ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2020
Просмотров: 374
Скачиваний: 4
Введение
В данном методическом указании даны сведения по проведению лабораторных работ по ремонту двигателей внутреннего сгорания для подготовки техников по специальностям: 190605 «Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» и 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Назначение методического указания – привить студентам навыки самостоятельной работы по выполнению лабораторных работ и освоению необходимого для этого инструмента и оборудования.
Лабораторные работы, данного методического указания, выполняются в процессе изучения дисциплин «Ремонт дорожных машин, автомобилей и тракторов» и «Ремонт автомобилей».
Студенты приобретают необходимые навыки по настройке диагностического оборудования, дефектовки деталей и узлов, определению методов ремонта, непосредственного ремонта деталей и узлов машин.
Подготовка к лабораторной работе
Подготовка к работе студентами выполняется дома и включает в себя:
-
Изучение теоретического материала, необходимого для выполнения лабораторной работы, приведённого в данной работе и рекомендуемой литературе.
-
Ознакомление с содержанием лабораторной работы. При этом необходимо усвоить цель работы обязательно прочитать методические указания, ознакомиться с порядком выполнения работы.
-
Подготовка бланка отчёта, который должен содержать: наименование работы, цель и порядок проведения работы, таблицы для записи результатов измерений и вычислений, необходимые расчётные формулы.
Порядок проведения лабораторных работ
Лабораторные занятия способствуют закреплению на практике теоретических занятий, позволяют экспериментально подтвердить и обосновать сведения, полученные теоретически.
Перед началом работы в лаборатории студенты должны изучить инструкцию по технике безопасности для работающих в лаборатории и расписаться о прохождении инструктажа в специальном журнале.
Каждая лабораторная работа выполняется небольшой бригадой в составе двух-трёх человек.
Получив график выполнения лабораторных работ, студенты должны заблаговременно подготовиться к предстоящему занятию.
Правила выполнения лабораторных работ
1. Осмотреть приборы и оборудование, предназначенное для выполнения работы.
-
Произвести настройку измерительного инструмента.
-
Произвести дефектацию деталей и узлов двигателя.
-
Произвести настройку оборудования, служащего для устранения того или иного дефекта.
-
Произвести устранение установленных дефектов.
-
Составить отчёт.
Содержание отчёта
После выполнения лабораторной работы, на заранее подготовленном бланке, составляется письменный отчёт, который сдаётся преподавателю.
Отчёт должен содержать:
-
название работы,
-
цель работы,
-
характеристики используемых приборов,
-
таблицы с данными измерений и вычислений,
-
необходимые для расчётов формулы,
-
выводы по устранению дефектов узлов и деталей двигателя,
-
контрольные вопросы,
-
ответы на контрольные вопросы.
Форма отчёта
Отчёт выполняется на листах белой бумаги, стандартных форматов. Возможно выполнение отчётов на специально изготовленных бланках. Листы бумаги брашуруются в общий блок и сшиваются. Рекомендуется блок собрать и сшить перед лабораторными работами, а затем заполнять его по мере выполнения лабораторных работ.
После выполнения лабораторной работы, на следующем занятии, студент должен сдать лабораторную работу преподавателю и получить об этом отметку на бланке лабораторной и в классном журнале.
Правила техники безопасности при выполнение лабораторных работ
При выполнении лабораторных работ во избежание получения травм необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности.
-
Включать оборудование можно только с разрешением руководителя работ ( преподавателя, лаборанта].
-
Нельзя прикасаться к вращающемся частям оборудования.
-
Нельзя ударно воздействовать стальным инструментом по стальным деталям.
-
Нельзя использовать неисправный инструмент.
-
При аварии или несчастном случае студент должен отключить, электропитание оборудования и немедленно доложить о случившемся преподавателю, а дальше действовать по его указанию.
Несоблюдение правил техники безопасности приводит к порче оборудования, а также может привести к несчастному случаю.
Правила техники безопасности обязательны к выполнению каждым студентом. Контроль за выполнением правил техники безопасности возлагается на руководителя лабораторных работ.
Лабораторная работа № 1
Дефектация блока цилиндров двигателя
Цель работы
Изучить дефекты блока цилиндров (БЦ) и гильз автотракторных двигателей, приобрести практические навыки определения дефектов, используя средства контроля и руководства по капитальному ремонту машин.
Содержание работы
В процессе работы необходимо:
-
изучить вид и характер дефектов БЦ и гильзы;
-
подготовить исходные данные для дефектации;
-
проконтролировать техническое состояние деталей в соответствии с техническими требованиями на дефектацию и ремонт;
-
выполнить сортировку деталей по результатам контроля;
-
назначить способ восстановления БЦ и содержание ремонтных операций по результатам контроля деталей.
Оборудование и документация
Лабораторный стол; резьбовые калибры-пробки; штангельциркуль ШЦ-II-250-0,5; индикатор нутромер 80…100; микрометр рычажный МР-125; масштабная линейка длиной 300 мм; дефектовочные карты и таблицы ремонтных размеров гильз.
Вид и характер дефектов блока цилиндров и гильз
В процессе работы двигателя на БЦ и гильзу действуют силы трения, внутренние напряжения в металле, вибрация, агрессивность среды и другие факторы. Все это приводит к износам, нарушениям качества поверхностей (задиры, риски, коррозия), механическим повреждениям (трещины, отколы, дефекты резьб) и отклонениям расположения (непараллельность, не перпендикулярность и др.).
В наиболее тяжелых условиях работают гильзы цилиндров автотракторных двигателей. Рабочие поверхности гильз подвергаются интенсивному изнашиванию в условиях значительных давлений в зоне контакта сопряженных деталей, высоких температур и затрудненной смазки. Причем оно изнашиваются неравномерно, в результате чего происходит искажение геометрической формы, как по длине, так и по диаметру гильзы. Увеличение внутреннего диаметра и изменение формы рабочей поверхности гильз цилиндров приводят к значительному увеличению рабочих зазоров, что сопровождается снижением мощности двигателя, увеличением расхода топлива и смазки.
К числу конструктивных элементов БЦ, подлежащих дефектации, относятся: стенки рубашки охлаждения; посадочные отверстия под втулки распределительного вала; посадочные отверстия под гильзу; отверстия под толкатели; резьбовые отверстия под шпильки крепления головки блока; привалочные поверхности под головку блока, крышку распределительных шестерен, картера оцепления.
Конструктивными элементами гильзы цилиндров являются отверстие под поршень, посадочная и наружная поверхности, буртики.
Требование к точности размеров конструктивных элементов предъявляются в пределах 4…7 квалитетов, отклонения формы (нецилиндричность, неплоскостность и др.) не должны превышать 0,01…0,02 мм, отклонения расположения (непараллельность, неперпендикулярность и др.) – 0,02…0,05 мм.
Контроль технического состояния блока цилиндров и гильз
Перед контролем технического состояния деталей необходимо ознакомиться с организацией рабочего места и проверить его комплектность, а также изучить конструктивно-технологическую характеристику деталей, условия их работы и возможные дефекты.
Контроль технического состояния БЦ осуществлять в следующей последовательности:
-
осмотреть БЦ двигателя (по указанию преподавателя);
-
определить состояние резьбы в отверстиях под шпильки крепления головки цилиндров;
-
определить состояние отверстий под подшипники распредвала, вкладыши коренных подшипников, толкатели.
При внешнем осмотре БЦ необходимо установить наличие выбраковочных признаков, а при их отсутствии - места расположения и характер трещин, отколов, рисок, царапин, выработок и других видимых дефектов.
Для определения состояния резьбы в отверстиях под шпильки крепления головки цилиндров следует поочередно ввернуть в резьбовые отверстия соответствующий марке контролируемого двигателя калибр-пробку, который должен плотно вворачиваться в отверстие. Покачивание и осевое перемещение калибра свидетельствует о необходимости ремонтных воздействий.
Состояние отверстий под толкатели, вкладыши коренных подшипников и подшипники распредвала проверяют с помощью индикаторного нутрометра, который следует ввести в контролируемое отверстие.
Контроль технического состояния гильзы цилиндров производить в следующей последовательности:
-
осмотреть гильзу цилиндров;
-
измерить отверстие под поршень;
-
рассчитать по результатам измерений овальность и конусность гильзы, определить ремонтный размер гильзы;
-
определить состояние нижнего и верхнего посадочных поясков.
При внешнем осмотре гильзы выявляют наличие выбраковочных признаков. Если выбраковочные признаки отсутствуют, то с помощью индикаторного нутромера измеряют диаметр отверстия гильзы в поясах I, II, III и взаимно перпендикулярных плоскостях А-А и Б-Б (рисунок 1).
Рисунок 1 - Схема обмера отверстий в гильзе
Пояса располагаются следующим образом: I – ниже выработки от верхнего поршневого кольца, II – посередине гильзы, III – на 20 мм выше нижнего обреза гильзы. Местонахождение поясов находится масштабной линейкой.
Диаметр гильзы по ее верхней неизношенной кромке измеряется штангельциркулем, после чего его следует округлить до целых миллиметров в сторону увеличения (ДI).
Для настройки индикаторного нутромера (рисунок 2) микрометр устанавливается на размер, равный диаметру цилиндра ДI, увеличенному на 1 мм, который определяется по формуле
ДУСТ = ДI + 1 (1)
где ДУСТ – установочный размер индикатора нутромера, мм;
ДI – диаметр цилиндра, мм;
Предварительно микрометр необходимо проверить на правильность его показаний по установочному калибру.
Настроенный индикаторный нутромер осторожно вводят в гильзу (рисунок 3) и производят измерения в плоскостях и поясах, указанных на рисунке 1. При введении измерительной головки индикаторного нутромера в цилиндр во избежание повреждения измерительного стержня его следует отжать рукой и освободить только тогда, когда вся измерительная головка будет находиться в гильзе.
Рисунок 2 - Схема настройки индикаторного нутромера
При измерении индикатор покачивают вокруг продольной оси основания центрирующего мостика и наблюдают за колебаниями стрелки, которая будет приближаться к одному и тому же делению шкалы. Это деление фиксируют и записывают. Каждое измерение повторяют 2-3 раза и записывают средний результат.
После измерения в первом поясе индикатор перемещают во второй, затем в третий пояс, записывая показания прибора. В третьем поясе головку индикатора поворачивают на 900. Перемещая индикатор вверх, снова производят необходимые измерения в каждом из трех поясов и записывают результат. При перемещении индикатора из одного пояса в другой его следует отклонять от вертикального положения, что уменьшает давление измерительного стержня на стенки гильзы и предотвращает его быстрый износ и повреждение. По результатам измерений определяют диаметры гильз по поясам и плоскостям, который определяется по формуле
Д = ДУСТ – С , (2)
где Д - диаметр гильзы в данном поясе и плоскости, мм;
ДУСТ - диаметр, на который был установлен нутромер, мм;
С - показания индикатора при измерении в данном поясе и плоскости, мм.
Рисунок 3 - Измерение гильзы цилиндра
Овальность в каждом поясе вычисляется как разность диаметров, замеренных в одном и том же поясе, но в разных плоскостях, мм:
О = ДНАИБ – ДНАИМ , (3)
где О - овальность гильзы в данном поясе, мм;
ДНАИБ и ДНАИМ - соответственно наибольший и наименьший диаметр гильзы, измеренные в одном и том же поясе, но в разных плоскостях, мм.
Конусность равна разности между наибольшим и наименьшим диаметрами, измеренными в одной плоскости, но в разных поясах, мм:
К = Д/НАИБ – Д/НАИМ , (4)
где К – конусность гильзы, мм;
Д/НАИБ и Д/НАИМ - соответственно наибольший и наименьший диаметры гильзы в одной плоскости, но в разных поясах, мм.
Износ гильзы определяется по формуле:
И = ДИ – ДНОМ , (5)
где И - износ гильзы, мм;
ДНОМ - номинальный или ремонтный диаметр гильзы до износа, взятый из технических условий, мм;
ДИ - диаметр гильзы после износа, измеренный в поясах и плоскостях, мм.
Изношенные гильзы восстанавливают под ремонтные размеры.
На основании полученных данных определяют расчетный диаметр обработки отверстия гильзы под поршень:
ДРАСЧ = ДНОМ = 2 ( β ИНАИБ + х) , (6)
где ДРАСЧ - расчетный диаметр обработки отверстия гильзы под поршень, мм;
β - коэффициент неравномерности износа гильзы, β = 0,7;
ИНАИБ – наибольшее значение износа гильзы в ее поясах и плоскостях, мм;
х - минимальный односторонний припуск на обработку (для расточки и хонингования), х = 0,07…0,08 мм.
Затем необходимо назначить категорию ремонтного размера для гильзы для этого следует сравнить результаты расчета со значениями ремонтных размеров и выбрать ближайшее большее значение:
ДР ≥ ДРАСЧ , (7)
где ДР – ремонтный размер гильзы, мм.
Определяют состояние поверхности гильзы по наружному диаметру верхнего и нижнего посадочных поясков. Для этого нужно замерить микрометром диаметр посадочной поверхности гильзы в одном поясе (посередине) и двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Сравнить действительное состояние деталей с требованиями ТУ, сделать заключение по каждому дефекту и результаты записать в отчет.
Содержание отчета
В отчете должны быть приведены следующие сведения:
-
оборудование и документация;
-
дефекты, установленные внешним осмотром;
-
характеристика блока цилиндров (таблица 1);
-
номинальный и ремонтные диаметры цилиндров;
-
допустимые овальность и конусность цилиндров;
-
результаты замеров отверстий под подшипники распредвала (таблица 2), под вкладыши коренных подшипников коленчатого вала (таблица 3), под толкатели (таблица 4);
-
результаты замеров диаметров нижнего и верхнего посадочных отверстий под гильзу;
-
результаты замеров диаметров отверстия гильз (таблица 5) и диаметров нижнего и верхнего посадочных поясков выпрессованной гильзы.