Файл: Субъекты предпринимательского права (Система поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Малое предпринимательство – как основа развития государства

1.1 Понятие и сущность субъектов малого предпринимательства

1.2 Современное состояние малого предпринимательства в России

1.3 Формы поддержки малого предпринимательства

2 Система поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации

2.1 Поддержка малого бизнеса за счет средств Федерального бюджета

2.2 Меры поддержки малого предпринимательства в Оренбургской области

2.3 Система поддержки малого предпринимательства в муниципальных образованиях

3 Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

3.1 Совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства

3.2 Совершенствование и развитие системы государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

Заключение

Библиография

Сокращение количества малых предприятий отмечено в Северо-Западном федеральном округе – на 6,6% или около 18,1 малых предприятий на каждые 100 тыс. человек населения. В Северо-Кавказском федеральном округе количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей сократилось на 6,3 ед.

По итогам января-марта 2016 года среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла на 15,1% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года и составила 6 566,3 тыс. человек. Удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых за этот период увеличился на 1,9 п.п. до уровня 14,2%.

Во всех федеральных округах зафиксировано повышение численности занятых на малых предприятиях. Наибольший рост наблюдается в Уральском федеральном округе (на 39,7%) В Центральном федеральном округе, Северо-Западном федеральном округе и Сибирском федеральном округе рост числа занятых на малых предприятиях составил 17,7%, 14,5% и 11,4% соответственно.

В Приволжском федеральном округе, Южном федеральном округе и Северо-Кавказском федеральном округе рост числа занятых на малых предприятиях составил 11,1%, 9,9% и 6,4% соответственно.

Наименьший рост показателя (на 5,4%) в Дальневосточном федеральном округе.

Объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в 1 квартале 2016 года в целом по Российской Федерации составил 49 533,4 млн. рублей, что на 29,3% превышает значение показателя за аналогичный период прошлого года. С учетом индекса потребительских цен рост показателя составил 24,7%.

Во всех федеральных округах наблюдается положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Наибольший рост объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ отмечен в Центральном федеральном округе (показатель вырос на 48,4%), Дальневосточном федеральном округе (на 44,0%), Северо-Западном федеральном округе (на 38,1%) и Уральском федеральном округе (на 36,1%).

В Северо-Кавказском федеральном округе, Приволжском федеральном округе и Сибирском федеральном округе рост показателя составил 26,2%, 25,4% и 5,9% соответственно. Наименьший рост показателя (на 1,3%) в Южном федеральном округе[5,7,8].

В отдельных регионах инвестиции в основной капитал на малых предприятиях в рассматриваемый период не осуществлялись, либо их объемы оказывались малы, в связи с чем Федеральная служба государственной статистики не включала их в статистические сводки, где значения показателя агрегированы в миллионах рублей. К таким регионам относятся Республика Ингушетия и Чеченская Республика.


По итогам 1 квартала 2016 года положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ отмечена в 54 регионах. Лидерами по росту показателя являются г. Москва (показатель вырос в 7,9 раза), Псковская область (в 7,2 раза), Ненецкий АО (в 4,9 раза), Ивановская (в 3,6 раза) и Челябинская (в 3,6 раза) области, Республика Татарстан(в 3,0 раза), Ленинградская область(в 2,9 раза), Камчатский край (в 2,8 раза), Брянская область(в 2,3 раза), Республика Северная Осетия-Алания(в 2,3 раза) и Тамбовская область (в 2,2 раза)[10] [22].

За прошедшие десятилетия реформ совершенс­твовалась государственная статистика по малому предпринимательству, что отразилось на изменении структуры и содержания статистических данных. В то же время для объективного анализа социально-экономических явлений необходимо при формировании статистики по малому предпринима­тельству соблюдать принципы хронологии и сопоста­вимости статистических данных, методы обработки статистической информации (сопоставимая клас­сификация и группировка данных). Статистическая информация обеспечивает руководство государства, регионов и предприятий необходимыми данными для принятия обоснованных управленческих решений. В связи с этим возрастает значение достоверности и сопоставимости статистических данных [11] [22].

Таким образом, для развития малого предпринимательства и реализации его экономического потенциала необхо­димо минимизировать и/или нейтрализовать влияние всех факторов, препятствующих его развитию.

1.3 Формы поддержки малого предпринимательства

Как показывает мировая и отечественная практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления[12][2, 20]. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно идет создание инфраструктуры малого предпринимательства и объединения предпринимательских организаций в ассоциации (союзы), d системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства[13] [20].


Большую роль в поддержке и развитии малого предпринимательства имеет законодательство субъектов РФ и формирование в стране соответствующей инфраструктуры.

В соответствии с законодательством финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства осуществляется федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства, фондами субъектов РФ и муниципальными фондами с привлечением заинтересованных организаций. Финансовое обеспечение фондами государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства, организуется ежегодно за счет бюджетов всех уровней[14][18] .

Фонды поддержки малого предпринимательства всех уровней осуществляют следующие мероприятия по финансированию субъектов малого предпринимательства:

    • предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность;
    • предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;
    • выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий;
    • долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг.

Государственная поддержка малому и среднему бизнесу в налоговой политике проявляется через льготную систему налогообложения и систему ускоренной амортизации основных средств[15] [13].

Антимонопольная политика включает в себя, во-первых, меры по обеспечению справедливых равноправных условий подрядных отношений и сделок по государственным займам, а также между крупными и небольшими предприятиями; во-вторых меры по предупреждению задержек платежей со стороны крупных фирм небольшим подрядным предприятиям; в-третьих меры по предотвращению банкротств мелких компаний, а также гибкую таможенную политику.

Согласованные действия такой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства обеспечивают соответствие государственной политики, которая на каждом этапе реализуется в программах развития малого предпринимательства, интересам государства (через орган управления), интересам малого предпринимательства (через общественный орган) и гарантируют ресурсное обеспечение государственной политики в области малого предпринимательства (через финансовый орган)[16] [20].


Таким образом, инфраструктура поддержки малого предпринимательства – это разветвленная система институтов, обеспечивающих потребности малого предпринимательства в ресурсах (финансовых, имущественных, технологических, кадровых, информационных и др.), в консультировании и благоприятном общественном мнении, опирающаяся на описанные выше три базовых элемента государственной поддержки малого предпринимательства.

2 Система поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации

2.1 Поддержка малого бизнеса за счет средств Федерального бюджета

Совершенствование бизнес-среды, поддержка малого бизнеса остаются среди основных приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации в 2014-2016 гг. На эти цели будет направлено в среднем около 0,2% расходов федерального бюджета в 2016 году[17]. Об этом сообщается в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов[18] [4, 26].

Основными направлениями финансирования программы поддержки малого и среднего предпринимательства в 2017-2018 гг. станут[19]:

  • увеличение объемов поддержки малых инновационных компаний, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции (инновационные гранты, субсидии действующим инновационным компаниям, поддержка компаний, выходящим на биржу, программы обучения);
  • увеличение объемов содействия развитию лизинга оборудования малых компаний (приоритет – лизинг оборудования, гранты на уплату первого взноса, поддержка мобильных платформ);
  • увеличение объемов финансирования программ развития предпринимательства Северо-Кавказского федерального округа (гранты, МФО, гарантийные фонды);
  • увеличение объемов грантовой поддержки начинающих предпринимателей (приоритет – безработные, уволенные в запас, поддержка социального предпринимательства);
  • повышение капитализации специальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: микрофинансовые центры, гарантийные фонды, фонды прямых инвестиций;
  • поддержка муниципальных программ развития малого предпринимательства, в том числе в монопрофильных муниципальных образованиях (поддержка не менее 50 моногородов, приоритет – гранты, МФО, лизинг, обучение, бизнес-инкубаторы);
  • сохранение темпов поддержки экспорта продукции малых компаний (приоритет - создание Центров поддержки экспорта, гранты начинающим экспортерам);
  • создание бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, центров предпринимательства, центров кластерного развития, центров прототипирования, центров дизайна, центров коллективного доступа к оборудованию [27].

До 2018 года планируется перенести акценты с мер, нацеленных на антикризисную поддержку отраслей, предприятий и населения, на меры стратегического характера[20]. Среди приоритетов социально-экономической политики, помимо поддержки и развития МСБ, названы следующие:

  • обеспечение инновационного развития и поддержка высокотехнологичных секторов экономики "инновационные расходы" федерального бюджета в прогнозный период;
  • диверсификация экономики и развитие инфраструктуры. Расходы федерального бюджета на модернизацию транспортной инфраструктуры составят в среднем около 3,7-4,7% всех расходов бюджета, или около 0,8-0,9% ВВП в 2017-2019 годах. Расходы на стимулирование диверсификации и поддержка отраслей, по оценке Минэкономразвития России, составят в среднем 1,1-1,3% ВВП, или около 5,5-6,7% расходов бюджета, при этом по мере минимизации последствий кризиса общий уровень поддержки будет снижаться, а сами расходы переориентируются на стимулирование реализации модернизационных программ [17].

До конца 2017 г. предполагается общее уменьшение расходов федерального бюджета по отношению к ВВП (при этом они будут расти в номинальном выражении). На прежнем уровне в реальном выражении останутся расходы на обеспечение нового качества жизни, относительно вырастут инновационные расходы (включая расходы на поддержку высокотехнологичных секторов экономики) и расходы на обеспечение обороны и безопасности.

Общее снижение объемов финансирования по сравнению с ранее запланированными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года, с одной стороны, означает необходимость переноса акцента с мер финансовой поддержки на меры по совершенствованию институциональных условий экономической деятельности. С другой стороны, это означает необходимость кардинального повышения эффективности расходования бюджетных средств[21].

В 2017 году на предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ для реализации программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства федеральным бюджетом предусмотрено 19 млрд. рублей. Еще по 20 миллиардов планируется выделить в 2018 и 2019 годах. За прошедший 2016 год регионам на поддержку малого и среднего бизнеса было передано в общей сложности 18 миллиардов рублей[22] [3, 4].

Основными получателями федеральных субсидий в прошлые годы явились крупные субъекты РФ, такие как Москва, Республика Татарстан, Пензенская область, Ставропольский край, Нижегородская область, Санкт-Петербург. В 2016 году перечисленные субъекты РФ получили почти треть всех федеральных средств, выделенных на поддержку МСП.