ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2020

Просмотров: 430

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теория, неопровержимая в принципе, не может быть научной. К примеру, идея божественного творения мира в принципе неопровержима. Но раз эта идея неопровержима, значит, она вне науки.

Любая теория, разрешая одни явления, как правило, запрещает другие. Например, вечный двигатель, превышение скорости света, наследование приобретенных признаков и т.п. К. Поппер даже отважился на утверждение, чем больше теория (наука) запрещает, тем она лучше. Можно дополнить данное утверждение: «чем больше вненаучная теории запрещает, тем она хуже».

Нормы научности. В науке существуют определенные нормы и идеалы научности, свои эталоны исследовательской работы и хотя они исторически изменчивы, но все же сохраняют некий инвариант таких норм, обусловленный единством стиля мышления, сформулированного еще в Древней Греции. Его принято называть рациональным. Этот стиль мышления основан, по сути, на двух фундаментальных идеях:

  • природной упорядоченности, т.е. признания существования универсальных, закономерных и доступных разуму причинных связей;

  • формального доказательства как главного средства обоснованности знания.

В рамках рационального стиля мышления научное знание характеризуется следующими методологическими критериями (нормами). Именно эти нормы научности входят в эталон научного знания постоянно.

универсальность, т.е. исключение любой конкретики – места, времени, субъекта и т.п.

  • согласованность или непротиворечивость, обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания системы знания;

  • простота; хорошей считается та теория, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество научных принципов;

  • объяснительный потенциал;

  • наличие предсказательной силы.

Критерии научности. Для науки актуален всегда следующий вопрос: какое знание действительно научно? В естествознании важнейшее значение придается характеру подтверждаемости теории эмпирическими фактами.

При характеристике естественнонаучной теории используется не термин «истинность», а термин «подтверждаемость». Ученый должен стремиться к точности выражений и не использовать многозначные термины Основной критерий научности естествознания в этой связи – это подтверждаемость теории. Термины же «истинность», «истина» имеет более широкое толкование и используется и в естествознании , и в гуманитаристике, и в логике, и в математике, и в религии, т.е. специфику естествознания он не выражает в сравнении с термином «подтверждаемость», имеющего для естествознания первостепенное значение.

В гуманитаристике теории ранжируются по степени их эффективности.

В XX в. определись два требования научности знания:

1) знание должно позволять понимать изучаемые явления,

2) осуществлять по поводу них ретросказание прошлого и предсказание будущего.


Эти требования естественные науки выполняют посредством понятий. гипотетико-дедуктивного метода и на основе критерия подтверждаемости, а гуманитарные науки - благодаря опоре на ценностные представления, прагматический метод и критерий эффективности – являющимися тремя главными научными основаниями гуманитаристики.


Техноцентризм


Развитие науки и техники привело к распространению технократического мышления и оно характерно и для гуманитариев, и вообще для людей с любым уровнем образования.

По выражению Э. Фромма «Технократический фашизм» лишил людей духовности, превратил в придаток машины, приучил к безудержному потребительству.

К концу XVII в. в европейском регионе появилось техногенное общество (техногенной цивилизации) с экспансией на весь мир, а его преддверием (первой вехой) стала античная культура, породившая демократию и теоретическую науку. Второй вехой стало европейское Возрождение с культом человеческого разума. Собственно техногенная цивилизация начинается с развития техники и технологий, которые ускоряют изменение природной среды.

Техногенные общества отличаются от традиционных:

- отношением к новизне – стимулируется желание перемен, вплоть до культа борьбы, революций; культивируются линии развития с ориентацией на будущее, система ценностей ориентирована на оригинальность;

- отношением к пространству и времени – в фундаменте технократического общества лежат представления о бесконечном, неограниченном пространстве (в этом научно убедила человечество классическая механика); время линейно и необратимо (время устремлено вперед, как и идея прогресса);

- отношением к личности – человек свободный атом (неделимый), наделен правами человека, т.е. правами никак не связанных с его обязанностями (в социальной сфере человек ориентирован на изменение самого себя, а не на изменение сложившихся структур); из понятия человека-атома вытекает новое представление о праве на частную собственность как естественном праве; гиперактивен индивидуализм: «Мы не должны особенног заботиться о следующих поколениях, ибо они не могут позаботиться о нас» - Ф. Хайек;

- отношение к природе – преобладает идея преобразования мира и подчинения природы, для удовлетворения собственных потребностей во все возрастающих пределах (если для традиционных обществ земля священна и запрет на ее продажу носит абсолютный характер, то для техногенного общества – земля – средство производства и объект экономики);

- отношение к власти и государству – власть и господство предполагают владение и присвоение товаров, имеющих денежный эквивалент; государство классовое (Бога представляет не монарх, а класс богатых);

- отношение к типу хозяйства – господствующее положение занимает деятельность на накопление богатства (высшая цель деятельности) и это связано с новых отношением к собственности, деньгам, труду и превращению вещи в товар.


Техногенная цивилизация привела человечество к критической черте и породила к концу XX в. и начала XXI в. серьезные проблемы:

1) нарастание глобального экологического кризиса,

2) сохранение личности в условиях растущего отчуждения,

3) выживания в условиях совершенствования оружия.











Приложение 1

Естественнонаучная и гуманитарная культура и наука

Типы культуры

Понятием «культура» обозначаются различные явления: от сортов растений до системы положительно значимых ценностей в жизнедеятельности людей.

Любой объект есть достояние культурной реальности, если он обработан или переделан людьми для удовлетворения их потребностей. В этом контексте все созданное человечеством есть культура. Однако с точки зрения широкого толкования выражение «все» и «ничего» могут быть поняты как тождественные.

Но все актуальней становится трактовка культуры как инструментальной культуры, представляющей собой систему средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется и стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой.

Эти средства создаются людьми, постоянно совершенствуются и выражают собой три содержательных типа культур – материальную, духовную и социальную.

Материальная культура – совокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества, включающая: орудия труда, активную и пассивную технику, физическую («телесную») культуру индивида и населения, благосостояние человека и общества и т.д.

Духовная культура – является составной частью культурных достижений человечества, представляет собой многообразную систему знаний, состояний эмоционально-волевой сферы психики и мышления индивидов, и непосредственных форм их выражений – знаков. Универсальным знаком является язык – естественный и искусственный, звуковой (речь) и письменный.

Социальная культура – включает систему правил поведения людей в различных видах общения и специализированных сферах общественной деятельности, а также этикет, профессиональную, правовую, религиозную, светскую, нравственную, экономическую и другие разновидности нормативной деятельности.

Для человека и человечества всегда актуально: что значит «быть богатым»? Это не просто, например, иметь желтый пластичный металл - золото или защищенные банкноты – деньги, но это и предметы вожделений, страстей, это символ власти, престижа среди подобных, зависти и ненависти других и прочее. И этот смысл управляет поведением человека не меньше природных факторов, а то и больше, раз «люди гибнут за металл». Это реальность, в которой методы исследования, применяемые в естествознании, не эффективны и в которую им «нет доступа», но зато есть возможность гуманитариям компетентно заняться «очеловечиванием», прояснением смысла бытия человека, общества и Вселенной.


Человек живет и всегда жил только при соблюдении определенных условий бытия, прежде всего, удовлетворяя свои потребности в пище, одежде, жилище, тепле, т.е. удовлетворяя материальные (биологические) потребности. С развитием цивилизации материальные потребности растут и совершенствуются: люди создали высокотехнологическое производство, возвели города с системами коммуникаций и транспортных сетей, обеспечили себя теплом и электроснабжением, создали широкую сферу услуг, включая медицину и образование.


Культуру можно подразделить на три взаимосвязанные области: материальную, научную и духовную (общепризнано считать научную культуру компонентом духовной культуры).

В сфере научной культуры выделяют культуру естественнонаучного познания, культуру технического знания, культуру гуманитарного познания и другие.

Гуманитарные области человеческой деятельности (философия, искусство, религия, литература, музыка) по своим истокам во многом отличаются от естественных наук. В естествознании есть возможность не только экспериментировать, но и повторять нужные эксперименты.

Известное в 60-е гг. XX в. противопоставление «физиков» и «лириков» отражало на самом деле существование двух дополняющих друг друга и совершенно равноправных способов освоения фактов реального мира - рационалистического, выражающегося в системе наук, и эмоционального, выражающегося в системе искусств. Главным корнем противоречия стала проблема того, что все относящееся к естественным наукам – считается «точно», т.е. характеризуется числом, а все относящееся к гуманитарным наукам – считается «неточно». Такое сопоставление двух выразилось образно словами: «только физика – соль, остальное же – ноль».

Интенсивные дискуссии того времени между «физиками» и «лириками», показали, в итоге, как несостоятельность и тех, и других на монопольное обладание истиной, так и необходимость более целостного развития культуры, взаимодействия науки и искусства, развития естественной науки о человеке (антропологии) в его индивидуальном и социальном измерениях. Указанное противопоставление во многом связано со спецификой естественнонаучной и гуманитарных культур.

Специфика естественнонаучной культуры состоит в том, что знание о природе постоянно совершенствуется, отличается высокой степенью объективности, представляет собой наиболее достоверный (истинный) массив человеческого знания, кроме того, это глубоко специализированное знание.

Специфика гуманитарной культуры состоит в том, что знание о системе ценностных зависимостей в обществе активизируется исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. В основе актуализации чаще всего лежат общечеловеческие ценности (гуманизм, демократия, права человека, нормы морали и т.д.). Все это имеет решающее значение в социальной адаптации индивида.


XX в. характеризуется грандиозными успехами естествознания и последовавшей за этим научно-технической революции (НТР): овладение атомной энергией, создание всемирных телевизионных систем, выход человека в космос, расшифровка генетического кода и т.д., – в итоге изменился стиль и образ жизни человека. В начале XXI в. ведущей тенденцией развития цивилизации становятся интеграционные процессы взаимного обогащения культур

Различие между естественными и гуманитарными науками носят фундаментальный характер, но их взаимодополнение друг друга, приводит к формированию «симбиотических» наук (социобиологии, экологии, биоэтики и др.), гуманитаризации естественнонаучного и технического образования и одновременно фундаментализации естествознанием гуманитарного образования; реализации научной программы «Великого единения» самых разнообразных научных и философских идей на основе проведения гуманитарных экспертиз.


Приложение 2

Наука как социальный институт


Наука включает ученых с их знаниями и способностями, научные учреждения и имеет своей задачей исследование (на основе определенных методов познания) объективных законов природы, общества и мышления для предвидения и преобразования действительности в интересах общества. [Бургин М.С. Введение в современную точную методологию науки. Структуры систем знания. М.: 1994].

С другой стороны, наука – это и рассказ о том, что в этом мире есть и, в принципе, может быть, а вот что «должно быть» в мире в социальном плане, она не говорит – предоставляя это на предмет выбора «большинством» человечества.

Научная деятельность включает в себя следующие элементы: субъект (ученые), объект (все состояния бытия природы и человека), цель (цели) – как сложная система ожидаемых результатов научной деятельности, средства (методы мышления, научные приборы, лаборатории), конечный продукт (показатель осуществленной научной деятельности - научные знания), социальные условия (организация научной деятельности в обществе), активность субъекта – без инициативных действий ученых, научных сообществ научное творчество не может быть реализовано.

Сегодня цели науки многообразны – это описание, объяснение, предсказание, истолкование тех процессов и явлений, которые стали ее объектами (предметами), а также систематизация знаний и реализация полученных результатов в управлении, производстве и других сферах общественной жизни, в улучшении ее качества.

Наука – это не только форма общественного сознания, направленная на объективное отражение мира и снабжающая человечество пониманием закономерностей. Наука по сути – явление социальное, ее зачатки появились еще в античность, примерно 2,5 тыс. лет. Важной предпосылкой становления науки как социального института является наличие систематического образование подрастающего поколения.