Файл: Оперативно-розыскная деятельность и права граждан.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 1 Оперативно-розыскная деятельность

1.1 Поянтие оперативно-розыскной деятельности

В любом обществе борьба с преступностью представляет собой сложный комплекс социально-экономических, правовых, организационных, воспитательных, специальных и иных мероприятий, проводимых государственными органами и негосударственными структурами. В ряду этих мер наиболее значимое место занимает оперативно-розыскная деятельность (далее – ОРД).

ОРД регулируется специальным Федеральным законом от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[1] (далее – ФЗ об ОРД). Согласно ст. 1 этого закона ОРД - это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека игражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств[2].

В этом определении заложена сущность ОРД. Это, прежде всего:

1) особый вид государственной деятельности;

2) осуществляется гласно и негласно;

3) проводится органами, осуществляющими ОРД в пределах их компетенций;

4) осуществляется посредством проведения ОРМ;

5) законодательно сформулирована цель всей ОРД – защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств[3].

В Российской Федерации права человека закреплены во второй главе Конституции. Однако уже в первой главе «Основы конституционного строя» во второй статье говорится, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Различные стандарты защиты прав человека включены в федеральные и региональные законодательные акты. Кроме того, Россия взяла на себя обязательства по исполнению ряда договоренностей – в том числе в рамках Совета Европы. Отсюда и возможность для граждан России обжаловать действия российских властей в Европейском суде по правам человека.


Защита жизни человека от преступных посягательств с помощью оперативно-розыскных средств и методов наполняет конституционное положение о том, что каждый имеет право на жизнь (см. ч. 1 ст. 20 Конституции), реальным содержанием. Наряду с этим признанные и гарантированные в главе 2 Конституции права и свободы человека и гражданина непосредственно поставлены государством под охрану от преступных посягательств. В частности, таким «охранным» средством является осуществление ОРД в необходимых и допустимых законом случаях[4].

Права человека - это совокупность возможностей и притязаний человека в личной, социальной, экономической, политической и культурной сферах, присущих ему и характеризующих его правовой статус по отношению к государству, который признан и законодательно оформлен во внешнем (международном) и внутригосударственном праве, и гарантируется всем обществом, без которых он не может существовать как полноценное существо[5].

Права человека имеют различные классификации. Одним из распространенных и часто используемых способов разделять права является деление, предложенное в 1977 г. Карелом Васаком, на три «поколения»: а) первое: личные, гражданские и политические права – право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достоинство, право на свободу совести и свободу слова, свободу собраний, на справедливое судебное разбирательство, право избирать и быть избранным в органы власти и др.; б) второе: социальные, экономические и культурные права – право на жилище, на труд, на медицинское обслуживание, на защиту от безработицы и др.; в) третье: широкий спектр прав (здесь нет четкого перечня) – право на здоровую окружающую среду, на самоопределение, на натуральные ресурсы, на использование культурного наследия и др.[6]

Право личности на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну закреплено в ч. 1 ст. 23 Конституции РФ и конкретизировано в ч. 1 ст. 24, предусматривающей запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. В понятие «частная жизнь» традиционно включается сфера личных, интимных, семейных, бытовых и иных отношений человека с окружающим миром, не связанных с выполнением официальных, служебных обязанностей. Составными элементами частной жизни выступают неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. К личным и семейным тайнам относятся сведения о размере вкладов, о состоянии здоровья, деловых, дружеских и иных связях лица, увлечениях, пороках, скрытых физических недостатках и другие сведения, которые человек не желает предавать огласке[7].


Право на неприкосновенность жилища закреплено в ст. 25 Конституции РФ. Под неприкосновенностью понимается запрещение проникать в жилые помещения, если на это нет ясно выраженного согласия проживающих в нем лиц. Правом на неприкосновенность обладают лица, в собственности которых жилье находится или которые пользуются им на законном основании, т.е. имеющие соответствующие правоустанавливающие документы (договор аренды, найма, ордер, свидетельство о праве собственности и т.п.). Проведение ОРМ, ограничивающих неприкосновенность жилища, допускается только на основании судебного решения

Под правом на тайну корреспонденции следует понимать закрепленное в ч. 2 ст. 23 Конституции РФ право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Это право может ограничиваться на основании судебного решения при проведении трех оперативно-розыскных мероприятий: контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивания телефонных переговоров и снятия информации с технических каналов связи.

Права человека закреплены в ряде международных документов. В первую очередь это Всеобщая декларация прав человека, которая была принята 10 декабря 1948 г.[8] Поскольку декларация не предполагает механизмов своего осуществления, в дополнение к ней в 1966 г. в ООН были приняты два документа: «Международный пакт о гражданских и политических правах»[9] и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах»[10].

В части первой статьи 5 Закона об ОРД не только определена обязанность органов (должностных лиц), осуществляющих ОРД, обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина, но и дан перечень конституционных прав, подлежащих безусловному соблюдению при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Это неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, неприкосновенность жилища и тайна корреспонденции.

Законодателем не случайно подчеркивается это положение и обозначен перечень прав: только их нарушение может обжаловаться в порядке, установленном комментируемой нормой, в вышестоящий орган, прокурору или в суд[11].

Наконец, соблюдение прав человека и гражданина в ОРД есть частный случай соблюдения права как одной из форм реализации права (наряду с исполнением, использованием и применением). В данном случае соблюдение права заключается в воздержании оперативно-розыскных органов и их должностных лиц (иных субъектов ОРД) от совершения запрещенных правовыми нормами действий или бездействия. Соблюдение – пассивная форма правомерного поведения правоприменителей в ОРД.


Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в ОРД в их нормативном воплощении сводятся к следующим трем моментам:

1) оперативно-розыскные органы и оперативники в ходе ОРМ должны не нарушать неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну граждан, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции;

2) не допускается осуществление ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных ФЗ об ОРД;

3) оперативно-розыскным органам и оперативникам запрещается:

– проводить ОРМ в интересах политических партий, общественных и религиозных объединений;

– принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;

– разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известны при проведении ОРМ, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом[12].

Таким образом, соблюдение прав человека и гражданина в ОРД заключается в воздержании оперативно – розыскных органов и их должностных лиц от совершения запрещенных правовыми нормами действий или бездействия[13].

1.2 Законодательные ограничения прав и свобод

Любое право человека и гражданина не является абсолютным, поскольку осуществление неограниченных прав одним субъектом правоотношений всегда приводит к ущемлению прав и интересов других. Соответственно ограничения некоторых прав имеют целью сбалансировать права личности не только с другими отраслями права, но и прежде всего с правами и интересами общества в целом.

В связи с этим во Всеобщей декларации прав человека (п. 2 ст. 29), в Международном пакте о гражданских и политических правах (п. 2 ст. 22) и других документах перечисляются основания ограничения прав и свобод граждан, исходя из того, что благая цель оправдывает ограничение прав и свобод личности. В первом из названных документов отмечается: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общественного благосостояния в демократическом обществе».


В литературе по конституционному праву понятие ограничения прав и свобод человека и гражданина представлено различными подходами. В.И. Гойман определяет ограничение права как «осуществляемое в соответствии с предусмотренными законом основаниями и в установленном порядке сужение его объема»[14]. Б.С. Эбзеев дает следующее определение ограничений прав – это «допускаемые Конституцией и установленные федеральным законом изъятия из конституционного статуса человека и гражданина», и, кроме того, «в качестве ограничения основных прав может рассматриваться также изъятие из круга правомочий, составляющих нормативное содержание основных прав и свобод»[15].

Ограничение прав и свобод человека и гражданина – определение пределов свободы личности в государстве и обществе – это один из важнейших аспектов взаимоотношений человека и государства. Одной из первостепенных задач права является определить и нормативно закрепить баланс между интересами личности, с одной стороны, и интересами государства, с другой[16].

В Конституции РФ (ч. 3 ст. 55) отмечается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В определении Конституционного Суда РФ от 15 июля 2004 г. № 304-О говорится о допустимости в конституционно значимых целях возможности соразмерного ограничения федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Ряд подобных ограничений предусматривает и Закон об ОРД, который в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств возлагает на органы, осуществляющие ОРД, обязанность выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, а также устанавливать лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

При ограничении прав человека и гражданина в процессе ОРД обязательно соблюдение следующих требований:

– допустимость ограничения определенных прав и свобод человека и гражданина Конституцией РФ (ч. 2 ст. 23, ст. 25, ч. 3 ст. 55 и др.);

– соблюдение требований оперативно-розыскного законодательства относительно оснований и условий ограничения прав и свобод (полномочия субъектов, ограничивающих права, оформление ими проводимых ОРМ, необходимость санкционирования судом и др.);