Файл: Система защиты коммерческой тайны малого коммерческого предприятия (КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА: ПОНЯТИЕ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принятие в 2004 г. Федерального закона «О коммерческой тайне» позволило ряду исследователей сделать вывод о том, что ноу-хау является разновидностью информации, составляющей коммерческую тайну [4]. Данный вывод вытекал из закрепленного в указанном нормативном правовом акте определения информации, составляющей коммерческую тайну, как научно- технической, технологической, производственной, финансово-экономической или иной информации (в т.ч. составляющей секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании, и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны[4].

Вместе с тем на данном этапе правового регулирования общественных отношений в сфере оборота и охраны конфиденциальной информации существенных затруднений в определении места информации, составляющей коммерческую тайну, в системе объектов гражданских прав не возникало. Статья 128 Гражданского кодекса РФ (в редакции до 1 января 2008 г.) прямо закрепляла информацию в числе объектов гражданских прав.

Очередной всплеск дискуссии о соотношении ноу-хау и коммерческой тайны был вызван принятием в 2006 г. четвертой части Гражданского кодекса РФ и приведением в соответствии с ним ФЗ «О коммерческой тайне». Несмотря на то, что понятия ноу-хау и коммерческая тайна были законодателем разведены (согласно четвертой части Гражданского кодекса РФ ноу-хау (секрет производства) стал рассматриваться в качестве объекта интеллектуальной собственности, в то время как коммерческая тайна была определена как режим конфиденциальности информации), определенное недоумение стало вызывать определение информации, составляющей коммерческую тайну: оно буквально дословно повторяло определение секрета производства (ноу-хау), сформулированное в ст. 1465 Гражданского кодекса РФ.

Как правило, исследователи отмечали, что секреты производства (ноу-хау) и информация, составляющая коммерческую тайну, равноценны в своем содержании[5].

Однако некоторые исследователи, проведя тщательный анализ и грамматическое толкование текста Федерального закона «О коммерческой тайне», пришли к выводу, что субъектами прав на информацию, составляющую коммерческую тайну, являются лишь субъекты предпринимательской деятельности[6]. Исходя из этого, в качестве основного критерия разграничения информации, составляющей коммерческую тайну, и сведений, составляющих секреты производства (ноу-хау), предлагается использовать субъектный состав. Хотя при таком подходе, как отмечает О.А. Потрашкова, «отношения по поводу сведений, составляющих секреты производства с участием лиц, не являющихся предпринимателями, оказываются вне области регулирования законодательства о коммерческой тайне, а требование статьи 1465 о необходимости введения режима коммерческой тайны в этом случае становится излишним». Вместе с тем К.Е. Амелина указывает, что «в содержании прав на ноу-хау не может существовать никаких существенных отличий от содержания прав обладателей коммерческой тайны»[7].


Представляется, что подобный вывод о разграничении ноу-хау и информации, составляющей коммерческую тайну, стал возможен из-за недоработки законодателя, выразившейся в отсутствии положений, посвященных субъектному составу права на секреты производства.

Таким образом, с 1 января 2008 г. информация, составляющая коммерческую тайну, отождествлялась с таким объектом интеллектуальной собственности, как секрет производства (ноу-хау). Следовательно, в системе объектов гражданских прав информацию, составляющую коммерческую тайну, следовало относить к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации.

Однако последние изменения гражданского законодательства, в т.ч. и законодательства об интеллектуальной собственности, позволяют сделать вывод о том, что вопрос о соотношении секретов производства (ноу-хау) и информации, составляющей коммерческую тайну, с 1 октября 2014 г. решается иным образом. Законодатель отказался рассматривать данные понятия в качестве синонимов, что с очевидностью вытекает из анализа ст. 3 и 4 Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Во-первых, секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера о результатах интеллектуальной деятельности только в научно-технической сфере, в то время как информация, составляющая коммерческую тайну, представляет собой сведения любого характера, в т.ч. о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере.

Во-вторых, новая редакция ст. 1465 ГК РФ закрепляет правило о том, что обеспечение конфиденциальности сведений, составляющих секрет производства (ноу-хау), может осуществляться не только путем установления режима коммерческой тайны, но и иными разумными мерами.

В-третьих, в качестве еще одного критерия разграничения ноу-хау и информации, составляющей коммерческую тайну, некоторые исследователи называют все ту же правовую природу данных объектов[8]. В частности, речь идет о том, что ноу-хау является результатом интеллектуальной деятельности, а информация, составляющая коммерческую тайну, - нет.

Таким образом, правовой статус информации, составляющей коммерческую тайну как объекта гражданских прав, в системе современного гражданского законодательства также ясно не определен. С одной стороны, ст. 128 Гражданского кодекса РФ такого объекта, как информация, не содержит с 2008 г., с другой стороны, Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в ст. 5 закрепляет положение о том, что информация может являться объектом гражданских прав. Следовательно, вопрос о том, может ли информация, составляющая коммерческую тайну, выступать в качестве объекта гражданских прав, с точки зрения действующего гражданского законодательства остается открытым.


В силу вышеизложенного представляется необходимым закрепить в ст. 128 Гражданского кодекса РФ в качестве самостоятельного объекта гражданских прав конфиденциальную информацию (в т.ч. информацию, составляющую коммерческую тайну, однако при этом из ее определения следует исключить указание на сведения любого характера о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, что позволит решить вопрос о разграничении секретов производства (ноу-хау) как объекта интеллектуальной собственности и информации, составляющей коммерческую тайну, как самостоятельного объекта гражданских правоотношений).

ГЛАВА 2 СВЕДЕНИЯ СОСТАВЛЯЮЩИХ КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ

2.1 Задачи разработки перечня сведений, составляющих коммерческую тайну

Разрабатываемый перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, решает целый ряд задач.

Во-первых, он служит для выделения информации, которую необходимо защищать, из всей совокупности документов организации или предприятия. Тем самым происходит закрепления факта отнесения выделенной информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну предприятия.

Во-вторых, в разработанном перечне могут быть установлены различные грифы конфиденциальности сведений, что позволит осуществлять доступ к определенной информации только определенным лицам, которые имеют соответствующее право доступа и которым это необходимо по работе.

В-третьих, перечень позволяет устанавливать конкретный срок действия конфиденциальности информации для каждого отдельного защищаемого документа.

В-четвертых, такой перечень предназначен для определения состава служащих предприятия, которые получили доступ к работе с определенными защищаемыми сведениями и их носителями, а также регулирования правил их работы.

И, наконец, в-пятых, перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, может использоваться в качестве доказательства при судебных разбирательствах, посвященных рассмотрению дел о разглашении коммерческой тайны[9].


После определения основных задач разработки перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, необходимо выяснить, какие сведения нельзя отнести к коммерческой тайне, а какие — можно. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Если бы не существовало никаких ограничений на то, какую информацию можно отнести к коммерческой тайне, то организации и предприятия в перечень таких сведений включали информацию, способствующую уклонению от уплаты налогов, сокрытию фактов нанесения ущерба здоровью людей, а также сокрытию других противозаконных действий. Можно выделить несколько групп ограничений на отнесение информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну. Во-первых, информация, составляющая государственную тайну, не может быть отнесена к коммерческой тайне.

Об этом говорится в части 3 статьи 1 ФЗ № 98: «Положения настоящего Федерального закона не распространяются на сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне, в отношении которой применяются положения законодательства Российской Федерации о государственной тайне»[10].

Во-вторых, сведениями, составляющими коммерческую тайну, не могут являться общедоступные сведения, предназначенные для предотвращения нанесения ущерба законным интересам государства, физических или юридических лиц, а также для предупреждения сокрытия правонарушений. В-третьих, не имеет смысла относить к коммерческой тайне сведения, затраты на защиту которых превышают возможные потери в случае разглашения этой информации. Это ограничение не закреплено законодательством и носит лишь рекомендательный характер[11]. Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, содержится в статье 5 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»[12].

2.2 Сведения, которые могут составлять коммерческую тайну

Сведения, которые могут составлять коммерческую тайну, должны являться либо собственностью предприятия, либо совместной, оформленной соответствующими договорами собственностью с другими организациями или лицами. Только в таком случае эти сведения имеют коммерческую ценность и могут продаваться. В различной литературе существует множество различных вариантов перечней сведений, составляющих коммерческую тайну. Однако в таких перечнях не учитывается область деятельности предприятия, особенности его работы. Такие перечни можно использовать лишь в ознакомительных целях, но не для применения на практике, т. к. информации, относимая к коммерческой тайне, определяется исходя из множества факторов. К таким факторам можно отнести тип организации, сферу его деятельности, используемые в производстве технологии, объем продукции, особенности поставщиков, интересы конкурентов и другие. Таким образом, перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, должен устанавливаться и изменяться индивидуально на уровне их обладателя[13].


2.3 Формирование рабочей группы для разработки перечня сведений, составляющих коммерческую тайну

Согласно статье 4 ФЗ № 98, право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений настоящего Федерального закона[14]. В действительности над разработкой перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, работают сотрудники юридического отдела, отдела кадров или службы безопасности организации. Наилучшим решением является их совместное участие в разработке перечня. Для этого издается приказ руководителя организации о создании комиссии из 4–5 специалистов основных подразделений и представителей службы безопасности. В такую рабочую группу могут входить сотрудники, которые могут быть ознакомлены как с деятельностью всей организации, так и с работой ее отдельных подразделений.

В комиссию желательно включить специалистов, обладающих следующими навыками:

- сотрудника, обладающего информацией о конкурирующих организациях, свободно владеющего финансовыми вопросами и знающего особенности рынка;

- сотрудника, полностью знающего систему организации работы предприятия и ее особенности;

- специалиста по вопросам заключения договоров и контрактов, а также по связям с другими организациями;

- сотрудника, владеющего полной информацией о выпускаемой продукции, особенностях ее технологического цикла проектирования и производства продукции, а также о прохождении всех видов информации.

В комиссии должны быть руководящие специалисты, которые владеют всей информацией, которая может быть отнесена к коммерческой тайне. Достаточно, чтобы хотя бы один из сотрудников обладал подробными знаниями по определенному рассматриваемому вопросу, а другие члены рабочей группы представляли себе только его общий характер. Это делает работу комиссии более эффективной и исключит риски распространения коммерческой тайны[15].

Порядок разработки перечня сведений, составляющих коммерческую тайну