Файл: jourdain_spravochnik_programmista.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2020

Просмотров: 3126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

работы с файлом.


Метод управляющего блока файла: Набор функций операционной сис-

темы, позволяющий доступ к файлам посредством управляющего блока

файла. Этот метод стал устаревшим после введения метода доступа с

использованием дескриптора файлов.


Дескриптор файла: В Бейсике или другом языке высокого уровня под

дескриптором файла понимается номер буфера, с которым данный файл

открывается, т.е. как #1 или #3.


Номер файла: Кодовый номер, возвращаемый системой, когда файл

открывается с использованием метода дескриптора файлов. Этот

номер впоследствии используется для указания файла при дисковых

операциях. Некоторые предопределенные номера идентифицируют дисп-

лей, принтер и т.д.



Метод дескриптора файлов: Метод доступа к файлам с использова-

нием номера файла. Этот метод практически вытеснил ранее исполь-

зуемый метод доступа с помощью управляющего блока файла.


Файловый указатель: Переменная, хранимая системой для каждого

открытого файла. Файловый указатель указывает на позицию в файле,

с которой будет выполняться следующая операция чтения или записи.


Флаги: Флаг - это переменная, которая может быть либо включена,

либо выключена, сообщая о том, выполнено или нет определенное

условие. Процессор имеет 16-битный регистр флагов, в котором

отдельные биты служат для индикации различных аспектов работы

процессора.


Основной цвет: Цвет, которым символы или графические объекты

выводятся на экран.


Ошибка обрамления: Ошибка при последовательной связи, когда

поток данных несинхронизован, т.е. биты данных, биты четности,

стартовые и стоповые биты не идут в правильной последовательнос-

ти.


Функция: В языках высокого уровня функцией обычно называют про-

цедуру, которая преобразует данные из одной формы в другую. На

уровне операционной системы словом функция называют любую из

процедур обработки прерывания. Точнее, определенное прерывание

может выполнять несколько процедур, каждая из которых называется

функцией этого прерывания (номер функции всегда помещается в

регистр AH при вызове прерывания). Сами функции могут содержать

ряд подфункций.


Глобальный символ: Один из символов ? или *, когда они исполь-

зуются в системе для указания неопределенных символов в именах

файлов.


H: Суффикс, обозначающий число, представленное в шестнадцатирич-

ном виде, например, 0D3H. См. приложение А.


Рукопожатие: Обмен предопределенными сигналами между двумя уст-

ройствами для установления связи между ними.


Аппаратное прерывание: Прерывание, вызываеиое оборудованием,

т.е. одним из периферийных устройств, микросхемой поддержки или

самим процессором.


Аппаратный сдвиг экрана: Метод вертикального сдвига изображения

на дисплее, основанный на изменении стартовой точки видеобуфера,

а не на сдвиге содержимого буфера.



Заголовок: Блок параметров, помещаемый в начало программы, драй-

вера устройства или другого массива кода или данных. Зпголовок

содержит информацию о коде или данных, которая важна для их ис-

пользования. Например, операционная система помещает 256-байтный

заголовок перед началом каждой загружаемой программы - префикс



программного сегмента - и использует содержащуюся в нем информа-

цию для работы с этой программой.


Скрытый файл: Статус, который может быть присвоен файлу установ-

кой его байта атрибутов. Скрытые файлы не выводятся при выводе

каталога файлов.


Устанавливаемые драйверы устройств: Драйвер устройства, который

полностью интегрирован с системой, что позволяет ему использовать

специальные средства проверки ошибок и управляющие средства.


Счетчик команд: Регистр процессора, который указывает на прог-

раммную инструкцию, которая будет выполняться следующей. Он отме-

чает смещение в кодовом сегменте.


Интерпретатор: Программа, которая переводит текст программы по

одной инструкции за раз, немедленно исполняя ее. Интерпретаторами

являются программы BASIC.COM и BASICA.COM.


Прерывание: Прерывания это программные процедуры, которые могут

вызываться двумя способами. Аппаратные прерывания инициируются

оборудованием, например, когда нажимается клавиша на клавиатуре,

то это событие мгновенно обрабатывается процессором, который

выполняет требуемые действия и возвращается к прерванной работе.

Программные прерывания служат для выполнения стандартных потреб-

ностей программиста, таких как посылка символа на экран или прин-

тер. Они предоставляются операционной системой и начинают рабо-

тать, когда программа явно обратится к ним.


Обработчик прерывания: Процедура прерывания. Этот термин более

часто используется для аппаратных прерываний.


Вектор прерывания: См. вектор.


IOCTL: Управление вводом/выводом. Этот механизм, предоставляемый

системой, позволяет программе взаимодействовать с драйвером уст-

ройства, прямо посылая и получая управляющие строки, а не включая

их в поток данных, посылаемых драйверу устройства.


IRQ: Сокращение для "запроса на прерывание". Используется при

ссылке на маскируемые аппаратные прерывания.


Буфер клавиатуры: 15-символьная циклическая очередь, в которую

прерывание клавиатуры помещает вводимые символы.


Прерывание клавиатуры: Аппаратное прерывание, вызываемое, когда

клавиша на клавиатуре нажимается или отпускается. Оно преобразует

скан-коды, выдаваемые микропроцессором клавиатуры, в коды, ис-

пользуемые программами и вставляет эти коды в буфер клавиатуры.


Регистры задвижки: У EGA имеется 4 однобайтных регистра задвиж-

ки, которые хранят 4 байта данных, относящихся к определенному

адресу видеобуфера. Когда процессор читает из буфера, то регистры

задвижки заполняются, а когда процессор пишет в видеобуфер, то




содержимое регистров задвижки пересылается в соответствующие

ячейки памяти.


Компоновщик: Программа, которая компонует вместе объектные моду-

ли программы, организуя их адреса таким образом, чтобы модули

могли взаимодествовать. Даже программы, состоящие из одного моду-

ля должны быть скомпонованы, поскольку компоновщик создает также

код привязки.


Логический номер сектора: Вместо того, чтобы указывать сектора

диска как "сторона х, дорожка х, сектор х", используются логичес-

кие номера секторов, которые определяют позицию сектора за счет

последовательной нумерации секторов, начиная с внешней границы

диска.


LSB: Младший бит или младший байт.


Машинная инструкция: Числовые коды, используемые процессором.

Например, инструкция INT кодируется как CD, а последовательность

CD 21 приводит к тому, что процессор выполняет прерывание 21H.


Машинный язык: Самый низкий уровень программирования, когда

программист пишет инструкции непосредственно в двоичных кодах,

используемых процессором. Программирование на языке ассемблера

приводит к тем же результатам с большими удобствами за счет соз-

дания двоичных кодов из мнемоники типа MOV или TEST.


Подпрограмма на машинном языке: Подпрограмма, написанная на

языке ассемблера, которая затем ассемблирована и включена в прог-

рамму, написанную на языке высокого уровня. Такие подпрограммы

обычно создаются для операций, которые часто повторяются и должны

выполняться очень быстро. В зависимости от того, используется ли

транслятор или интерпретатор, машинные коды могут быть скомпоно-

ваны с программой, включены в программу отдельными строками или

отдельно загружаться в память с диска.


Код нажатия: Тип скан-кода, который генерируется при нажатии

клавиши (код освобождения выдается, когда соответствующая клавиша

отпускается).


Маркировка: Термин, используемый для последовательного сигнала,

когда он имеет высокий уровень, т.е. равен логической 1. В част-

ности, говорят, что сигнал асинхронной связи маркирован в проме-

жутки времени между передачей элементов данных.


Маска: Цепочка битов, определяющая какие из битов второй цепочки

являются активными. Например, определенные аппаратные прерывания

запрещаются за счет установки битов в регистре маски микросхемы

контроллера прерываний. При этом прерывание 4 маскируется цепоч-

кой битов 00001000B.


Главная запись загрузки: Запись начальной загрузки на жестком

диске. Она содержит таблицу разделов, указывающую на различные

разделы диска. Каждый из разделов содержит обычную запись началь-



ной загрузки, которая инициирует загрузку соответствующей опера-

ционной системы.


Отведение памяти: Отведение системой блока памяти для использо-

вания программой.


Управляющий блок памяти: 16-байтный блок параметров, создаваемый

системой в начале каждого блока памяти, отведенного прогамме с


помощью функций распределения памяти.


Отображение в память: Помещение данных, выводимых на дисплей,

непосредственно в видеобуфер (откуда они проектируются на экран),

вместо того, чтобы использовать функции, предоставляемые опера-

ционной системой или языком высокого уровня.


Пространство памяти: Область адресуемой памяти, к которой про-

цессор может иметь доступ. Для микропроцессора 8088 адресуемое

простанство равно приближенно одному миллиону байтов.


MSB: Старший бит или старший байт.


Объектный модуль: Файл, содержащий машинный код, в котором еще

не установлены относительные адреса. Компоновщик обрабатывает и

объединяет объектные модкли, создавая исполняемые файлы типа EXE

или COM.


ИЛИ: Логическая операция, при которой сравниваются значения двух

цепочек битов и создается третье значение, у которого установлены

все биты, которые были установлены хотя бы у одного из компонен-

тов.


Оверлей: Подпрограмма, хранящаяся на диске до тех пор, пока она

не потребуется головной программе. Она загружается в память по-

верх одной из частей вызывающей программы.


Переполнение: Переполнение происходит, когда данные в буфере или

регистре стираются из-за поступления новых данных прежде, чем они

были обработаны.


Страница: При работе с дисплеем страницей называется часть ви-

деобуфера, хранящая данные для одного экрана. Можно переключать

дисплей между страницами, с тем чтобы он выводил сначала содержи-

мое одной страницы, а затем другой. Термин страница часто исполь-

зуют и для обозначения 256-байтного раздела памяти.


Палетта: Набор цветов, доступных в определеном режиме дисплея.


Код палетты: Номер, соответствующий определенному цвету из дос-

тупного набора.


Регистр палетты: Один из 16-ти регистров EGA и PCjr, указывающий

цвет, который будет выводиться на экран, когда соответствующий

код цвета указан в видеобуфере.



Параграф: 16-байтная единица памяти, которая начинается на гра-

нице точно делящейся на 16.


Номер параграфа: Номер, определяющий положение в памяти, основы-

ваясь на 16-байтных единицах. Например, параграф номер 2 относит-

ся ко вторым 16 байтам памяти и когда указатель указывает на этот

параграф, то он указывает на 17-й байт памяти.


Параметр: Число, используемое для спецификации работы устройства,

функции операционной системы или оператора языка программирова-

ния.


Блок параметров: Группа переменных, создаваемая в памяти для

хранения информации, используемой устройством или функцией опера-

ционной системы.


Процесс родитель: Программа, использующая другую программу (про-

цесс потомок).


Бит четности: Дополнительный (9-й) бит, добавляемый к каждому

байту памяти, чтобы проверять возможные ошибки при передаче. Биты

четности присоединяются также к данным при последжовательной

коммуникации.


Синтаксический анализ: Разбиение текстовой строки на составляю-


щие части. MS DOS может, проанализировав информацию в командной

строке, переформатировать ее для использования функциями доступа

к файлу.


Раздел: Область жесткого диска. Жесткий диск может быть разбит

на роазделы, с тем чтобы он использовался несколькими операцион-

ными системами.


Таблица разделов: Таблица, содержащая главную запись загрузки на

жестком диске. Она содержит информацию о размере и положении

каждого раздела.


Строка пути: Строка, используемая для указания файла при доступе

методом дескриптора файлов. Строка имеет тот же вид, что и при

доступе на командном уровне системы. Она может начинаться с имени

накопителя, может содержать имени подкаталогов, разделяемые об-

ратной косой чертой и должна завершаться байтом ASCII 0, отмечаю-

щим ее конец. Максимально допустимая длина строки 63 байта.


Физические координаты: Координаты точки на экране дисплея, отс-

читываемые от левого верхнего угла, который имеет координаты 0,0.

См. также мировые координаты.


Точка: Точка, выводимая в графическом режиме. В документации IBM

ее называют также "pel".


Указатель: Переменная, которая содержит адрес другой переменной.



Опрос: Управление периферийным устройством, за счет постоянной

проверки его статуса до тех пор, пока не произойдут желаемые

изменения.


Порт: Путь, по которому происходит обмен данными между процессо-

ром и микросхемами поддержки.


Порт A (порт B, порт C): Один из трех регистров, через которые

программа получает доступ к микросхеме интерфейса с периферией

8255.


Адрес порта: Число в диапазоне от 0 до 65535, которое адресует

порт. Адреса портов отделены от адресов памяти. Доступ к портам

осуществляется с помощью инструкций IN и OUT в языке ассемблера и

INP и OUT в Бейсике.


Прерывание принтера: Аппаратное прерывание, которое происходит,

когда адаптер принтера посылает сигнал "не занят". Процедура

прерывания обычно посылает на принтер следующий байт выводимых

данных и возвращает управление. Таким образом можно выводить

файлы на печать в то время, когда компьютер занят другой задачей.


Префикс программного сегмента: 256-байтный заголовок, который

система помещает перед исполняемыми файлами при их загрузке в

память. Он содержит переменные, используемые MS DOS для управле-

ния программой, а также место для управляющего блока файла и

область переноса данных.


Протокол: Система параметров и форматов данных, используемых

устройством.


PSP: См. префикс программного сегмента.


Блок прямого доступа: Блок записей, которые считываются или

записываются за одну операцию с файлом прямого доступа при досту-

пе к файлу методом управляющего блока файла.


Номер записи прямого доступа: Номер, вводимый в поле записи

прямого доступа управляющего блока файла. Последующие файловые

операции преобразуют этот номер в номер текущего блока и текущей