ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2020
Просмотров: 3126
Скачиваний: 1
работы с файлом.
Метод управляющего блока файла: Набор функций операционной сис-
темы, позволяющий доступ к файлам посредством управляющего блока
файла. Этот метод стал устаревшим после введения метода доступа с
использованием дескриптора файлов.
Дескриптор файла: В Бейсике или другом языке высокого уровня под
дескриптором файла понимается номер буфера, с которым данный файл
открывается, т.е. как #1 или #3.
Номер файла: Кодовый номер, возвращаемый системой, когда файл
открывается с использованием метода дескриптора файлов. Этот
номер впоследствии используется для указания файла при дисковых
операциях. Некоторые предопределенные номера идентифицируют дисп-
лей, принтер и т.д.
Метод дескриптора файлов: Метод доступа к файлам с использова-
нием номера файла. Этот метод практически вытеснил ранее исполь-
зуемый метод доступа с помощью управляющего блока файла.
Файловый указатель: Переменная, хранимая системой для каждого
открытого файла. Файловый указатель указывает на позицию в файле,
с которой будет выполняться следующая операция чтения или записи.
Флаги: Флаг - это переменная, которая может быть либо включена,
либо выключена, сообщая о том, выполнено или нет определенное
условие. Процессор имеет 16-битный регистр флагов, в котором
отдельные биты служат для индикации различных аспектов работы
процессора.
Основной цвет: Цвет, которым символы или графические объекты
выводятся на экран.
Ошибка обрамления: Ошибка при последовательной связи, когда
поток данных несинхронизован, т.е. биты данных, биты четности,
стартовые и стоповые биты не идут в правильной последовательнос-
ти.
Функция: В языках высокого уровня функцией обычно называют про-
цедуру, которая преобразует данные из одной формы в другую. На
уровне операционной системы словом функция называют любую из
процедур обработки прерывания. Точнее, определенное прерывание
может выполнять несколько процедур, каждая из которых называется
функцией этого прерывания (номер функции всегда помещается в
регистр AH при вызове прерывания). Сами функции могут содержать
ряд подфункций.
Глобальный символ: Один из символов ? или *, когда они исполь-
зуются в системе для указания неопределенных символов в именах
файлов.
H: Суффикс, обозначающий число, представленное в шестнадцатирич-
ном виде, например, 0D3H. См. приложение А.
Рукопожатие: Обмен предопределенными сигналами между двумя уст-
ройствами для установления связи между ними.
Аппаратное прерывание: Прерывание, вызываеиое оборудованием,
т.е. одним из периферийных устройств, микросхемой поддержки или
самим процессором.
Аппаратный сдвиг экрана: Метод вертикального сдвига изображения
на дисплее, основанный на изменении стартовой точки видеобуфера,
а не на сдвиге содержимого буфера.
Заголовок: Блок параметров, помещаемый в начало программы, драй-
вера устройства или другого массива кода или данных. Зпголовок
содержит информацию о коде или данных, которая важна для их ис-
пользования. Например, операционная система помещает 256-байтный
заголовок перед началом каждой загружаемой программы - префикс
программного сегмента - и использует содержащуюся в нем информа-
цию для работы с этой программой.
Скрытый файл: Статус, который может быть присвоен файлу установ-
кой его байта атрибутов. Скрытые файлы не выводятся при выводе
каталога файлов.
Устанавливаемые драйверы устройств: Драйвер устройства, который
полностью интегрирован с системой, что позволяет ему использовать
специальные средства проверки ошибок и управляющие средства.
Счетчик команд: Регистр процессора, который указывает на прог-
раммную инструкцию, которая будет выполняться следующей. Он отме-
чает смещение в кодовом сегменте.
Интерпретатор: Программа, которая переводит текст программы по
одной инструкции за раз, немедленно исполняя ее. Интерпретаторами
являются программы BASIC.COM и BASICA.COM.
Прерывание: Прерывания это программные процедуры, которые могут
вызываться двумя способами. Аппаратные прерывания инициируются
оборудованием, например, когда нажимается клавиша на клавиатуре,
то это событие мгновенно обрабатывается процессором, который
выполняет требуемые действия и возвращается к прерванной работе.
Программные прерывания служат для выполнения стандартных потреб-
ностей программиста, таких как посылка символа на экран или прин-
тер. Они предоставляются операционной системой и начинают рабо-
тать, когда программа явно обратится к ним.
Обработчик прерывания: Процедура прерывания. Этот термин более
часто используется для аппаратных прерываний.
Вектор прерывания: См. вектор.
IOCTL: Управление вводом/выводом. Этот механизм, предоставляемый
системой, позволяет программе взаимодействовать с драйвером уст-
ройства, прямо посылая и получая управляющие строки, а не включая
их в поток данных, посылаемых драйверу устройства.
IRQ: Сокращение для "запроса на прерывание". Используется при
ссылке на маскируемые аппаратные прерывания.
Буфер клавиатуры: 15-символьная циклическая очередь, в которую
прерывание клавиатуры помещает вводимые символы.
Прерывание клавиатуры: Аппаратное прерывание, вызываемое, когда
клавиша на клавиатуре нажимается или отпускается. Оно преобразует
скан-коды, выдаваемые микропроцессором клавиатуры, в коды, ис-
пользуемые программами и вставляет эти коды в буфер клавиатуры.
Регистры задвижки: У EGA имеется 4 однобайтных регистра задвиж-
ки, которые хранят 4 байта данных, относящихся к определенному
адресу видеобуфера. Когда процессор читает из буфера, то регистры
задвижки заполняются, а когда процессор пишет в видеобуфер, то
содержимое регистров задвижки пересылается в соответствующие
ячейки памяти.
Компоновщик: Программа, которая компонует вместе объектные моду-
ли программы, организуя их адреса таким образом, чтобы модули
могли взаимодествовать. Даже программы, состоящие из одного моду-
ля должны быть скомпонованы, поскольку компоновщик создает также
код привязки.
Логический номер сектора: Вместо того, чтобы указывать сектора
диска как "сторона х, дорожка х, сектор х", используются логичес-
кие номера секторов, которые определяют позицию сектора за счет
последовательной нумерации секторов, начиная с внешней границы
диска.
LSB: Младший бит или младший байт.
Машинная инструкция: Числовые коды, используемые процессором.
Например, инструкция INT кодируется как CD, а последовательность
CD 21 приводит к тому, что процессор выполняет прерывание 21H.
Машинный язык: Самый низкий уровень программирования, когда
программист пишет инструкции непосредственно в двоичных кодах,
используемых процессором. Программирование на языке ассемблера
приводит к тем же результатам с большими удобствами за счет соз-
дания двоичных кодов из мнемоники типа MOV или TEST.
Подпрограмма на машинном языке: Подпрограмма, написанная на
языке ассемблера, которая затем ассемблирована и включена в прог-
рамму, написанную на языке высокого уровня. Такие подпрограммы
обычно создаются для операций, которые часто повторяются и должны
выполняться очень быстро. В зависимости от того, используется ли
транслятор или интерпретатор, машинные коды могут быть скомпоно-
ваны с программой, включены в программу отдельными строками или
отдельно загружаться в память с диска.
Код нажатия: Тип скан-кода, который генерируется при нажатии
клавиши (код освобождения выдается, когда соответствующая клавиша
отпускается).
Маркировка: Термин, используемый для последовательного сигнала,
когда он имеет высокий уровень, т.е. равен логической 1. В част-
ности, говорят, что сигнал асинхронной связи маркирован в проме-
жутки времени между передачей элементов данных.
Маска: Цепочка битов, определяющая какие из битов второй цепочки
являются активными. Например, определенные аппаратные прерывания
запрещаются за счет установки битов в регистре маски микросхемы
контроллера прерываний. При этом прерывание 4 маскируется цепоч-
кой битов 00001000B.
Главная запись загрузки: Запись начальной загрузки на жестком
диске. Она содержит таблицу разделов, указывающую на различные
разделы диска. Каждый из разделов содержит обычную запись началь-
ной загрузки, которая инициирует загрузку соответствующей опера-
ционной системы.
Отведение памяти: Отведение системой блока памяти для использо-
вания программой.
Управляющий блок памяти: 16-байтный блок параметров, создаваемый
системой в начале каждого блока памяти, отведенного прогамме с
помощью функций распределения памяти.
Отображение в память: Помещение данных, выводимых на дисплей,
непосредственно в видеобуфер (откуда они проектируются на экран),
вместо того, чтобы использовать функции, предоставляемые опера-
ционной системой или языком высокого уровня.
Пространство памяти: Область адресуемой памяти, к которой про-
цессор может иметь доступ. Для микропроцессора 8088 адресуемое
простанство равно приближенно одному миллиону байтов.
MSB: Старший бит или старший байт.
Объектный модуль: Файл, содержащий машинный код, в котором еще
не установлены относительные адреса. Компоновщик обрабатывает и
объединяет объектные модкли, создавая исполняемые файлы типа EXE
или COM.
ИЛИ: Логическая операция, при которой сравниваются значения двух
цепочек битов и создается третье значение, у которого установлены
все биты, которые были установлены хотя бы у одного из компонен-
тов.
Оверлей: Подпрограмма, хранящаяся на диске до тех пор, пока она
не потребуется головной программе. Она загружается в память по-
верх одной из частей вызывающей программы.
Переполнение: Переполнение происходит, когда данные в буфере или
регистре стираются из-за поступления новых данных прежде, чем они
были обработаны.
Страница: При работе с дисплеем страницей называется часть ви-
деобуфера, хранящая данные для одного экрана. Можно переключать
дисплей между страницами, с тем чтобы он выводил сначала содержи-
мое одной страницы, а затем другой. Термин страница часто исполь-
зуют и для обозначения 256-байтного раздела памяти.
Палетта: Набор цветов, доступных в определеном режиме дисплея.
Код палетты: Номер, соответствующий определенному цвету из дос-
тупного набора.
Регистр палетты: Один из 16-ти регистров EGA и PCjr, указывающий
цвет, который будет выводиться на экран, когда соответствующий
код цвета указан в видеобуфере.
Параграф: 16-байтная единица памяти, которая начинается на гра-
нице точно делящейся на 16.
Номер параграфа: Номер, определяющий положение в памяти, основы-
ваясь на 16-байтных единицах. Например, параграф номер 2 относит-
ся ко вторым 16 байтам памяти и когда указатель указывает на этот
параграф, то он указывает на 17-й байт памяти.
Параметр: Число, используемое для спецификации работы устройства,
функции операционной системы или оператора языка программирова-
ния.
Блок параметров: Группа переменных, создаваемая в памяти для
хранения информации, используемой устройством или функцией опера-
ционной системы.
Процесс родитель: Программа, использующая другую программу (про-
цесс потомок).
Бит четности: Дополнительный (9-й) бит, добавляемый к каждому
байту памяти, чтобы проверять возможные ошибки при передаче. Биты
четности присоединяются также к данным при последжовательной
коммуникации.
Синтаксический анализ: Разбиение текстовой строки на составляю-
щие части. MS DOS может, проанализировав информацию в командной
строке, переформатировать ее для использования функциями доступа
к файлу.
Раздел: Область жесткого диска. Жесткий диск может быть разбит
на роазделы, с тем чтобы он использовался несколькими операцион-
ными системами.
Таблица разделов: Таблица, содержащая главную запись загрузки на
жестком диске. Она содержит информацию о размере и положении
каждого раздела.
Строка пути: Строка, используемая для указания файла при доступе
методом дескриптора файлов. Строка имеет тот же вид, что и при
доступе на командном уровне системы. Она может начинаться с имени
накопителя, может содержать имени подкаталогов, разделяемые об-
ратной косой чертой и должна завершаться байтом ASCII 0, отмечаю-
щим ее конец. Максимально допустимая длина строки 63 байта.
Физические координаты: Координаты точки на экране дисплея, отс-
читываемые от левого верхнего угла, который имеет координаты 0,0.
См. также мировые координаты.
Точка: Точка, выводимая в графическом режиме. В документации IBM
ее называют также "pel".
Указатель: Переменная, которая содержит адрес другой переменной.
Опрос: Управление периферийным устройством, за счет постоянной
проверки его статуса до тех пор, пока не произойдут желаемые
изменения.
Порт: Путь, по которому происходит обмен данными между процессо-
ром и микросхемами поддержки.
Порт A (порт B, порт C): Один из трех регистров, через которые
программа получает доступ к микросхеме интерфейса с периферией
8255.
Адрес порта: Число в диапазоне от 0 до 65535, которое адресует
порт. Адреса портов отделены от адресов памяти. Доступ к портам
осуществляется с помощью инструкций IN и OUT в языке ассемблера и
INP и OUT в Бейсике.
Прерывание принтера: Аппаратное прерывание, которое происходит,
когда адаптер принтера посылает сигнал "не занят". Процедура
прерывания обычно посылает на принтер следующий байт выводимых
данных и возвращает управление. Таким образом можно выводить
файлы на печать в то время, когда компьютер занят другой задачей.
Префикс программного сегмента: 256-байтный заголовок, который
система помещает перед исполняемыми файлами при их загрузке в
память. Он содержит переменные, используемые MS DOS для управле-
ния программой, а также место для управляющего блока файла и
область переноса данных.
Протокол: Система параметров и форматов данных, используемых
устройством.
PSP: См. префикс программного сегмента.
Блок прямого доступа: Блок записей, которые считываются или
записываются за одну операцию с файлом прямого доступа при досту-
пе к файлу методом управляющего блока файла.
Номер записи прямого доступа: Номер, вводимый в поле записи
прямого доступа управляющего блока файла. Последующие файловые
операции преобразуют этот номер в номер текущего блока и текущей