Файл: Макроэкономика 15-18.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2020

Просмотров: 172

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Профицит бюджета (от лат. двигается вперед, он преуспевает, он достигает) – превышение доходов бюджета над его расходами.

Дефицит (от лат. deficit – недостаёт) – недостаточность средств, ресурсов в сравнении с ранее намечавшимся, запланированным или необходимым уровнем.

4. Источники покрытия бюджетного дефицита:

1) выпуск в обращение дополнительных денег (эмиссия);

2) привлечение средств фирм и домашних хозяйств через выпуск государственных ценных бумаг;

3) займы у хозяйственных и финансовых организаций (отечественных и международных).

17.Фискальная политика. Дискреционная фискальная политика.

Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика (англ. Fiscal policy) — правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе[1]. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Фискальную политику в стране проводит правительство государства.

Основные цели фискальной политики

Фискальная политика, помимо монетарной политики, является исключительно важной составляющей работы государства как распределителя в экономике. Будучи инструментом правительства, фискальная политика имеет несколько целей. Первая цель — стабилизация уровня валового внутреннего продукта и, соответственно, совокупного спроса. Затем, необходимо государству поддерживать макроэкономическое равновесие, что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в экономике эффективно использованы. В итоге, вместе со сглаживанием параметров государственного бюджета, стабилизируется и общий уровень цен[3]. Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение[4].

Фискальная политика: цели и типы.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов.

Целями фискальной политики являются:

- сглаживание колебаний экономических целей;

- стабилизация темпов экономического роста;

- достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.

Экономическая наука выделяет два типа фискальной политики:

- дискреционная;

- автоматическая.

Дискреционная фискальная политика это сознательное манипулирование налогами и расходами, другими словами, это активная, фискальная политика. Инструментами фискальной политики являются:

-общественные работы;

- изменение трансфертных платежей;

- манипулирование налоговыми ставками.

Автоматическая - это пассивная фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Инструментами такой политики являются, так называемые, встроенные стабилизаторы:


- изменения в налоговых поступлениях;

- пособия по безработице и другие социальные выплаты;

- субсидии.

И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизации экономической ситуации. Однако они являются недостаточными. Так, встроенные стабилизаторы в автоматической фискальной политике могут только ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью их устранить не могут.

Сложности в проведении дискреционной фискальной политики можно свести к следующему:

- временный разрыв (лаго) между принятием решений и их воздействием на экономику;

- административные издержки.

Дискреционная фискальная политика - осуществляемое правительством преднамеренное изменение налогов и объема правительственных расходов с целью:

- обеспечения производства неинфляционного ВВП при полной занятости; и

- стимулирования экономического роста.

Дискреционная политика связана с программами общественных работ, проектами общественной занятости, трансфертными программами и ставками налогов.

Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:

— общественные работы и другие программы, связанные с расходами;

— социальные программы;

— правительственные закупки;

— государственные инвестиции;

—изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;

— управление налоговым гнетом.

Под дискреционной фискальной политикой понимаются сознательные, целенаправленные действия правительства по изменению государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в целях активизации экономического роста, снижения безработицы и инфляции. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада правительство сознательно идет на создание дефицита госбюджета, увеличивая государственные расходы и/или снижая налоги. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

18. Государственные закупки и равновесный ЧНП.

Государственные закупки

Часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие закупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупки оборудования, вооружений) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия)

Государственный заказ (сокращенно госзаказ) — заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета, местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных источников финансирования.


Государственный заказ обеспечивает:

— потребности государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует;

— потребности субъектов, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ;

— потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Участником размещения государственного заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Равновесный уровень пр-ва - это такой объем пр-ва, который обеспечивает общие расходы, достаточные для закупки данного объема продукции. Т.е. при равновесном уровне ЧНП общее количество произведенных товаров (ЧНП) точно равно общему количеству закупленных товаров (С+In :C - потребление, In - инвестиции).

Определение равновесного ЧНП с помощью методов:

1. метод "совокупные расходы-выпуск (объем пр-ва)";

совокупные расходы

C+In

C

ЧНП

кривую совокупных расходов, С+In строят путем добавления фиксированной величины инвестиций к отлого поднимающейся прямой потребления.

Равнов. уровень ЧНП определяется в точке, где кривая совокупных расходов пересекает биссектрису (отличительное свойство данной линии состоит в том, что в любой точке данной прямой величина, откладываемая по гориз. оси (в данном случае ЧНП), равна величине, откладываемой по вертик. оси (здесь - совокупные расходы), т.е. С+In, следовательно, биссектриса отображает состояние равновесия, в котором С+In = ЧНП).

Этот метод путем сопоставления расходов и объемов пр-ва дает возможность отчетливо представить общие расходы как непосредственный фактор, определяющий уровни пр-ва, занятости и доходов.

2. метод "изъятия и инъекций"; менее прямолинеен, чем предыдущий, но его преимущество заключается в том, что при этом акцентируется внимание на неравенстве С+In и ЧНП.

Суть: производство любого объема продукции даст адекватный размер дохода после уплаты налогов. Также известно, что часть этого дохода домохозяйства могут сберечь, т.е. не потребить. Сбережения, следовательно, представляет изъятие, утечку или отвлечение потенциальных расходов их потока расходов-доходов. Вследствие сбережений потребление становится мене общего объема пр-ва или ЧНП. В этой связи самого по себе потребления не достаточно чтобы выбрать с рынка весь объем произведенной продукции, и это обстоятельство по всей видимости приводит к снижению общего объема пр-ва. Однако, предпринимательский сектор не намерен продавать всю продукцию только конечным потребителям. Часть продукции принимает форму средств пр-ва, или инвестиционных товаров.


C

In

Этот метод заключается в определении равновесия ЧНП в точке пересечения кривой сбережений (С) и запланированных (In ). Только в точке равновесия домохозяйства намерены сберечь столько же сколько предприниматели хотят инвестировать. Именно соответствие этих планов приводит к равенству ЧНП и С+In .

3. метод "совокупный спрос и совокупное предложение";

Исходя из модели "расходы-выпуск" можно построить отлого наклонную кривую совокупного спроса, изменяя уровень цен и определяя, как последующие сдвиги совокупных расходов отразятся на изменении равновесного уровня фактического уровня пр-ва. Сдвиги кривой совокупного спроса взаимосвязаны со сдвигами кривой совокупных расходов, вызванными такими факторами, которые не влияют на уровень цен, но приводят к изменению расходов на потребление, инвестиций и чистый экспорт.

При постоянном уровне цен модель "совокупный спрос и совокупное предложение" определяет равновесный уровень ЧНП, аналогичный что и модель "расходы-объем пр-ва".