ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2020

Просмотров: 432

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТГУ, кафедра ОиТФ, I семестр 2011/2012

Концепции современного естествознания: курс лекций. Антонов В.В.


Тольяттинский государственный университет



Кафедра общей и теоретической физики



Лекции и практика

I семестр 2011-2012



Концепции современного естествознания









Автор-составитель Антонов В.В.






Учебная литература


  1. Концепции современного естествознания / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников и др. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997, 2001, 2007.

  2. Найдыш В.М. Концепции совр. естествознания. М.: Гардарики, 1999, 2003, 2007.

  3. Белкин П.Н. Концепции современного естествознания. – М.: Высш. шк., 2004.

  4. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Курс лекций. М.: 2003, 2008.

  5. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»», 2005.

  6. Лозовский В.М., Лозовский С.В. Конц. совр. естествознания. – СПб.: Лань, 2006.

  7. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – М.: «Академия», 2006.

  8. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М.: Академический Проект, 2004.

  9. Голубева Р.М. и др. Концепции современного естествознания. – М.: Экомир, 2006.

  10. Тулинов В.Ф. Концепции современного естествознания. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

  11. Канке В.А. Концепции современного естествознания. – М.: Логос, 2004.

  12. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

  13. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М.: Эксмо, 2007.

  14. Романов В.И. Концепции современного естествознания. – М.: Вузов. учебник, 2008.

  15. Бондарев В.П. Концепции современного естествознания. – М.: Альфа-М, 2003.


Дополнительная литература

1. Лешкевич Т.Г. Философия науки. – М.: ИНФРА-М, 2006.

2. Философия науки / Мел Томпсон. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

3. Власова С.В. Естественно-научная культура, или Наука для каждого. – М.: МПСИ, 2004.

4. Эбелинг В., Р. Файстель. Хаос и космос: синергетика эволюции. – Москва-Ижевск, 2005.

5. Философия современного естествознания. / Под общ. ред. проф. С.А, Лебедева. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

6. Голубинцев В.О. и др. Философия науки. – Р. на Д.: «Феникс», 2007.



Лекция 1


Введение. Предмет дисциплины


В наши дни ни один человек не может считаться образованным, если он не проявляет интереса к естественным наукам. … наука – это одно из наиболее знаменательных явлений в истории человеческой деятельности. ... не может быть истории идей, которая исключала бы историю научных идей».

К. Поппер. Открытое общество и его враги. Т. 2, М., 1991, с.327-328.


«Концепции современного естествознания» (КСЕ) - дисциплина в системе современного российского университетского образования, знакомящая с естественнонаучными знаниями будущих специалистов гуманитарных и социально-экономических направлений. Предоставляет учебную информацию на концептуальном уровне, учит воспринимать окружающий мир в рамках основополагающих идеи и системы взглядов. Введена в учебные планы более чем сорока социально-экономических и гуманитарных специальностей вузов.


Цель дисциплины

повышение гуманитарного университетского образования на основе формирования научного мышления; расширение границы гуманитарного образования в мировоззренческом плане на основе достижений современного естествознания;

научить целостному видению мира, как синтеза мудрости древних цивилизаций, философско-социогуманитарных наук и естественных наук (физики, астрономии, химии, биологии);

служить «маяком» к пониманию природы, человека и общества.

Предметом изучения выступают эволюционные процессы во Вселенной, живой и неживой природе и даже человеческом обществе на метанаучном (от греч. Meta – после, за) уровне.

Метанаука – есть осмысление науки, анализ ее основных принципов, главных положений, концептуальных оснований.

Термин «концепция» означает определенный способ понимания (точку зрения) эмпирических обобщений, гипотез и законов, принципов и теорий, являющихся результатами научных исследований и выражающих сущность изучаемых объектов, явлений и процессов.

Концепции, представляющие собой основополагающие идеи, которые позволяют объяснять изучаемые явления с единой точки зрения и играют объединяющую, обобщающую роль в науке, принято называть научными.

В общем концепции – это системы ассоциаций и понятий, которые формируются в процессе развитии нашего сознания.

Построение, разработка и овладение концепциями в естественнонаучном понимании осуществляется происходит через создания научных картин мира, научных парадигм и программ.

История человеческого знания связана с научными революциями, которые приводили к смене господствующих парадигм, появлению новой научной картины мира, изменению самих норм и идеалов научности.

Современный этап эволюции человеческого сознания осуществляется с опорой на новейшие достижения в понимании времени, пространства и движения материи.

Современное естествознание (естествознание XX в.) аккумулирует в концепциях историю науки, теоретические и философские аспекты естественных наук, их роль в решении современных технических и даже социальных проблем.

Социализация любого общества в значительной степени определяются уровнем современного производства, реализацией возможностей научно-технического прогресса, порожденного успехами естественных наук.

Современное естествознание - это трансдисциплинарное научное направление; модель интеграции наук XX в; это новый подход в описании явлений и законов природы на основе эволюционно-синергетической парадигмы, рассматривающей эволюцию материального мира (живой и неживой материи) на основе самоорганизации материи (синергетики).

КСЕ можно расценивать как продукт междисциплинарного синтеза на эволюционно-синергетической парадигме, способствующей осознанию научных принципов и закономерностей эволюции материи – от момента возникновения самой Вселенной и жизни в ней, до возникновения и эволюции человека на Земле и раскрытию современной естественнонаучной картины мира (ЕНКМ).


ЕНКМ представляет собой видение мира в единстве микро-, макро- и мегамиров, в единстве физической, химической, биологической и социальной эволюции материи, обозначающего глобально-универсальный эволюционизм материи.

Современное естественнонаучное миропонимание (мировоззрение) на метанаучном уровне с единой стержневой методологической основой в виде эволюционно-синергетической парадигмы начинает доминировать и в духовном мире человека, проникает в науки о самом человеке и обществе. Но добиться такого миропонимания - чрезвычайно сложная задача.

Ведь не случайно академик РАН В.А. Коптюг замечает: «Всплеск в последнее время астрологии, парапсихологии и прочей псевдонаучной галиматьи также не может не сказаться на формировании сознания россиян, которым предстоит жить в XXI веке. Если мы хотим, чтобы представители общества действительно принадлежали к роду homo sapiens, то система образования должна на всех этапах содействовать развитию … мышления … и формированию духовного стержня».


наука, научный метод, научность знания


Наука как отрасль культуры, как рациональная сфера человеческой деятельности

В современной культуре наука занимает центральное место и представляет собой качественно новое явление цивилизации. Наука являет собой этап эволюции современной культуры, вобравшей в себя достижения всех культур земных цивилизации.

Под культурой понимают систему всех материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, т.е. все, что создано человеческим трудом в ходе истории. Процесс труда включает мышление, знания, волю и чувства человека. В широком смысле, культура – это все то, что создано человеком в ходе его исторического развития; совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей; способность человека производить, использовать и потреблять созданные им ценности.

Только материальные потребности людей не исчерпывают всех их потребностей, всегда востребована и духовность – потребность в знаниях, чувствах и ощущениях, воли, характера и т.д. За историю своего существования человеческая цивилизация создала религию и мораль, идеи и идеологии, философские системы; правовые и социальные институты; искусство и эстетические нормы; литературу, наконец, науку.

Условно весь духовный мир можно разделить на три части: религия, искусство, наука. Религия связана с понятием веры, т.е. для человека это «своего рода жизнеутверждение» в словах «в это я верю» (и не нуждаюсь ни в каких доказательствах правильности соответствия между моей мыслью и тем, о чем она).

Искусство отражает реальность в художественных образах, или для человека - «я чувствую». Здесь переживание истинности произведения искусства весьма субъективно. Если религиозные направления претендуют на создание целостной картины мироздания на основе нематериальных первопричин, то произведения искусства носят фрагментарный «точечный» характер, концентрируя внимание на сравнительно небольших эпизодах реальности, художественно всегда глубинной и сильной.


Наука представляет собой наиболее объективный способ познания мира. Объективность науки означает, что в ней удерживается доступное проверке многократными экспериментами, результаты, выведенные строгим логическим или математическим путем из экспериментов или аксиом, принимаемых без доказательств, и то, в чем удается убедить научную общественность. Все то, что не может быть доказано указанными выше способам, наука исключает из себя – но в этом и ее ограниченность, т.е. имеет свою сферу действия в огромных пластах духовной культуры, является частью культуры. В этой связи явная «необъективность» религии и искусства с позиций науки не умаляет их значимости для духовной культуры.

Духовная культура – это и мораль, право, мировоззрение, идеология.

Наука, можно сказать, духовная потребность современной цивилизации, ее настоящее достижение, после религии, искусства и правосознания.

Развитие и совершенствование духовного мира является одним из важнейших элементов смысла существования человека на Земле. Именно духовная культура «делает человека Человеком», не случайно на рубеже XXXXI вв. первостепенное значение для культуры стала приобретать ее антропная основа.

Наиболее сильны различия между культурами естественнонаучного и гуманитарного познания, до сих пор традиционно противопоставляются научные дисциплины естественнонаучных и социогуманитарных знаний. То есть в настоящее время существуют две основные научные культуры: естественнонаучная и гуманитарная.

Различие между двумя этими культурами сформулировал английский ученый и писатель Ч.П. Сноу (1905-1980) в работе «Две культуры» (1959): он «вынужден» был сформулировать альтернативу «двух культур» - научно-технической и художественно-гуманитарной, - по его мнению, разделенных настолько в современном мире, что представители каждой из них не понимают друг друга, а это негативно сказывается на развитии всей человеческой культуры.

С точки зрения современного естествознания естественнонаучная и гуманитарная культуры расцениваются как грани единого целого, и в актуальности они не уступают друг другу.

Естественные и гуманитарные науки различаются, прежде всего, объектами исследования. Естественные науки (физика, химия, биология, астрономия, геология и др.) изучают более простые объекты и повторяющиеся явления. Естествознание ориентировано на повторяющееся, общее и универсальное – это система знаний о природе (неорганической и органической природе Земли и Вселенной).

Гуманитарные науки связаны с человеком и человеческим обществом, т.е. изучают сложные, высокоупорядоченные структуры и гуманитарное познание ориентировано на специальное, особое или даже уникальное, это система знаний о позитивно значимых ценностях бытия человека, социальных слоев, государства, человечества.


Актуальная проблема современной науки состоит в выборе вектора развития: или на понимание человеком себя, и мира, его окружающего, или - на покорение природы.

В свое время Ф. Бэкон писал, что «истинной и закономерной целью наук должно быть обогащение жизни человека новыми открытиями и новым могуществом», Р. Декарт дополнил, - чтобы люди могли стать «хозяевами природы». Наука находится в процессе перманентного развития, (перманентных революций – выражение К. Поппера). И предугадать, в каком направлении она будет продвигаться и, какими будут следующие открытия, невозможно.

Слово «наука» в русском языке имеет очень широкое толкование. Наукой является физика, литературоведение, учение о сварке (недаром есть институты сварки), наукой является и искусство плетения лаптей (оборот "он постиг науку плетения", по-русски вполне допустим), а вот института по последней науке нет только потому, что это сейчас не актуально.

Считается, зарождение научного знания начало происходить в VIIV вв. до н.э. и связано с первыми научными школами Древней Греции. Первыми учеными-естествоиспытателями и философами были Фалес (624-547 до н.э.), Анаксимандр (610-546 до н.э.) и Анаксимен (585-525 до н.э.) представители милетской школы материалистического направления. Они впервые в истории познания поставили вопрос о материальном первоначале (субстанции) всего сущего: родоначальник греческой науки Фалес Милетский первоначалом мира считал воду, Анаксимандр – апейрон или неопределенную материю, Анаксимен – воздух.

Но в Древней Греции существовали и школы идеалистического толка: философ Платон (427-347 до н.э.) за первичное признавал мир вечных духовных сущностей, идей, а материальный мир вторичным. Сейчас к миру идей, вечных духовных сущностей можно отнести математические принципы и понятия.

Как полноценное социально-духовное образование, наука стала с XVII в., когда усилиями Г. Галилея и особенно И. Ньютона была создана первая естественнонаучная теория – механика (математические начала натуральной философии) и возникли первые научные сообщества.

Наука – это сфера целенаправленной деятельности научных сообществ как на получение объективных знаний о природе, обществе и самом человеке и их систематизацию в рамках информации, доступной человеку и обществу (главная цель), так и на разработку новых методов их получения.

Древняя Греция считается европейской родиной науки, именно там в V в. до н.э. возникла наука как доказательный вид знания, отличающийся от мифологического мышления. «Учеными» древнегреческих мыслителей сделал их интерес к самому процессу мышления, его логике и содержанию. Античная наука дала нам доныне непревзойденный образец законченной системы теоретического знания – геометрию Евклида. Кроме математической теории античная наука создала космологические модели (Аристарх Самосский), сформулировала ценные идеи целого ряда будущих наук – физики, биологии и т.д. Древнегреческая наука – это натурфилософия или философия природы, мало связанная с решением практических задач, она осуществила переход от мифологического знания к строгой системе логических доказательств.