Файл: jourdain_spravochnik_programmista.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2020

Просмотров: 3135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тать два старших бита порта A, бит 7 порта B должен быть установ-

лен в 1. Существенно, что Вы должны вернуть значение этого бита

назад в 0 перед дальнейшей работой, иначе клавиатура будет запер-

та и для восстановления работоспособности машины Вам придется

выключить ее. Бейсик не позволяет двоичное представление чисел,

что затрудняет работу с цепочками битов. Простая подпрограмма

может заменить любое целое вплоть до 255 (максимальное значение,

которое может принимать номер порта) на восьмисимвольную двоичную

строку. После этого строковая функция MID$ позволяет вырезать

нужные биты для анализа. Основы битовых операций в Бейсике описа-

ны в приложении Б.


100 A = INP(&H61) 'получаем значение из порта B

110 A = A OR 128 'устанавливаем бит 7

120 OUT &H61,A 'посылаем байт назад в порт B

130 B = INP(&H60) 'получаем значение из порта A

140 A = A AND 128 'сбрасываем бит 7

150 OUT &H61,A 'восстанавливаем значение порта B

160 GOSUB 1000 'преобразуем в двоичную строку

170 NUMDISK$ = RIGHT$(B$,1) 'получаем нулевой бит

180 IF D$ = 1 THEN NUMDISK = 0: GOTO 230 'нет дисков

190 C$ = LEFT$(B$,2) 'берем два старших бита строки

200 TALLEY = 0 'переменная для числа дисков

210 IF RIGHT$(C$,1) = "1" THEN TALLEY = 2 'берем старший бит

220 IF LEFT$(C$,1) = "1" THEN TALLEY = TALLEY + 1 'и младший

230 TALLEY = TALLEY + 1 'счет начинается с 1, а не с 0

'теперь имеем число накопителей

1000 '''Подпрограмма преобразования байта в двоичную строку

1010 B$ = "" 'заводим строку

1020 FOR N = 7 TO 0 STEP -1 'проверка очередной степени 2

1030 Z = B - 2^N '

1040 IF Z >= 0 THEN B = Z: B$ = B$+"1" ELSE B$ = B$+"0"

1050 NEXT 'повторяем для каждого бита

1060 RETURN 'все закончено


Низкий уровень.


Ассемблерная программа получает число имеющихся дисковых нако-

пителей тем же способом, что и в вышеприведенном примере, но

более просто. Напоминаем, что нельзя забывать о восстановлении

первоначального значения в порте B.


IN AL,61H ;получаем значение из порта B

OR AL,10000000B ;устанавливаем бит 7 в 1

OUT 61H,AL ;заменяем байт

IN AL,60H ;получаем значение из порта A

MOV CL,6 ;подготовка для сдвига AL

SHR AL,CL ;сдвигаем 2 старших бита на 6 позиций

INC AL ;начинаем счет с 1, а не с 0

MOV NUM_DRIVES,AL ;получаем число накопителей

IN AL,61H ;подготовка к восстановлению порта B

AND AL,01111111B ;сбрасываем бит 7

OUT 61H,AL ;восстанавливаем байт




1.1.2 Определение типа IBM PC.




Имеются проблемы совместимости между различными типами IBM PC.

Для того чтобы программа могла работать на любом из IBM PC, ис-

пользуя все его возможности, необходимо чтобы она могла опреде-

лить тип машины, в которую она загружена. Эта информация содер-

жится во втором с конца байте памяти по адресу FFFFE в ROM-BIOS,

с использованием следующих ключевых чисел.


Компьютер Код

PC FF

XT FE

PCjr FD

AT FC


Высокий уровень.


В Бейсике надо просто использовать PEEK для чтения значения:



100 DEF SEG = &HF000 'указываем на верхние 64K памяти

110 X = PEEK(&HFFFE) 'читаем второй с конца байт

120 IF X = &HFD THEN ... '... тогда это PCjr


Низкий уровень.


В языке ассемблера:


;--- Определение типа компьютера:

MOV AX,0F000H ;указывает ES на ПЗУ

MOV ES,AX ;

MOV AL,ES:[0FFFEH] ;получаем байт

CMP AL,0FDH ;это PCjr?

JE INITIALIZE_JR ;переходим на инициализацию




1.1.3 Определение версии MS DOS.




По мере развития MS DOS к ней добавлялись новые возможности,

многие из которых существенно облегчают написание определенных

частей программы по сравнению с предыдущими версиями. Чтобы иметь

гарантию что программа будет работать с любой версией MS DOS она

должна использовать только функции, доступные в MS DOS 1.0. В

системе предусмотрено прерывание, возвращающее номер версии MS

DOS. Это число может использоваться для проверки выполнимости

Вашей программы. Минимально, программа может при старте выдавать

сообщение об ошибке, сообщая что ей нужна другая версия MS DOS.


Средний уровень.


Функция 30H прерывания 21H возвращает номер версии MS DOS.

Старший номер версии (2 из 2.10) возвращается в AL, а младший

номер версии (10 из 2.10) возвращается в AH (обратите внимание,

что младший номер .1 возвращает значение AH, а не 1H). AL может

содержать 0, что указывает на версию MS DOS меньшую чем 2.0. Это

прерывание меняет содержимое регистров BX и CX, в которых возв-

ращается значение 0.


;--- Определение версии MS DOS:

MOV AH,30H ;номер функции получения версии

INT 21H ;получить номер версии

CMP AL,2 ;проверка на версию 2.х

JL WRONG_DOS ;если меньше 2, то выдать сообщение




1.1.4 Определение числа и типов адаптеров дисплея.




Программе может оказаться необходима информация о том, будет

ли она работать в системе с монохромным адаптером, с цветной

графической картой или с EGA, а также о наличии второго адаптера.

В пункте [4.1.6] объяснено как передать управление от одного

адаптера к другому. Байт статуса оборудования, хранящийся в об-

ласти данных ROM-BIOS по адресу 0040:0010 сообщает установку

переключателя 1, который показывает какая из карт активна. В

принципе должны иметь значение 11 для монохромной карты, 10 - для

цветной карты 80*25, 01 - для цветной карты 40*25 и 00 для EGA.

Однако при наличии EGA он может установить биты отличными от 00,

в зависимости от установки его собственных переключателей. Поэто-

му Вы должны сначала другими средствами установить наличие EGA, а

затем, если его нет, то по данным BIOS определить является ли

активным цветной или монохромный адаптер. Для проверки наличия

EGA надо прочитать байт по адресу 0040:0087. Если он равен 0, то

EGA отсутствует. Если этот байт ненулевой, то когда бит 3=0, EGA

является активным адаптером, а когда он равен 1, то активен вто-

рой адаптер.

Когда присутствует EGA, то проверка наличия монохромного или

цветного адаптера осуществляется записью значения в регистр адре-


са курсора микросхемы 6845 [4.1.1] и последующего чтения значения

и проверки их на совпадение. Для монохромной карты пошлите 0FH в

порт 3B4H, чтобы указать на регистр курсора, а затем прочитать и

записать адрес курсора через порт 3B5H. Соответствующие порты для

цветной карты 3D4H и 3D5H. Когда карта отсутствует, то порт возв-

ращает значение 0FFH; но поскольку это значение может содержаться

в регистре, то недостаточно простой проверки на это значение.

Имеются два добавочных вопроса, на которые могут потребоваться

ответы при наличии EGA: сколько имеется памяти на его карте и

какой тип монитора подсоединен? Для определения типа дисплея

проверьте бит 1 по адресу 0040:0087; когда он установлен, то

подсоединен ммонохромный дисплей, а когда он равен нулю - цвет-

ной. Если Ваша программа использует цветной графический режим с

350 строками, то надо также определить присоединен ли дисплей

IRGB или R'G'B'RGB, где последняя аббревиатура соответствует

улучшеному цветному дисплею IBM. Это определяется установкой

четырех переключателей на карте EGA. Установка этих переключате-

лей возвращается в CL при обращении к функции 12H прерывания 10H.

Цепочка четырех младших битов должна быть 0110 для улучшенного

цветного дисплея. Та же самая функция сообщает и наличие памяти

на карте EGA. Она возвращает BL, содержащий 0 для 64K, 1 - для

128, 2 - для 192 и 3 - для полных 256K памяти дисплея.




Высокий уровень.


Приведенные фрагменты кода определяют тип текущего монитора и

режим его работы, а также определяют какие типы видеоадаптеров

имеются в машине:


100 '''определение активного адаптера

110 DEF SEG = &H40 'указываем на область данных BIOS

120 X = PEEK(&H87) 'проверка на наличие EGA

130 IF X = 0 THEN 200 'EGA отсутствует, идем дальше

140 IF X AND 8 = 0 THEN... 'активный монитор EGA

.

.

200 X = PEEK(&H10) 'читаем байт статуса оборудования

210 Y = X AND 48 'выделяем биты 4 и 5

220 IF Y = 48 THEN ... '... тогда монохромный (00110000)

230 IF Y = 32 THEN ... '... тогда цветной 80*25 (00100000)

240 IF Y = 16 THEN ... '... тогда цветной 40*25 (00010000)


Следующий пример проверяет наличие монохромной карты, когда

активной является карта EGA или цветная. Тот же пример можно

использовать для проверки наличия цветной карты если использовать

адреса портов &H3D4 и &H3D5.


100 '''проверка наличия монохромной карты

110 OUT &H3B4,&HF 'адрес регистра курсора

120 X = INP(&H3B5) 'чтение и сохранение значения

130 OUT &H3B5,100 'посылаем в регистр любое значение

140 IF INP(&H3B5)<>100 THEN... 'если карта есть - вернется то же

150 OUT &H3B5,X 'восстанавливаем значение регистра


Низкий уровень.


Приведенные примеры соответствуют примерам на Бейсике.


;--- Определение активного адаптера:

MOV AX,40H ;указываем ES на область данных BIOS

MOV ES,AX ;

MOV AL,ES:[87H] ;проверяем наличие EGA

CMP AL,0 ;

JE NO_EGA ;если 0040:0087 = 0, то EGA нет

TEST AL,00001000B ;EGA есть, проверяем бит 3

JNZ EGA_NOT_ACTIVE;если бит 3=1, то EGA неактивен

.

.

EGA_NOT_ACTIVE:

MOV AL,ES:[10H] ;проверяем байт статуса дисплея


AND AL,00110000B ;выделяем биты 4 и 5

CMP AL,48 ;это монохромная карта?

JE MONOCHROME ;переход если да


Предполагая наличие монохромной карты проверим установлена ли

цветная карта (неактивная):




;--- Установлена ли неактивная цветная карта?

MOV DX,3D4H ;указываем на регистр адреса 6845

MOV AL,0FH ;запрашиваем регистр курсора

OUT DX,AL ;указываем на регистр

INC DX ;указываем на регистр данных

IN AL,DX ;получаем текущее значение

XCNG AH,AL ;сохраняем значение

MOV AL,100 ;тестовое значение 100

OUT DX,AL ;посылаем его

IN AL,DX ;считываем его снова

CMP AL,100 ;сравниваем значения

JNE NO_CARD ;переход если нет карты

XCNG AH,AL ;иначе есть цветная карта

OUT DX,AL ;тогда восстанавливаем значение




1.1.5 Определение числа и типа дисковых накопителей.




На всех машинах кроме AT (который будет обсуждаться ниже)

регистры микросхемы 8255 интерфейса с периферией содержат инфор-

мацию о том, сколько НГМД имеет машина. В примерах [1.1.1] пока-

зано как получить эту информацию. Информация определяющая тип

диска содержится в таблице размещения файлов (FAT) диска, которая

следит за использованием дискового пространства. Первый байт FAT

содержит один из следующих кодов:


Код Тип диска


FF двухсторонний, 8 секторов

FE односторонний, 8 секторов

FD двухсторонний, 9 секторов

FC односторонний, 9 секторов

F9 двухсторонний, 15 секторов

F8 фиксированный диск


Сама таблица размещение файлов не является файлом. Она может

быть считана при помощи функций DOS или BIOS непосредственно чи-

тающих определенные сектора диска. В пункте [5.1.1] содержится

вся информация необходимая для нахождения и чтения FAT. К счастью,

операционная система обеспечивает функцию, которая возвращает

идентификационный байт диска.

Данные BIOS не показывают число жестких дисков в системе, так

как переключатели предназначены только для гибких дисков. Однако

Вы можете использовать указанную функцию операционной системы для

поиска накопителей. Она возвращает значение 0CDH, вместо одного

из упомянутых кодов, когда накопители отсутствуют. Надо просто

проверять все большие и большие номера накопителей, до тех пор

пока не будет обнаружено указанное значение.

AT уникален в том смысле, что его информация о конфигурации

говорит какой тип накопителя используется. Эту информацию можно

получить из порта с адресом 71H, предварительно послав номер

регистра в порт 70H. Для НГМД номер регистра равен 10H. Информа-

ция о первом накопителе содержится в битах 7-4, а о втором - в

битах 3-0. В обоих случаях цепочка битов 0000 говорит об отсутст-

вии накопителя, 0001 - о двухстороннем накопителе с плотностью 48

дорожек на дюйм, а 0010 - о накопителе большой емкости (96 доро-

жек на дюйм). Информация о фиксированном диске содержится в ре-


гистре 12H. И снова биты 7-4 и 3-0 соответствуют первому и второ-

му накопителям. 0000 указывает на отсутствие накопителя. Другие

15 возможных значений описывают емкость и конструкцию накопителя.

Эти коды сложные; если Вам по какой-то причине потребуется эта

информация, обратитесь к техническому руководству по AT.


Средний уровень.


Функция 1CH прерывания 21H возвращает информацию об указанном

накопителе. Поместите номер накопителя в DL, причем 0 = накопи-

тель по умолчанию, 1 = A, и т.д. При возвращении DX содержит

число кластеров в FAT, AL - число секторов в кластере, а CX -

число байтов в секторе. DS:BX указывает на байт, содержащий код

идентификации диска из FAT, согласно приведенной таблице. В сле-

дующем примере определяется тип накопителя A:



;---определение типа диска

MOV AH,1CH ;функция MS DOS

MOV DL,1 ;выбор накопителя A

INT 21H ;получение информации

MOV DL,[BX] ;получение типа накопителя

CMP DL,0FDH ;двухсторонний, 9 секторов?

JE DBL_9 ;и т.д.


BIOS AT имеет функцию, сообщающую общие параметры накопителей.

Это функция 8 прерывания 13H. Она возвращает число накопителей в

DL, максимальное число сторон накопителя в DH, максимальное число

секторов в CL и дорожек в CH, а код статуса ошибки накопителя в

AH (см. пункт [5.4.8]).

Другая функция BIOS AT возвращает тип накопителя. Это функция

15H прерывания 13H, которая требует номера накопителя в DL. В AH

возвращается код, причем 0 = нет накопителя, 1 = дискета без

обнаружения изменений, 2 = дискета с обнаружением изменений и 3 =

фиксированный диск. В случае фиксированного диска в CX:DX возвра-

щается число секторов по 512 байт.




1.1.6 Определение числа и типа периферийных устройств.




При старте ROM-BIOS проверяет присоединенное оборудование,

сообщая о результатах своей проверки в регистр статуса. Этот

регистр занимает два байта, начиная с 0040:0010. Нижеприведенные

значения битов относятся ко всем машинам, пока не оговорено об-

ратное:

бит 0 если 1, то присутствует НГМД

1 XT,AT:1 = есть мат. сопроцессор (PC,PCjr:не использ.)

2-3 11 = базовая память 64K (AT:не используется)

4-5 Активный видеоадаптер (11 = монохромный,

10 = цветной 80*25, 01 = цветной 40*25)

6-7 число НГМД (если бит 0 = 1)

8 PCjr:0 = есть DMA (PC,XT,AT:не используется)

9-11 число адаптеров коммуникации

12 1 = есть игровой порт (AT:не используется)

13 PCjr:есть серийный принтер (PC,XT,AT:не использ.)

14-15 число присоединенных принтеров


Большая часть информация расшифровывается примитивно. Но обра-

тите внимание, что информация о дисковых накопителях распределена

между битами 0 и 6-7. Значение 0 в битах 6-7 указывает, что име-

ется один дисковый накопитель; чтобы узнать об отсутствии накопи-

телей надо проверить бит 0.

Число портов коммуникации может быть получено из области дан-

ных BIOS. BIOS отводит четыре 2-байтных поля для хранения базовых

адресов вплоть до четырех COM портов (MS DOS использует только