Файл: Оперативно-розыскная деятельность и права граждан.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правом на возмещение вреда в полном объеме, независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда, в порядке, предусмотренном УПК, обладают: подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор или уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения; подозреваемый (обвиняемый), уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям; осужденный, в отношении которого полностью или частично отменен вступивший в законную силу обвинительный приговор суда и уголовное дело; а также лицо, в отношении которого отменено незаконное или необоснованное постановление суда о применении принудительных мер медицинского характера по любому реабилитирующему основанию; кроме того, это право имеют и лица, незаконно или необоснованно подвергнутые мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу (ст. 133 УПК).

2.2 Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью

Контроль за ОРД, осуществляемый перечисленными в ст. 20 ФЗ "Об ОРД" субъектами, является контролем со стороны федеральных органов государственной власти Российской Федерации. Он выражается в системе наблюдения и проверки соответствия деятельности уполномоченных органов и должностных лиц государства задачам, принципам и правилам, установленным ФЗ "Об ОРД", и принятым в его исполнение подзаконным актам. Конечная цель данного контроля состоит в том, чтобы не допустить в оперативно-розыскной деятельности отклонений от установленных нормативов, а при необходимости - скорректировать деятельность соответствующих органов и должностных лиц, устранить препятствия на пути их эффективной работы[26].

В настоящее время данную функцию в сфере ОРД выполняет государственный контроль: президентский, парламентский, органов исполнительной власти, судебный и ведомственный[27].

1. Одной из главных функций Президента РФ является то, что он выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Президент в рамках контроля за деятельностью оперативно-розыскных органов вправе заслушивать их руководителей, в том числе по вопросам ОРД. Президентскому контролю подлежит также исполнение изданных им правовых актов и поручений по вопросам, связанным с ОРД. В субъектах РФ контроль производится также через институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, которые осуществляют контроль и проверку исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ в соответствующем федеральном округе. По результатам контроля Президенту РФ представляются аналитические материалы и предложения.


Федеральное Собрание РФ наделено правом парламентского контроля за органами, осуществляющими ОРД, т.е. за соблюдением ими законов и других правовых актов, а также за эффективностью их деятельности, которое оно реализует на основании ст. 101-104 Конституции РФ.

Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина может проводиться в порядке парламентских расследований фактов нарушения прав человека, допущенных в процессе осуществления ОРД.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[28] основанием для возбуждения парламентского расследования является также предложение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство РФ осуществляет контроль в сфере ОРД для обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка. Одним из направлений контролирующей деятельности Правительства РФ является проверка соответствия ведомственных нормативных актов, касающихся ОРД, Конституции РФ и федеральным законам. Механизмом данного контроля является государственная регистрация нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы граждан. В целях реализации законов Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые служат основой для принятия ведомственных нормативных актов МВД РФ.

2. К органам, осуществляющим контрольные функции в сфере ОРД, относится также суд. Это обусловлено тем, что в соответствии со ст. 9 Закона об ОРД материалы, касающиеся ограничения конституционных прав граждан на проведение ОРД (прослушивание телефонных переговоров, неприкосновенность жилища и др.), в обязательном порядке рассматривает судья. Можно выделить следующие предметы судебного контроля за ОРД:

– проверку материалов о проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан. Правовой базой данной формы судебного контроля является также ст. 46 Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Суду предоставлено право вынесения постановления о разрешении проведения данных ОРМ;

– изучение представленных материалов перед тем, как принять решение. Судья уполномочен требовать при необходимости дополнительные материалы. Кроме того, он должен быть уведомлен об уничтожении материалов, отражающих результаты ОРМ, проведенного на основании судебного решения, в случаях, когда виновность лица, в отношении которого оно было принято, не было доказано в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке за три месяца до уничтожения таких материалов[29];


– рассмотрение представленных оперативными подразделениями материалов;

– принятие соответствующего решения по рассмотренным материалам ОРД[30].

Предметом судебного разбирательства чаще всего является не законность проведения ОРМ, не возмещение причиненного вреда, а обоснованность ограничения конституционного права гражданина на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Обжалование в суд отказа в предоставлении сведений о полученной в отношении лица информации может быть соединено в одном производстве с обжалованием действий органов, осуществляющих ОРД, и с иском о возмещении причиненного вреда.

Судья, рассматривающий жалобу, не вправе самостоятельно знакомить заявителя с полученными оперативно-служебными документами, излагать ему их содержание в связи с тем, что документы могут содержать сведения, относимые к государственной тайне. Решение суда направляется руководителю субъекта ОРД, действия которого были обжалованы, либо вышестоящему органу.

Необходимыми условиями возмещения вреда, причиненного незаконными действиями субъектов ОРД, являются:

– причинение имущественного и морального вреда гражданину или юридическому лицу;

– причинение вреда незаконными действиями органов, осуществляющих ОРД, и их должностных лиц;

– наличие причинной связи между совершением незаконных действий в процессе проведения ОРМ и причинением вреда;

– наличие вины органа или должностного лица[31].

Гражданско-правовая ответственность наступает при рассмотрении судом жалобы гражданина и признании незаконных действий оперативно-розыскного органа. К мерам воздействия, которые могут быть при этом применены, относятся возмещение имущественного ущерба и возмещение морального вреда.

Постановка вопроса о возмещении имущественного ущерба и морального вреда возможна в случаях, когда действия сотрудников противоречат основаниям и условиям осуществления ОРМ. В этом случае по заявлению пострадавшего либо прокурора, если потерпевший не в состоянии это сделать сам, возбуждается исковое производство и разрешается вопрос об ответственности конкретного лица, причинившего имущественный ущерб или моральный вред, а также о компенсации потерь, понесенных потерпевшим. Эти вопросы разрешаются в соответствии со ст. 12, 150, 1069 ГК РФ.


3. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью

Защита прав и свобод человека и гражданина является приоритетом в деятельности прокуратуры и отличается постоянством. Естественно, что главным фактором роста авторитета прокуратуры является повышение эффективности и качества ее деятельности по обеспечению правопорядка и законности в России[32].

Компетенция прокурора в части надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД регламентирована положениями ст.ст. 29 и 30 Закона о прокуратуре, нормами уголовно-процессуального законодательства, а также иных федеральных законов, регулирующих деятельность судебных и иных правоохранительных органов[33]

В ходе организации и осуществления надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД уполномоченные прокуроры обязаны обеспечить законные гарантии соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, а также прав и законных интересов юридических лиц, установленных законом запретов при осуществлении ОРД.

Кроме того указанные должностные лица прокуратуры должны в пределах своей компетенции предпринимать меры по обеспечению законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, на проведение которых разрешение дано судом, при принятии субъектами ОРД юридически значимых решений, при представлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, а также по обеспечению соответствия законам правовых актов, издаваемых органами, осуществляющими ОРД, соблюдения порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, установленного законами и правовыми актами, принятыми уполномоченными органами и предусматривающими механизм реализации законов.

4. Ведомственный контроль включает в себя оценку законности, обоснованности и эффективности ОРД и позволяет воспрепятствовать принятию неправомерного решения и восстановить нарушенные права и законные интересы физических и юридических лиц, а также помогает руководителю принять самостоятельное решение по осуществлению оперативно-розыскных функций.

Целями ведомственного контроля являются:

– своевременное предупреждение нарушений закона и вскрытие недостатков в процессе осуществления ОРД;


– определение соответствия этой деятельности требованиям законодательства РФ и ведомственным нормативным актам;

– обеспечение конспирации и безопасности граждан, сотрудничающих с оперативно-розыскными органами на конфиденциальной основе;

– привлечение к ответственности лиц, допускающих нарушения установленных законом и ведомственными нормативными актами оперативно-розыскных процедур проведения ОРМ и оформления оперативно-служебных документов[34].

Кроме того, руководители оперативно-розыскных органов могут осуществлять непосредственный контроль путем личного участия в организации и проведении ОРМ. При этом они несут персональную ответственность не только за законность проведения ОРМ, соблюдение прав и законных интересов граждан, обеспечение конспирации, но и за организацию ОРД в целом.

При проведении ведомственного контроля могут быть выявлены различные недостатки: умышленное искажение оперативно-розыскных данных, неправильное оформление оперативно-служебных документов; некомпетентность сотрудника, сокрытие фактов нарушения режима секретности, допущение подстрекательства и провокаций в процессе проведения отдельных ОРМ, фальсификация оперативных документов и умышленное завышение показателей служебной деятельности и т.п.

Заключение

Статьей 2 Конституции РФ предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. На этом основан и принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, который, являясь важнейшим общеправовым принципом, определяет обязанность оперативного аппарата строго придерживаться конституционных положений, гарантирующих гражданам права, свободы и защиту их законных интересов при осуществлении ОРД.

Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, т. е. в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и считает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны.