Файл: Фирменное наименование и его гражданско-правовая охрана (Ответственность за нарушения исключительных прав).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При указанных обстоятельствах ответчик приобрел исключительное право на коммерческое обозначение, включающее спорный словесный элемент, на определенной территории.

Если сравнивать это дело с предыдущим, можно сделать вывод, что важным для субъектов права является правильно определить охраняемые элементы обозначений и правильно оформить исключительное право, чтобы не возникало судебных споров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в России, как и в других странах мира, средства индивидуализации являются связывающим звеном между изготовителем и покупателем, промышленностью и торговлей, производителем и потребителем. Средства индивидуализации способствуют обороноспособности товаров и являются в какой-то степени рекламой.

Проведенное исследование позволяет прийти к следующим выводам.

Совершенствование механизма защиты интеллектуальных прав обусловлено неэффективностью некоторых предусмотренных в российском законодательстве способов их защиты, развитием информационных технологий, вступлением России в ВТО, реформированием гражданского законодательства в целом.

Способы правовой защиты интеллектуальных прав обусловлены их правовой природой. Право на вознаграждение может являться либо частью исключительного права, либо иным интеллектуальным правом, что обусловливает применение различных способов защиты при нарушении права на вознаграждение.

Право на вознаграждение за служебный результат интеллектуальной деятельности является иным интеллектуальным правом.

В анализируемом нами законопроекте неодинаково определяются признаки данного права применительно к разным результатам интеллектуальной деятельности.

Наблюдается тенденция возрастания роли мер самозащиты, носящих технический характер, в масштабе мирового сообщества.

Расширяется сфера применения компенсации как способа защиты исключительного права. По российскому законодательству данный способ защиты применяется при нарушении исключительного права на произведения, объекты смежных прав, товарные знаки, наименования мест происхождения товара. В законопроекте предлагается применять данный способ защиты и при нарушении исключительного права на объекты патентных прав.

Расширяются основания для применения такого способа защиты, как компенсация. По действующему законодательству компенсация применяется как за нарушение исключительного права, так и за обход технологических средств и искажение информации об авторском праве и о смежных правах.


В законопроекте предлагается применять вышеуказанный способ защиты и при других обстоятельствах, создающих условия для нарушения исключительного права.

Вводится дифференциация мер гражданско-правовой ответственности на два вида. К первому относятся компенсация морального вреда, ликвидация юридического лица или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, меры ответственности информационного посредника; ко второму - возмещение убытков, выплата компенсации за нарушение исключительного права, изъятие из оборота и уничтожение за счет нарушителя оборудования, прочих устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав.

Такая дифференциация тесно связана с составом условий, при наличии которых меры ответственности могут применяться к лицу, отвечающему за нарушение исключительного права.

Существует необходимость разработки эффективного механизма защиты интеллектуальных прав в сети Интернет.

Активно развивающиеся в Российской Федерации предпринимательские отношения высветили ряд серьезных проблем, которые требуют своего решения. Они, в частности, касаются:

- процесса создания и функционирования средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг;

- регистрационного режима фирменного наименования;

Предложения по совершенствованию законодательства заключаются в следующем:

1. В КоАП РФ и других законодательных актах не содержатся нормы о средствах защиты исключительного права на фирменное наименование, в связи с чем правообладателям приходится использовать средства самозащиты и включать фирменное наименование в товарный знак или другие средства индивидуализации.

Необходимо дополнить КоАП РФ мерой ответственности за правонарушения, связанные с незаконным использованием чужого фирменного наименования или незаконным использованием в фирменном наименовании чужого товарного знака, знака обслуживания или коммерческого обозначения.

2. Внести изменения в п. 3 ст. 1484 Гражданского кодекса РФ, а именно исключить слова «в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров» и изложить ее в следующей редакции: «никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения».

В этом случае также потребуется внесение соответствующих изменений в ст. 1483 Гражданского кодекса РФ, устанавливающую основания для отказа в государственной регистрации товарного знака.


3. Представляется целесообразным внести изменения в ст. 14.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях и в ст. 180 Уголовного кодекса РФ, исключив из текста указанных норм права слова «для однородных товаров» как условие наступления административной либо уголовной ответственности соответственно за незаконное использование чужого товарного знака.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

1. Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г) // Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. – № 31. – Ст. 4398. 

2. Парижская конвенция по охране промышленной собственности заключена в г. Париже 20.03.1883 (ред. от 02.10.1979) // Закон. – 1999. – №7. – С.11-39.

3. Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. ФЗ от 06.04.2015) //Собрание законодательства РФ. − 1994. − № 32. − Ст. 3301.

4. Гражданский кодекс РФ (часть 2) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. ФЗ от 06.04.2015) //Собрание законодательства РФ. − 1996. − № 5. − Ст. 410.

5. Гражданский кодекс РФ (часть 3) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. ФЗ от 05.05.2014) //Собрание законодательства РФ. − 2001. − № 49. − Ст. 4552.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. ФЗ от 08.06.2015) //Собрание законодательства РФ. − 2002. − № 1. − Ст. 1.

7. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. ФЗ от 08.03.2015) //Собрание законодательства РФ. − 2001. − № 49. − Ст. 4552.

8. Федеральный закон РФ №129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 30.03.2015, с изм. от 18.05.2015) // Собрание Законодательства РФ. − 2001. − № 33. − Ст. 3431.

9. Федеральный закон РФ №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (ред. от 21.07.2014) // Собрание Законодательства РФ. − 2006. − № 31. − Ст. 3434.

10. Приказ Роспатента от 17.03.2000 № 38 (ред. от 05.03.2004) «Об утверждении Правил признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2000. – №23. – С.17-29.

11. Приказ Роспатента от 05.03.2003 № 32 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2003. – № 23. – С.33-41.


12. Приказ Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 31.12.2009 г. № 198 «Методические рекомендации по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2009. – №23. – С. 35-46.

13. Приказ Российского агентства по патентам и товарным знакам от 5.03.2003 г. № 32 «Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания» // Российская газета. – 2003. – № 63.

14. Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик от 8.12.1961 года // Ведомости СНД и ВС СССР. – 1961. – № 50. – Ст. 525. (утратили силу).

ЛИТЕРАТУРА

15. Алексеев, С.С. Гражданское право: учебник / С.С. Алексеева. –М.: «Проспект», 2012.

16. Белов, В.В. Интеллектуальная собственность: Законодательство и практика его применения: учебное пособие. / В.В.Белов. – М.: «Проспект», 2011.

17. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. – СПб. Норинт, 2011.

18. Борисов, В.Ю. Информационный век и защита прав на товарные знаки / В.Ю.Борисов // Юрист. – 2010. – №4. – С.12-16.

19. Болотин, С. Защита интеллектуальных прав на средства индивидуализации /С. Болотин. – М: «LАP Lаmbert Аcаdemic», 2014.

20. Булаевский, Б.А. Применение презумпций в регулировании отношений по поводу результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации / Б.А.Булаевский // Журнал российского права. – 2012. – №5. – С.69-76.

21. Бычков, А.И. Регистрация товарного знака как злоупотребление правом / А.И. Бычков // ЭЖ-Юрист. – 2014. – № 31. – С.33-45.

22. Вайпан В. Новое регулирование охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности / В. Вайпан // Право и экономика. – 2013. – № 1. – С. 7 – 8.

23. Васильева, Г.А. Маркетинг: учебное пособие / Г.А.Васильев, Т.А. Гайденко. – М.: Юнити-Дана, 2010.

24. Гаврилов, Э. Из практики Президиума ВАС РФ по вопросам охраны товарных знаков / Э. Гаврилов // Хозяйство и право. – 2013. – № 4. – С. 61-62.

25. Гаврилов, Э.П. Комментарий к Закону РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». / Э.П.Гаврилов. – М.: «Экзамен», 2012.

26. Горленко, С.А. Товарный знак: принципы использования / С.А.Горленко // Патенты и лицензии. – 2008. – № 5. – С. 14-16.

27. Гражданское право. В 3 томах. Том 2. / Ю. Толстой, Н. Рассказова. – М.: Проспект, 2013.

28. Гражданское право: В 4 т. Том 1: Общая часть / Отв. ред. Е. А. Суханов, 3-е издание. –М: «Волтерс Клувер», 2010.


29. Гражданское право. В 3-х томах / под ред. Сергеева А.П. – М.: «РГ-Пресс». 2011.

30. Дайксель, А. Товарные знаки в Европе и России. / А.Дайксель. – М.: «Славия», 2012.

31. Дозорцев, В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации / В.А. Дозорцев – М.: НОРМА, 2013.

32. Дюкина, В. Проблемные вопросы защиты товарного знака от незаконного использования / В.Дюкина //Бизнес и закон. – 2008. – №2. – С.8 – 12.

33. Золотарев, Б.Ю. Из истории правовой охраны товарных знаков в СССР (Отечественное законодательство и практика 20-30 годов) / Б.Ю. Золотарев // Вопросы изобретательства. – 1967. – № 10. – С. 15-19.

34. Лиджеева, К.В. Средства индивидуализации и их правовая охрана / К.В. Лиджеева // Право и политика. – 2012. – № 4. – С. 80

35. Махонина, Л. Исключительные права. Особенности договора / Л. Махонина // ЭЖ-Юрист. – 2012. – №22. – С.31–36.

36. Маслова, Т.Д. Маркетинг / Т.Д. Маслова, С.Г. Божук, Л.Н. Ковалик. – СПб: «Питер», 2010.

37. Невская, М.А. Авторское право / М.А.Невская. – М: « Проспект», 2010.

38. Овечкина, О.М. Основы маркетинга: учебное пособие / О.М. Овечкина – М.: «Проспект», 2010.

39. Пирогова, В.В. Товарный знак в международном торговом обороте. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности / В.В. Пирогова // Юрист. – 2012. – № 3. – С.17–23.

40. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации: Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный) / Е. А. Моргунова, В. В. Погуляев, Н. П. Корчагина. – М: «Юстицинформ», 2010.

41. Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. I: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права / Отв. ред. Е.А. Суханов. – М.: Статут, 2011.

42. Российское гражданское право: учебник: В 2 т. Т. II: Обязательственное право / Отв. ред. Е.А. Суханов. – М.: «Статут», 2010.

43. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами / под ред. Ю.В. Котлярова. – М.: Юридическая литература, 1978.

44. Скрябов, А.П. Правовая защита товарного знака / А.П. Скрябов // Право. – 2013. – №4. – С.19–23.

45. Статистические показатели о работе Арбитражных судов Российской Федерации за 2014 год // Вестник ВАС РФ. − 2013. − № 11. – С.28–39.

46. Тимошин,  Б.М. Правовая природа товарного знака / Б.М.Тимошин // Адвокат. – 2013. – №5. – С.25–31.

47. Трегубова, Е.В. Дозволения и запреты как методы (средства) административного регулирования в российском праве / Е.В. Трегубова // Административное и муниципальное право. – 2013. – № 12. – С. 86–95.