ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.07.2020
Просмотров: 455
Скачиваний: 3
Тематика выпускных квалификационных работ (далее – ВКР) ежегодно составляется выпускающими кафедрами на основании квалификационных характеристик специалистов. Тематика ВКР должна быть актуальной, конкретной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки и практики, проблематике научных исследований выпускающих кафедр. Темы ВКР определяются выпускающими кафедрами и доводятся до сведения студентов и слушателей в конце учебного года, предшествующего выпускному. Тематика ВКР не должна повторяться в течение 5 лет.
Студентам предоставляется право выбора ВКР. Студент может предложить для ВКР свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.
Закрепление за студентом темы ВКР осуществляется по его личному заявлению. Тема должна быть согласована с научным руководителем и утверждена на заседании кафедры. Кафедра имеет право на изменение темы ВКР и назначение нового научного руководителя.
По представлению выпускающей кафедры тема ВКР утверждается приказом ректора ПГУ имени М.В.Ломоносова не менее чем за 6 месяцев до государственной аттестации.
К руководству выпускными квалификационными работами привлекаются ведущие преподаватели кафедр Института.
В случае необходимости кафедра имеет право приглашать консультанта по отдельным разделам ВКР (за счет лимита времени, отведенного на руководство работой – 26 часов).
В соответствии с темой ВКР научный руководитель:
-
выдает студенту (слушателю) задание по сбору материалов по работе;
-
оказывает студенту помощь в разработке календарного графика работы на весь период выполнения ВКР;
-
рекомендует студенту необходимую основную литературу, справочные и архивные материалы и другие источники по теме;
-
проводит систематические консультации. Дни и часы консультаций устанавливаются и доводятся до сведения студентов;
-
проверяет выполнение работы по частям и в целом.
Выпускная квалификационная работа выполняется студентом самостоятельно. Студент несет ответственность за решения, выводы, правильность всех данных, представленных в работе.
По решению выпускающей кафедры студентам (слушателям) может быть предложено пройти предзащиту (получить предварительный отзыв) ВКР на заседании кафедры, не позднее, чем за 1 месяц до официальной защиты. По результатам предзащиты кафедра имеет право выйти с предложением об уточнении темы ВКР.
В том случае, если не получен положительный отзыв научного руководителя или заведующий выпускающей кафедрой не считает возможным допустить к защите ВКР, студент имеет право на защиту ВКР в ГАК при условии двух положительных внешних рецензий от специалистов по избранной теме.
В случае, если выпускная квалификационная работа не подготовлена в установленные сроки или по решению кафедры не может быть представлена к защите как не удовлетворяющая предъявляемым к ней требованиям, что зафиксировано в протоколе заседания кафедры, за студентом (слушателем) остается право защиты выпускной квалификационной работы в текущем календарном году (в сроки работы ГАК).
По представлению выпускающей кафедры, допущенная к защите ВКР направляется зам. директора Института управления и регионологии по учебной работе на внешнюю рецензию не позднее, чем за 10 дней до защиты. Рецензенты в пятидневный срок знакомятся с работой и представляют кафедре письменную рецензию. Рецензия должна быть заверена печатью организации, которую представляет рецензент.
1.2.2. Сроки выполнения и представления работы
За период обучения студенты и слушатели Института должны подготовить и защитить несколько курсовых работ согласно учебного плана. Работа выполняется по одному из предметов учебного плана, предусмотренных для выполнения курсовых работ. Студенты и слушатели должны определиться с предметом, по которому будет выполняться работа (из перечня предметов, предусмотренных учебным планом), а также с темой работы в начале семестра, в котором работа должна быть защищена. Тема и структура работы, должна быть согласована с научным руководителем.
Студенты сами выбирают тему своей работы, ориентируясь на содержание учебных программ, тематику научных исследований преподавателей Института, а также на собственные интересы и возможности реализации задуманного проекта. При этом надо иметь в виду, что курсовая работа должна способствовать созданию необходимого задела для написания выпускной квалификационной работы (дипломного проекта). Окончательное утверждение темы и назначение научных руководителей осуществляется профильной кафедрой. В случае необходимости кафедрой могут быть назначены консультанты.
Первый вариант полностью написанной работы передается научному руководителю не позднее чем за 15 дней до ее защиты.
Тема выпускной квалификационной работы (дипломного проекта) также выбирается студентами и слушателями самостоятельно и утверждается выпускающей кафедрой не позднее чем за шесть месяцев до защиты. Кафедра также утверждает научных руководителей дипломного проекта. Полностью подготовленный дипломный проект передается научному руководителю не позднее чем за 2 недели до дня ее защиты.
Выпускные квалификационные работы, выполненные по завершении программы высшего профессионального образования, подлежат обязательному рецензированию. Как правило, рецензент не должен быть преподавателем Института.
1.2.3. Порядок подготовки работы
Работа над курсовой или выпускной квалификационной работой не должна откладываться на последние дни. Относиться к ней надлежит со всей ответственностью и добросовестностью. Только систематический, правильно спланированный и организованный труд позволит добиться хорошего результата точно к установленному сроку.
Порядок подготовки работы обычно включает следующие основные этапы:
-
Определить для себя общее направление исследования.
-
Вместе с научным руководителем выбрать те аспекты проблемы, анализ которых составит главное содержание работы, т.е. уточнить тему и составить примерный план.
-
Подбор литературы. Руководствуясь целями, отраженными в плане, следует приступить к подбору литературы. При этом одинаково важно как прислушиваться к советам научного руководителя, так и проявлять должную самостоятельность. Не существует единственного открытого источника, в котором студент мог бы найти полную библиографию по интересующей его проблеме. Появление новых публикаций — непрерывный процесс, за которым следует научиться постоянно следить.
Подбор литературы является ответственным этапом написания любой научной работы, требующим определенных усилий. В составлении библиографии большую помощь могут оказать систематические каталоги и специальные обзоры новой литературы научных библиотек, планы издательств, периодические информационные издания, реферативные сборники и т. п. Необходимо самостоятельно ознакомиться с публикациями в специальных журналах.
Огромное количество материалов можно найти на соответствующих сайтах в сети Интернет.
Данный этап завершается составлением библиографии — списка публикаций по выбранной теме, с которыми надлежит ознакомиться.
-
Изучение литературы. Работу на этом этапе целесообразно сопровождать записями в той или иной форме, фиксирующими главную мысль и систему доказательств автора, выполнением ксерокопий заслуживающего внимания статистического и фактологического материала с соответствующими пометками, составлением кратких аннотаций просмотренных источников аннотаций просмотренных источников. Подобные усилия значительно облегчают дальнейшую работу, делают ненужными обращение по несколько раз к одному и тому же источнику информации.
-
Если подготовка работы предусматривает этап самостоятельного сбора первичного фактологического материала (например, проведение маркетингового исследования), то необходимо детально продумать, в какой информации действительно нуждается автор и как ее получить.
-
Выбор методов оценки и обработки информации, включая выбор количественных методов обработки информации.
-
Составление развернутого плана. В процессе изучения литературы и самостоятельного осмысления проблемы первоначальный план может подвергнуться необходимым уточнениям, дополнениям, а тема — сужена и скорректирована. Перед тем, как перейти к написанию текста, следует досконально продумать логику изложения, систему аргументов для доказательства главной мысли. Этот этап заканчивается формулировкой основных тезисов.
-
Написание полного текстового варианта работы. Здесь необходимо учесть ряд важных моментов.
Во-первых, не допускать дословного копирования, переписывания прочитанной литературы. Изложение должно вестись самостоятельно, своими словами и свидетельствовать о том, что автор разобрался в сути рассматриваемых вопросов, имеет свою точку зрения и умеет ее изложить так, чтобы было понятно другим. Это не исключает возможности цитирования, но каждая цитата должна соответствующим образом оформляться с указанием источника.
Во-вторых, каждый, приводимый автором факт, (цифра, таблица, описание практического приема и т.п.) должен иметь ссылку, в которой указывается источник, из которого он заимствован. Если данный пример принадлежит автору, то указывается, на основании каких данных производился расчет, или какую практическую ситуацию он обобщает.
В-третьих, следует избегать двух крайностей: с одной стороны, отвлеченного теоретизирования, оторванности от реальной жизни и возможностей практического использования теоретических положений, с другой — простой констатации фактов без должного их осмысления.
В-четвертых, изложение должно вестись грамотным языком, без стилистических и логических ошибок.
В-пятых, примечания (ссылки), ссылки на различные источники оформляются в соответствии с существующими правилами.
-
Подготовка чистового варианта работы. Окончательный вариант работы готовится после прочтения первого варианта научным руководителем и внесения необходимых исправлений.
1.2.4. Структура и содержание работы
Правильно оформленная работа должна включать в себя:
1. Титульный лист
2. План (оглавление)
3. Введение
4. Основную часть
5. Заключение
6. Список использованной литературы (список использованных источников и литературы)
7. Приложение (я).
Титульный лист и план выполняются на двух первых листах работы по определенной форме (см. приложения).
Во введении отражаются следующие основные моменты:
* общая формулировка проблемы, которой посвящена работа;
* теоретическое и практическое значение выбранной темы, ее актуальность;
* степень разработанности проблемы;
* конкретные цели и задали исследования, поставленные автором;
* объяснение того, как автор намеревается решать поставленные задачи, обоснование логической последовательности раскрываемых вопросов, общего порядка исследования и структуры работы;
* использованные в работе источники информации.
Введение должно быть кратким (3-5 страниц в зависимости от объема всей работы) и четким. Объем введения не должен превышать 10% от общего объема курсовой (выпускной квалификационной) работы Его не следует перегружать общими фразами. При оценке того, насколько автор справился с работой, основное внимание обращается на то, насколько он сумел реализовать цели, которые заявлены им во введении.
Основная часть состоит из глав, которые могут делиться на параграфы, а параграфы, в свою очередь, - на пункты. Если автор решил разделить какую-либо главу на параграфы, то последних должно быть не менее двух. Не следует перегружать план работы. В курсовой работе реально рассмотреть две, максимум — три главы (в выпускной квалификационной работе – максимум четыре главы). Названия глав и параграфов должны быть четкими и отражать содержание. Названия не должны повторяться. Одна из глав не может быть названа также как работа в целом (в противном случае наличие других глав становится излишним).
В заключении следует четко сформулировать основные выводы, к которым пришел автор. Выводы должны быть краткими и органически вытекать из содержания работы. Разрешается повторить основные выводы соответствующих глав, но при этом более эффективно стремиться сделать некоторые обобщения по результатам проведенного исследования в целом. Не следует в заключении касаться вопросов, которые выходят за рамки того, что было реально рассмотрено в работе. Необходимо дать оценку эффективности исследования, указать на уже имеющиеся формы внедрения (если они имеют место), на то, где и как обсуждались материалы работы, какая им дана оценка.
Объем заключения не должен превышать 5-10% от общего объема работы.
Список использованной литературы (список использованных источников и литературы) оформляется по установленному порядку (см. приложение). Он включает и себя все источники и литературу, на которую есть ссылки в тексте, а также те важнейшие источники, которые были так или иначе были использованы, хотя и не приведены в ссылках и примечаниях.
Приложения. Этот элемент структуры работы не является обязательным. Приложения целесообразно включать в том случае, когда автор использовал относительно большое количество громоздких таблиц, статистического материала. В приложениях могут приводиться различного рода исторические справки, нормативные документы и т.д.
Такой материал, помещенный непосредственно в основную часть, затруднил бы чтение работы. Обычно в тексте достаточно лишь сослаться на подобную информацию, включенную в приложение. Приложения, приводимые автором, должны иметь функциональный характер, т.е. непосредственно вытекать из содержания заявленной темы. В противном случае приложение будет диссонировать с содержанием работы и лишь затруднит ее восприятие.
Кроме того, дипломный проект (выпускная квалификационная работа) должна содержать последний лист работы. Образец его оформления приведен в Приложении 2.4.
Последний лист дипломного проекта нумеруется в обычном порядке при сквозной нумерации страниц работы и заполняется его автором.
1.2.5. Порядок защиты курсовой и выпускной квалификационной работы
Защита курсовой работы и выставление оценки
После получения окончательного варианта работы научный руководитель готовит свое заключение и выставляет предварительную оценку. Окончательная оценка выставляется студенту (слушателю) по результатам публичной защиты работы па открытом заседании специально созданной аттестационной комиссии. Во время защиты автор должен за 5 – 7 минут устно изложить основные результаты проведенного исследования и ответить на вопросы членов комиссии, а также присутствующих студентов и преподавателей.
Основные критерии оценки курсовой работы вытекают из предъявляемых к ней требований. Такими критериями являются:
-
глубина анализа, умение разобраться в затронутых проблемах;
-
самостоятельность, творческий подход к рассматриваемой проблеме, умение доказывать свою точку зрения и предложить авторское решение;
-
взаимосвязь теоретической и практической стороны исследования, использование новейшего статистического и фактологического материала;
-
полнота решения задач, поставленных автором;
-
грамотность, логичность в изложении материала;
-
качество оформления.
Итоговая оценка выставляется на основе предварительной оценки научного руководителя и оценки результатов защиты с комиссией. Итоговая оценка может не совпадать с предварительной оценкой руководителя.