ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2020
Просмотров: 439
Скачиваний: 4
Самое сложное переплетение эмпирического и теоретического уровней познания особенно характерно для наиболее продвинутых областей экспериментальной и теоретической физики. Но разделение, выделение уровней познания (эмпирического и теоретического) остается лишь ценным для учения о методологии научного познания.
Как заметил А. Эйнштейн: «Но с принципиальной точки зрения желание строить теорию только на наблюдаемых величинах совершенно нелепо. Потому что в действительности все ведь обстоит как раз наоборот. Только теория решает, что именно можно наблюдать».
Начиная с 60-х гг. XX в. американский философ и историк Томас Кун (1922-1996) – американский физик, философ и историк науки выдвинул концепцию, в соответствии с которой теория до тех пор остается принятой научным сообществом, пока не подвергается сомнению основная парадигма (установка, образ) научного исследования в данной области. Таким образом, в методологию науки было введено понятие – парадигма или образец. Парадигма разграничила нормальное состояние науки и кризисные моменты, когда целиком меняется научный подход и осуществляется научная революция.
Динамика науки была представлена Куном следующим образом: старая парадигма – нормальная стадия развития науки – революция в науке – новая парадигма.
В период стабильности господствует стойкая парадигма, но в ней всегда таятся некоторые проблемы, которые постепенно нарастают, вызывая кризис существующей парадигмы. Процесс создания парадигм и изменения их рассмотрен в книге Куна «Структура научных революций».
К парадигмам в истории науки Т. Кун причислял, например, аристотелевскую динамику, птолемеевскую астрономию, ньютоновскую механику и т.д. Смену парадигмы научного исследования, можно характеризовать как совершение научной революции.
Общий взгляд Куна на науку таков: научная деятельность заключается в основном в рутинном сборе данных и расширении нашего массива знаний, в умении предсказать нечто такое, что заставляет внезапно пересмотреть весь массив данных и увидеть его под новым углом зрения.
Согласно парадигмальной концепции научных революций Куна, парадигмы изменяются не на основании доводов разума, а в моменты прозрения мысли, перевороты в науке редки и внезапны.
Альтернативную модель развития науки предложил Имре Лакатос (1922-1974) – настоящая фамилия Липшиц – англ. математик, логик и философ, – в книге « Фальсификация и методология научно исследовательских программ». По его мнению, наука прогрессирует за счет исследовательских программ, направленных сугубо на решение возникающих проблем. В разработанной им концепция Методология научно-исследовательских программ развитие науки представляется как конкуренция научно-исследовательских программ. Если попперовская теория фальсификации предполагает отбрасывание гипотезы при появлении всего лишь одного противоречащего факта, т.е. теории непрерывно подвергаются испытаниям и могут быть фальсифицированы в любое время, и в не ожидании кризиса по Куну, за которым следует смена парадигмы, то концепция Лакатоса развитие науки связывает с реализацией исследовательских программ и «вытеснение» одной программы другой характеризуется также совершением научной революции. Изменения парадигмы по Лакатосу оказываются сугубо иррациональными, обусловленными выбором группы ученых, которые не в состоянии определить истинную причину перемен.
Согласно Лакатосу, прогресс осуществляется посредством научных программ, которые позволяют сопутствующих теориям меняться и тем самым влиять на «жесткое ядро» теорий каждой конкретной программы.
Приложение 4
Ценность в науке – параметр порядка нового качества
Ценность в науке – параметр порядка нового качества. Процессы оценки и оптимизации, как известно, играют в нашей жизни решающую роль. Каждый человек стремится повысить качество собственной жизни, промышленность стремится все время совершенствовать свою продукцию, государство старается нести ответственность за условия жизни своих граждан.
На Земле в ходе эволюции жизни и связанных с нею комплексных систем фундаментальное значение имели процессы селекции (отбора). Селекция в эволюционной системе всегда связана с оценкой и конкуренцией. Селекция – это отбор положительно оцененных видов в ходе конкурентной борьбы между различными видами. Конкуренция возникает в ситуации, когда все входящие в систему виды (подсистемы) оказываются принципиально способны к существованию в данных условиях и преследуют общую цель, которая не для всех достижима в равной степени. Когерентный процесс в таких условиях приводит к выходу из борьбы и исчезновения одного или нескольких видов (подсистем). Конкуренция приводит к селекции, т.е. к отбору, но процессу отбора предшествует процесс оценки. По Ч. Дарвину, в конкурентной борьбе выживает наиболее приспособленный вид. Важнейшим новым понятием в теории естественного отбора является понятие «ценности» или «приспособляемости».
Понятие ценности впервые введено в XVIII в. Адамом Смитом при разработке экономической теории. Фундаментальные идеи А. Смита были впоследствии развиты Риккардо, Марксом, Шумпетером и др. В ином контексте идея «ценности» была использована Мальтусом. С середины XIX в. идея «ценности» нашла применение в биологии благодаря трудам Ч. Дарвина, Уоллеса, Геккеля, Спенсера и др.
Ценность есть нефизическое свойство вида (подсистемы) в динамическом смысле. Ценность выражает сущность биологических, экологических, экономических и социальных взаимодействий в контексте динамики системы в целом.
Понятие ценности занимает важное место и в современной теории информации.
Но для разных научных дисциплин характерны общие черты определения понятия ценности:
1. Ценность является свойством всей системы и не может считаться свойством отдельного, изолированного элемента. Целое в этом смысле есть нечто большее, нежели сумма составляющих его частей.
2. Ценность имеет решающее значение для структуры и динамики эволюционной системы. Характерной особенностью ценности является конкурентная борьба между элементами системы и осуществляемый в ходе такой борьбы отбор.
3. Динамика систем с оценкой необратимо и неразрывно связана с определенными экстремальными принципами. Экстремальные принципы могут быть связаны со скалярными функциями и полными дифференциалами только в особых случаях; как правило же, они носят ярко выраженный комплексный характер и определяются большим числом критериев.
С оценкой ассоциируют следующие три функции: а) регулирующая функция, б) дифференцирующая функция, в) стимулирующая функция.
Процессы оценки и оптимизации имели важнейшее значение для возникновения жизни и сопряженной с этим обработки информации. Данный факт подтверждается рядом наблюдений за поведением моделируемых систем (исследования, проводимые школой М. Эйгена). Все это должно подвести к новому пониманию природы мироздания. На основании естественнонаучных исследований становится ясно, что самоорганизация при соответствующих условиях может служить фундаментом для протекания процессов оценки, оптимизации и дальнейшего повышения уровня сложности систем.
Сегодня много усилий ученые прикладывают к тому, чтобы постичь глубинный смысл, содержащийся в понятии «ценность информации». По мнению основателя синергетики Г. Хакена, более точная формулировка понятия «ценность информации» требует моделирования динамики поведения получателя информации.
Но до сих пор проблемным остается высказывание знаменитого философа Людвига Витгенштейна (1889-1951), автора всемирно известного «Логико-философского трактата»: в мире «нет ценности, а если бы она была, то не имела бы ценности» (Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.1. М.: Гнозис, 1994).
По Витгенштейну, наука должна иметь дело с фактами, а не с ценностями.