного стержня его следует отжать рукой и освободить только тогда, когда вся измерительная головка будет находиться в гильзе.

Рисунок 2 - Схема настройки индикаторного нутромера

При измерении индикатор покачивают вокруг продольной оси основания центрирующего мостика и наблюдают за колебаниями стрелки, которая будет приближаться к одному и тому же делению шкалы. Это деление фиксируют и записывают. Каждое измерение повторяют 2-3 раза и записывают средний результат.

После измерения в первом поясе индикатор перемещают во второй, затем в третий пояс, записывая показания прибора. В третьем поясе головку индикатора поворачивают на 900. Перемещая индикатор вверх, снова производят необходимые измерения в каждом из трех поясов и записывают результат. При перемещении индикатора из одного пояса в другой его следует отклонять от вертикального положения, что уменьшает давление измерительного стержня на стенки гильзы и предотвращает его быстрый износ и повреждение. По результатам измерений определяют диаметры гильз по поясам и плоскостям, который определяется по формуле


Д = ДУСТ – С , (2)


где Д - диаметр гильзы в данном поясе и плоскости, мм;

ДУСТ - диаметр, на который был установлен нутромер, мм;

С - показания индикатора при измерении в данном поясе и плоскости, мм.

Рисунок 3 - Измерение гильзы цилиндра

Овальность в каждом поясе вычисляется как разность диаметров, замеренных в одном и том же поясе, но в разных плоскостях, мм:


О = ДНАИБ – ДНАИМ , (3)


где О - овальность гильзы в данном поясе, мм;

ДНАИБ и ДНАИМ - соответственно наибольший и наименьший диаметр гильзы, измеренные в одном и том же поясе, но в разных плоскостях, мм.

Конусность равна разности между наибольшим и наименьшим диаметрами, измеренными в одной плоскости, но в разных поясах, мм:


К = Д/НАИБ – Д/НАИМ , (4)


где К – конусность гильзы, мм;

Д/НАИБ и Д/НАИМ - соответственно наибольший и наименьший диаметры гильзы в одной плоскости, но в разных поясах, мм.

Износ гильзы определяется по формуле:


И = ДИ – ДНОМ , (5)


где И - износ гильзы, мм;

ДНОМ - номинальный или ремонтный диаметр гильзы до износа, взятый из технических условий, мм;

ДИ - диаметр гильзы после износа, измеренный в поясах и плоскостях, мм.

Изношенные гильзы восстанавливают под ремонтные размеры.

На основании полученных данных определяют расчетный диаметр обработки отверстия гильзы под поршень:


ДРАСЧ = ДНОМ = 2 ( β ИНАИБ + х) , (6)


где ДРАСЧ - расчетный диаметр обработки отверстия гильзы под поршень, мм;

β - коэффициент неравномерности износа гильзы, β = 0,7;

ИНАИБ – наибольшее значение износа гильзы в ее поясах и плоскостях, мм;

х - минимальный односторонний припуск на обработку (для расточки и хонингования), х = 0,07…0,08 мм.

Затем необходимо назначить категорию ремонтного размера для гильзы для этого следует сравнить результаты расчета со значениями ремонтных размеров и выбрать ближайшее большее значение:


ДР ≥ ДРАСЧ , (7)


где ДР – ремонтный размер гильзы, мм.

Определяют состояние поверхности гильзы по наружному диаметру верхнего и нижнего посадочных поясков. Для этого нужно замерить микрометром диаметр посадочной поверхности гильзы в одном поясе (посередине) и двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Сравнить действительное состояние деталей с требованиями ТУ, сделать заключение по каждому дефекту и результаты записать в отчет.

Содержание отчета

В отчете должны быть приведены следующие сведения:

  • оборудование и документация;

  • дефекты, установленные внешним осмотром;

  • характеристика блока цилиндров (таблица 1);

  • номинальный и ремонтные диаметры цилиндров;

  • допустимые овальность и конусность цилиндров;

  • результаты замеров отверстий под подшипники распредвала (таблица 2), под вкладыши коренных подшипников коленчатого вала (таблица 3), под толкатели (таблица 4);

  • результаты замеров диаметров нижнего и верхнего посадочных отверстий под гильзу;

  • результаты замеров диаметров отверстия гильз (таблица 5) и диаметров нижнего и верхнего посадочных поясков выпрессованной гильзы.