Файл: Субъекты предпринимательского права (Система поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Малое предпринимательство – как основа развития государства

1.1 Понятие и сущность субъектов малого предпринимательства

1.2 Современное состояние малого предпринимательства в России

1.3 Формы поддержки малого предпринимательства

2 Система поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации

2.1 Поддержка малого бизнеса за счет средств Федерального бюджета

2.2 Меры поддержки малого предпринимательства в Оренбургской области

2.3 Система поддержки малого предпринимательства в муниципальных образованиях

3 Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

3.1 Совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства

3.2 Совершенствование и развитие системы государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

Заключение

Библиография

Важнейшими инструментами реализации политики в этом направлении является дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: муниципальных фондов, бизнес центров и бизнес инкубаторов, ресурсных центров и бизнес агентств.

Органами местного самоуправления рассматривается возможность преобразования муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в специализированные банковские структуры (фонды имеют право предоставлять займы без наличия соответствующей лицензии). Ведется поиск реальной возможности наполнения муниципальных фондов финансовыми ресурсами.

На основе долевого участия муниципальной собственности и активов кредитных организаций, расположенных на территории муниципальных образований, рассматривается возможность создания залоговых муниципальных гарантийных фондов в целях предоставления гарантий и поручительств по кредитам коммерческих банков под перспективные предпринимательские проекты. Учитывая то обстоятельство, что основными проблемами предпринимателей в глубинке является дефицит материальных и финансовых ресурсов, недостаток знаний и опыта в налоговом и ином регулирующем предпринимательскую деятельность законодательстве, недоступность необходимой деловой информации, а также отсутствие реальной системы кредитования субъектов малого бизнеса, стратегической задачей ближайшего периода является создание и укрепление системы фондов поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне[35] [25].

На основании вышеизложенного необходимо сделать вывод, что решение вышеуказанных вопросов позволит усилить позиции малого бизнеса на муниципальном уровне и максимально приблизить субъекты малого предпринимательства к государственной поддержке. Система финансового обеспечения государственной поддержки малого бизнеса в соответствии с действующим законодательством базируется на системе фондов поддержки малого предпринимательства, созданных при участии федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной власти. Усиление и совершенствование государственной политики по отношению к малому предпринимательству будет неизбежно способствовать качеству его поддержки на муниципальном уровне.


3 Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

3.1 Совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства

Одной из самых актуальных проблем реформирования налоговой сферы в РФ остается совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства. Нерешенность этой проблемы является источником эскалации общественного напряжения, негативных ожиданий субъектов малого предпринимательства, которые приводят к прекращению деятельности отдельных из них или перевод ее «в тень». Вместе с тем, рассматривая пути преодоления указанной проблемы, следует учитывать, что целью пересмотра существующей упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности должна быть оптимизация льготного налогового режима для указанной категории субъектов рынка на основе научно обоснованных подходов, с учетом реалий отечественного хозяйствования, а также лучшего зарубежного опыта налогового регулирования предпринимательства[36] [19]. Учитывая это, отметим: на сегодня особенности применения льготных механизмов налогообложения малого и среднего бизнеса в развитых и постсоциалистических странах является недостаточно освещенными, что порождает иллюзии уникальности проблем малого бизнеса в одних и необоснованные ожидания пожизненной «консервации» упрощенной системы налогообложения – в других[37][10]. Преодолению существующих угроз и дальнейшему совершенствованию налогового законодательства будет способствовать реализация ряда мероприятий, направленных на внедрение инновационного управления налоговой системой, основными из них являются следующие:

1) для улучшения позиций РФ в глобальном рейтинге простоты ведения бизнеса по категории «уплата налогов», повышение инвестиционной привлекательности национальной экономики и укрепления финансовой безопасности необходимо:

- создать условия для добровольного применения электронной формы подготовки отчетности и дистанционного отчетности плательщиков;

- установить более продолжительный период для уплаты авансовых взносов по отдельным налогам (например, по плате за землю);


- электронную систему подготовки и обмена налоговыми накладными по НДС, что даст возможность существенно сократить затраты времени на их подготовку;

- упростить формы и требования к оформлению первичной документации, что обеспечит экономию времени на ее заполнение;

- упростить формы отчетности и уменьшить количество приложений, в частности к декларации по налогу на прибыль, что предоставит возможность сократить затраты времени на подготовку отчетности;

- обеспечить повышение эффективности работы налоговых органов путем введения автоматизированного обмена информацией между налоговыми и другими органами государственной власти (например, Федеральной службой государственном статистики, банками, Федеральной таможенной службой РФ и обеспечения электронной сверки данных[38] [19].

2) для улучшения администрирования налогов и налаживанию партнерских отношений между налогоплательщиками и контролирующими органами следует обеспечить:

- стопроцентную компьютеризацию процессов администрирования налогов;

- перенос акцентов в работе государственных налоговых органов на аналитическую, консультативную и массово-разъяснительную работу;

- создание на базе Министерства финансов РФ подразделения, который будет предоставлять налоговые разъяснения относительно порядка применения норм налогового законодательства с обязательным опубликованием таких разъяснений на сайте МФРФ;

- введение обязанности и ответственности инспекторов налоговой службы по распространению налоговых деклараций и информации об изменениях в методике их заполнения среди плательщиков (как превентивной меры предупреждения нарушений требований налогового законодательства, вызванных неосведомленностью);

- применение в работе с малыми предприятиями комбинированной методики одновременной проверки текущей деятельности и оказание помощи во время сдачи отчетности;

- предоставление права налогоплательщикам, по их желанию, в любое время знакомиться с информацией (в электронном виде) относительно состояния их расчетов с бюджетом;

- обеспечение защиты законных прав и интересов налогоплательщиков от противоправного вмешательства со стороны органов государственной власти;

- повышение прозрачности и публичности деятельности органов Федеральной налоговой службы РФ за счет своевременного информирования общественности о принятии решений налоговыми органами, результаты их деятельности, объемы и направления расходования средств на содержание органов Государственной налоговой службы;


- создание простых форм отчетности и уменьшение количества приложений;

- обеспечение повышения степени компьютеризации и автоматизации процессов составления и представления деклараций плательщиками в налоговые органы;

- внедрение дистанционных методов проверок, не будут влечь административной нагрузки на плательщика;

- фактическое внедрение риск-ориентированных моделей контроля и проверок;

- организацию сотрудничества с налогоплательщиками таким образом, чтобы они имели возможность своевременно и добровольно заполнять и подавать налоговые декларации, путем уведомления плательщиков о наступлении срока представления деклараций, предоставление квалифицированной помощи при составлении отчетности, обеспечение удобных условий для представления отчетности (отсутствие очередей, надлежащее обслуживание, проверка данных декларации после ее подачи и т. п);

- создание условий для неотвратимости наказания за неисполнение налогового законодательства как налогоплательщиками, так и работниками органов налоговой службы.

При этом важно учитывать, что из-за необходимости обеспечения компромисса интересов и недостатков, присущих упрощенной системе налогообложения, законопроект, не устраняет всех лазеек для использования плательщиков единого налога в схемах минимизации налоговых обязательств плательщиками на общей системе налогообложения, а также стимулов к занижению величины предельного дохода, который дает возможность находиться на упрощенной системе налогообложения[39] [18]. Определяя дальнейшие перспективы упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства в РФ, нужно учитывать, что такие системы не используются в странах ЕС и является формой налоговых преференций, которая связана со значительными потерями бюджета и искажением поведения экономических агентов. Поэтому единые налоги могут использоваться только на определенном этапе становления малого предпринимательства. При этом важным условием его перевода на стандартную систему налогообложения является изменение общих условий функционирования малого бизнеса в РФ на основе совершенствования разрешительной системы и системы лицензирования, существующей системы таможенного регулирования, уменьшение вмешательства контролирующих органов в деятельность предпринимательских структур, снижения уровня коррупции и устранения вызванных ею неофициальных платежей, повышения уровня безопасности ведения бизнеса[40] [23].


Таким образом, в России при антикризисном регулировании, в случае обострения проблем с обслуживанием государственного долга и возникновения необходимости корректировки налоговой политики для поиска дополнительных источников налоговых поступлений, такими источниками могут быть:

  • пересмотр системы налоговых льгот;
  • переход на систему платежей за добычу полезных ископаемых с применением принципа рентного дохода с целью установления справедливой платы за использование природных ресурсов;
  • введение общего налога на недвижимое имущество (недвижимость) физических и юридических лиц;
  • введение специального налогообложения в банковском секторе на основе изучения опыта использования различных моделей такого налогообложения в других странах.

3.2 Совершенствование и развитие системы государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

Анализ показывает, что на ближайшие 5-10 лет ситуацию в российском МСБ будут определять в большей степени внутренние, а не общемировые процессы, а именно:

Первое, что сильно повлияет на малый и средний бизнес в России – это изменения демографического состава общества. Можно выделить два аспекта изменений, которые окажут влияние.

1) Изменение мотивации молодого поколения в вопросе построения жизненной траектории. Количество людей вступающих в трудоспособный возраст сокращается, а крупные корпорации и государственный аппарат имеют явную тенденцию к дальнейшему расширению. В результате пересечения этих двух тенденций эксперты ожидают, что в 2017-2019 гг. начнется массовое «втягивание» трудоспособного населения и особенно молодежи в корпорации и государственные органы. Этот тренд поддерживается в том числе и ситуацией в сфере образования, уже сейчас практически половина выпускников поступает в ВУЗы сразу после окончания школы. В дальнейшем пропорция будет увеличиваться в связи с сокращением числа школьников. При этом ВУЗы до настоящего времени ориентированы на подготовку специалистов для крупных компаний и государственных органов, качества, необходимые предпринимателю (самостоятельность, креативность) в них не формируются в силу сохранения дисциплинарного устройства заведений.