Файл: Субъекты предпринимательского права (Система поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Малое предпринимательство – как основа развития государства

1.1 Понятие и сущность субъектов малого предпринимательства

1.2 Современное состояние малого предпринимательства в России

1.3 Формы поддержки малого предпринимательства

2 Система поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации

2.1 Поддержка малого бизнеса за счет средств Федерального бюджета

2.2 Меры поддержки малого предпринимательства в Оренбургской области

2.3 Система поддержки малого предпринимательства в муниципальных образованиях

3 Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

3.1 Совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства

3.2 Совершенствование и развитие системы государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

Заключение

Библиография

Введение

В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

Актуальность данной работы состоит в том, что в современной жизни нашей страны, развитие малого предпринимательства является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной и правовой сфере.

Цель данной работы –  произвести характеристику малого предпринимательства в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым бизнесом в современных рыночных отношениях.

Задачи:

1)     теоретическая оценка понятий «субъектов малого предпринимательства», «малое предприятие», «малый бизнес»;

2)     правовые основы малого предпринимательства;

3)     отечественный и зарубежный опыт развития малого предпринимательства;

4) возникновение малого предпринимательства в Российской Федерации;

5) анализ основных направлений развития малого предпринимательства в Российской Федерации;

6) анализ нормативно - правовой базы малого предпринимательства в Российской Федерации;

7) анализ основных методов государственной поддержки малого предпринимательства;

8) состояние и перспективы развития малого предпринимательства в России в условиях мирового экономического кризиса.

Объектом изучения в работе являются субъекты малого предпринимательства в России.

Предметом исследования является роль малого предпринимательства в современной России.

Методологическую базу курсовой работы составляют труды отечественных ученых, которые внесли значительный вклад в разработку данной темы – профессор Г.Б. Поляк, доктор экономических наук В.М. Родионова, профессор Л.А. Дробозина, профессор С.В. Барулин, доктор экономических наук А.В. Улюкаев и др.


В процессе написания курсовой работы использовали сравнительный метод, исторический, методы экономического анализа, графический и другие.

1 Малое предпринимательство – как основа развития государства

1.1 Понятие и сущность субъектов малого предпринимательства

Понятие малого предпринимательства неразрывно связано с размером действующих хозяйствующих субъектов, т.е. малых предприятий. Так согласно Федеральному закону Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[1], к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

  1. Для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).
  2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
    • от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий
    • до 100 человек включительно для малых предприятий;
    • среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

3 Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства [1].


Малое предпринимательство – это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином[2] [14].

Малые и средние предприятия различаются по форме собственности, организационно-правовой форме, отраслевой и территориальной принадлежности, по размерам, по характеру деятельности, по структуре деятельности и отношению к происхождению капитала[3] [11].

По форме собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными и иными.

По виду или назначению предпринимательская деятельность может быть производственной, финансовой, консалтинговой, коммерческой (торговая, торгово-закупочная, торгово-посредническая, на товарных биржах) и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе (таблица 1).

Таблица 1 – Виды предпринимательской деятельности

Производственная

Коммерческая

Финансовая

Консалтинговая

*Инновационная

*Научно-техническая

*Производство товаров и оказание производственных услуг

*Производственное потребление товаров и услуг

*Выполнение строительных, ремонтно-строительных и сельскохозяйственных работ

*Выполнение транспортных операций и операций связи

*Информационная

*Торговая

*Торгово-закупочная

*Торгово-посредническая

*На товарных биржах

*Банковская

*Страховая

*Лизинговая

*На фондовых биржах

*Общее управление

*Администрирование

*Финансовое управление

*Управление кадрами

*Маркетинг

*Информационные технологии

В зависимости от целей деятельности выделяют коммерческие и некоммерческие предприятия. Коммерческие предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, и их основная цель – это получение прибыли.

С учетом особенностей работы малых предприятий можно разделить на две группы: традиционные и инновационные[4].

Традиционные малые предприятия отличаются стабильностью объемов выпускаемой продукции в определенной сфере деятельности. Они производят необходимые виды услуг, без которых человек не может обойтись, выпускают продукцию широкого потребления. Примером таких предприятий являются небольшие специализированные магазины, мастерские по ремонту бытовой техники, парикмахерские и т. п. Владельцы традиционных малых предприятий ориентируются на небольшую сумму прибыли и сохранение традиций в производстве или обслуживании, а не на стремительное развитие своего предприятия.


Инновационные малые предприятия возникают на основе конкретных научных открытий. Они часто оказываются "проводником" нового вида производства, новой продукции. Создавая инновационное предприятие, владелец рискует: если не будет спроса на новые виды товаров, то предприятие разорится и все вложенные в него капиталы пропадут. Но если новое дело станет успешным, то прибыль будет быстро расти и владелец предприятия превратится из мелкого бизнесмена в крупного предпринимателя [12].

Главными особенностями малого и среднего бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость, а так же ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом. Относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта не позволяют фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара. В малом бизнесе присутствует персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, т.е. малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. Малые предприятия в основном полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.). Также в малом бизнесе высока доля оборотного капитала по сравнению с основным фондом[5] [9].

Сфера деятельности малого и среднего предпринимательства весьма обширна[6]. Основными сферами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Однако следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность (более 70%). На рынке информационных, медицинских и риэлтерских услуг занято незначительное число малых предприятий[7] [8].

Таким образом, примерно каждый десятый предприниматель занимается производственной деятельностью, примерно столько же предоставляют населению транспортные, строительные и бытовые услуги, занимаются переработкой сельскохозяйственной продукцией.


1.2 Современное состояние малого предпринимательства в России

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики и права, поэтому одной из стратегических задач государственной политики является поддержка малого предпринимательства. В Российской Федерации принятые меры, направленные на развитие малого предпринимательства, но они не дали ожида­емых результатов[8] [19].

Анализ статистических данных по основным экономическим показателям деятельности малых предприятии (МП) за 2008 - 2016 гг. позволил установить отдельные тенденции развития предприниматель­ской деятельности. За девять лет число малых пред­приятий увеличилось на 190%, среднесписочная численность работников (без внешних совместите­лей) - на 158%, оборот предприятии - на 175,5 %, а инвестиции в основной капитал - на 795,6%.

Таблица 2 – Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 апреля 2015 г.[9]

Федеральные

округа

Количество зарегистрированных МП по состоянию на 1 апреля 2015 года (в расчете на 100 тыс. чел. Населения)

прирост / сокращение

за период

01.04.2014-01.04.2015

в процентах от

среднего по РФ

РФ

166,4

4,8

100,0

Центральный ФО

185,9

1,1

111,7

Северо-Западный ФО

244,6

-18,1

147,0

Южный ФО

131,7

7,8

79,1

Северо-Кавказский ФО

58,7

-6,3

35,3

Приволжский ФО

162,2

3,8

97,5

Уральский ФО

170,7

33,8

102,6

Сибирский ФО

152,2

10,3

91,5

Дальневосточный ФО

171,6

18,4

103,1

По состоянию на 1 апреля 2014 года в России было зарегистрировано 238,0 тыс. малых предприятий, что на 3,1% больше, чем годом ранее. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей выросло на 4,8 ед. и составило 166,4 ед.

В большинстве федеральных округов наблюдается рост количества малых предприятий, как в абсолютном выражении, так и в расчете на 100 тыс. человек населения. Лидерами роста являются Уральский федеральный округ (прирост 25,3% или 33,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Дальневосточный федеральный округ (прирост более чем на 11,7% или 18,4 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа). В Сибирском федеральном округе прирост количества малых предприятий составил 7,3% или 10,3 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа.