Файл: Субъекты предпринимательского права (Система поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Малое предпринимательство – как основа развития государства

1.1 Понятие и сущность субъектов малого предпринимательства

1.2 Современное состояние малого предпринимательства в России

1.3 Формы поддержки малого предпринимательства

2 Система поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации

2.1 Поддержка малого бизнеса за счет средств Федерального бюджета

2.2 Меры поддержки малого предпринимательства в Оренбургской области

2.3 Система поддержки малого предпринимательства в муниципальных образованиях

3 Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

3.1 Совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства

3.2 Совершенствование и развитие системы государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

Заключение

Библиография

Несовершенство принципов распределения финансовых ресурсов является далеко не единственным недостатком механизма администрирования программы. Так, процедуры принятия решения о выделении субсидий характеризуются низким уровнем прозрачности. В состав конкурсной комиссии, принимающей основные решения, входит узкий и не меняющийся состав представителей главным образом тех же ведомств, которые отвечают за распределение ресурсов. Деятельность конкурсной комиссии мало открыта. Не всегда заранее размещаются анонсы о заседаниях комиссии, план работы комиссии доступен только ее членам, не ведутся трансляции заседаний комиссии. Тексты протоколов заседаний комиссии сложно достать (свежие протоколы, как правило, размещаются на официальном портале Минэкономразвития России, однако найти нужную гиперссылку неопытному пользователю довольно проблематично), иногда протоколы публикуются задним числом[23] [16].

Существенную проблему представляют несовершенные процедуры планирования мероприятий, связанных с конкурсным отбором[24]. Как показывает практика, сроки опубликования конкурсной документации и проведения конкурса могут затягиваться, что приводит к тому, что субъекты РФ получают средства на поддержку малого и среднего предпринимательства к окончанию бюджетного года [20]. Таким образом, расходование полученных средств на региональном уровне происходит вынужденно спешно, часто носит формальный характер и имеет высокие коррупционные риски. Кроме того, неравномерное расходование средств и выплескивание большей части из них в конце бюджетного года превращается в дополнительный фактор, разгоняющий инфляцию. С 2012 года субъектам РФ разрешили использовать в очередном финансовом году остаток неизрасходованных субсидий по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, до этого такой возможности не было. Однако это коренным образом пока не изменило ситуацию.

2.2 Меры поддержки малого предпринимательства в Оренбургской области

Малое предпринимательство, имеет определенную региональную направленность и осуществляет деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения и спроса местного рынка на товары и услуги. Поэтому в условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов малое предпринимательство следует рассматривать как одно из важнейших средств реализации структурной перестройки экономики регионов[25] [21].


Малое и среднее предпринимательство как явление социальное, экономическое и политическое, охватывающее почти все отрасли деятельности, должно решать следующие основные задачи развития[26], в том числе Оренбургской области, в:

- социальном аспекте - способствовать обеспечению занятости и материальному благополучию населения, его духовному и культурному развитию, удовлетворению материальных потребностей через расширение рынка потребительских товаров и сферы услуг;

- экономическом аспекте - содействовать развитию конкурентной рыночной экономики, увеличению валового регионального продукта, повышению доходов консолидированного бюджета области и внебюджетных фондов;

- политическом аспекте - обеспечить формирование среднего класса - основного гаранта социальной и политической стабильности общества [24].

Основной задачей на предстоящий период должно стать не только поддержание сложившегося уровня количественного воспроизводства субъектов МСП, но и осуществление комплекса мер, направленных на повышение эффективности их деятельности и статуса, реализацию в полной мере предпринимательского ресурса. Программно-целевой метод поддержки МСП обеспечит комплексное решение проблемных вопросов в предпринимательстве, а также определит приоритеты в развитии МСП области[27] [5].

Совет предпринимателей при губернаторе области проводят заседания. «Не просто существовать, а стать генератором идей по совершенствованию работы власти с бизнес-сообществом», - призвал губернатор области Юрий Берг членов нового коллегиального органа на первом совещании.Он назвал малое и среднее предпринимательство одним из ключевых секторов экономики области, определяющим уровень благосостояния общества в целом и еще раз подчеркнул, что его развитие является приоритетным направлением федеральной и региональной политики. «Сегодня малый и средний бизнес Оренбуржья представлен более чем 15 тысячами малых предприятий. Из них около 13 тысяч – микропредприятия. - Но главное - это люди. А в сфере малого и среднего бизнеса сегодня задействовано более трети экономически активного населения региона, или 320 тысяч оренбуржцев»[28] [28].

Доля занятых на предприятиях малого и среднего предпринимательства области должна составлять 40 процентов. По мнению губернатора, достичь этого можно, лишь создавая для бизнеса благоприятные условия, деловой климат. «Какими должны быть эти условия, что нужно совершенствовать в плане законодательства, на что власти стоит обратить особое внимание – об этом должно сказать нам бизнес-сообщество. В том числе в рамках работы нашего Совета», - пригласил к диалогу Юрий Берг и сообщил, что председателем Правительства РФ В.В. Путиным предложено создать институты уполномоченных по защите прав предпринимателей в регионах. «Это станет еще одной площадкой для реализации наших совместных инициатив», - уверен губернатор[29] [28].


В рамках мер финансовой поддержки начинающим предпринимателям на создание бизнеса выделено 160,0 млн. рублей. Получателями грантов стали 450 начинающих предпринимателей. Только в 2016 году на эти цели было направлено 80,0 млн. рублей, что позволило создать и сохранить более 640 рабочих мест[30] [25].

На поддержку инновационных старт-апов в 2016 году выдано три гранта на сумму в 1,5 млн. рублей. По словам министра, данная форма финансовой поддержки иннобизнеса в области применена впервые, но уже обещает стать весьма востребованной.

Необходимо сделать вывод о том, что на субсидирование процентных ставок по кредитам для субъектов малого и среднего предпринимательства и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов затрачено почти 43 млн. рублей, в 2016 году - порядка 9 млн. рублей. Приоритет в поддержке здесь отдается проектам в сфере промпроизводства, агропромышленного производства, услуг. Почти 6 млн. рублей выделено на субсидирование части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга) 17 субъектам предпринимательства. Набирает обороты такой вид господдержки, как субсидирование затрат субъектов малого и среднего бизнеса по участию в выставках. В прошедшем году сумма выданных субсидий составила 500 тыс. рублей.

2.3 Система поддержки малого предпринимательства в муниципальных образованиях

Развитие малого предпринимательства стало важным фактором полноценного становления экономики, правовой и социальной сферы в первую очередь на уровне муниципальных образований. Предпринимательство не только развивает конкуренцию, способствует снижению цен, но и увеличивает бюджетные доходы, создает дополнительные рабочие места, формирует средний класс, придает устойчивость муниципальной экономике в целом[31] [23].

На протяжении последних лет на территориях муниципальных образований реализовывался целый ряд федеральных, региональных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства. Однако их эффективность была крайне низка. Это было связано, в первую очередь, с низким качеством самих программ, их декларативным характером, несовершенством форм поддержки малого предпринимательства на местном уровне, а также отсутствием действенных механизмов их реализации.


Одним из важнейших направлений стратегического развития муниципальных образований сегодня является развитие сферы предпринимательства, как формы деловой активности населения, основанной на сочетании его личной выгоды и общественной пользы.

В силу указанных причин поддержка малого и среднего бизнеса является первоочередной задачей развития экономики города.

Экономический эффект от деятельности малого и среднего бизнеса оценивается с точки зрения его вклада в повышение качества конкурентоспособности производимых товаров и услуг, уровня диверсификации деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также вклада в реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения.

Содействие деятельности и поддержка малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетов в социально-экономической сфере города Бузулука[32] [7].

Анализ состояния развития малого и среднего предпринимательства в городе Бузулуке за последние годы свидетельствует о положительной динамике основных экономических показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

В малом и среднем предпринимательстве занято 15216 чел. (34,3 % от среднесписочной численности занятого населения), из них 4721 чел. - работников малых предприятий, на предприятиях среднего предпринимательства занято 3374 чел., индивидуальных предпринимателей - 3521 чел., 3600 чел. - работающих по трудовым договорам, заключенным с работодателями - индивидуальными предпринимателями.

Наибольшее количество малого и среднего предпринимательства сосредоточено в сфере оптовой и розничной торговли (35,1 % от их общего количества малых предприятий, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 14,5 %, обрабатывающее производство 11,2 %, добыча полезных ископаемых 0,3 %, другие виды деятельности 18,4 %).

Объем производства продукции (работ, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам 2016 года составил 8640,61 млн. рублей, в том числе по субъектам малого предпринимательства - 3339,5 млн. рублей.

По итогам 2016 года продолжается динамика роста среднемесячной заработной платы в малом бизнесе: 10432 рублей по малым предприятиям, 7500 рублей - по индивидуальным предпринимателям и 16631 рублей - в среднем бизнесе. Однако это ниже средней заработной платы работников по городу (19220 рублей).

С развитием предпринимательства растут и поступления в бюджет города Бузулука, что способствует развитию экономики города. Доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в общей сумме налогов, поступающих в местный бюджет, по итогам 2016 года - 33,1 %.


Таблица 3 – Оценка и прогноз социально-экономического развития малого и среднего предпринимательства города Бузулука на 2013-2017 годы[33]

Показатели

Единица измерения

факт

факт

факт

оценка

прогноз 

2013

2014

2015

 2016

2017

Число средних предприятий

(на конец года)

Единиц

20,00

21,00

21,00

19,00

19,00

Число малых предприятий, в том числе микропредприятий

(на конец года)

Единиц

656,00

697,00

718,00

718,00

720,00

Оборот средних предприятий

млн. руб.

2913,70

3868,20

4197,00

3882,20

4099,60

Оборот малых предприятий

(в том числе микропредприятий)

млн. руб.

2526,50

2945,80

3641,90

4535,70

5168,40

В муниципальном образовании город Бузулук Оренбургской области на начало 2016 года в городе планировалось 697 малых предприятий, в том числе микропредприятий, однако по данным МРИ ФНС России №3 по Оренбургской области в городе было зарегистрировано 706 малых предприятий. Следовательно, меры поддержки малого бизнеса, проводимые администрацией города, оправдали себя в большей степени.

Следует отметить, что в настоящее время реализуется долгосрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Бузулуке на 2016 - 2018 годы», которая направлена на реализацию мер поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в городе Бузулуке, направленных на создание благоприятной среды для развития предпринимательской деятельности и решение задач социально-экономического развития[34] [6].

Повышению эффективности муниципальной экономики оказывает значительное содействие создание локальных конкурентных рынков путем конкурсного распределения заказов, демонополизации и приватизации в муниципальной экономике, а также устранение административных и иных барьеров, препятствующих развитию частного предпринимательства.