Файл: Оперативно-розыскная деятельность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это согласуется с ч. 3 ст.55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Органы, осуществляющие ОРД, обязаны исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме следователя, руководителя следственного органа и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству.

Данная обязанность прямо связана с положениями норм УПК РФ, определяющими право следователя, руководителя следственного органа и суда давать субъектам ОРД отдельные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий (например, ст. ст. 38, 157 и др.). Требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами (ст. 21 УПК РФ). Отдельные следственные действия практически не могут быть проведены без участия оперативных подразделений, например прослушивание и запись переговоров (ст.186 УПК РФ).

Поручения, указания и решения адресуются компетентному органу – субъекту ОРД, а не его должностным лицам. Исключение может составлять работа в составе одной следственно-оперативной группы. В этом случае поручения следователя, который руководит расследованием, обязательны для оперативного работника. В поручении не может определяться вид и тактика проведения ОРМ. Выбор средств, методов и тактических приемов решения поставленных задач является прерогативой органов, осуществляющих ОРД, а определение исполнителей поручения – руководителей этих органов.

Российская Федерация является участником многих международных договоров о сотрудничестве в сфере предупреждения и раскрытия преступлений, которые содержат нормы о применении специальных методов расследования и другие меры, имеющие прямое или косвенное отношение к ОРД. Предусмотренные рядом конвенций уголовно-правовые и уголовно-процессуальные меры борьбы с преступностью реализуются при помощи именно оперативно-розыскных средств и методов.

В целях реализации положений конвенций государства-участники при необходимости вправе заключать соответствующие двусторонние или многосторонние соглашения либо иные договоренности об использовании оперативно-розыскных методов раскрытия и расследования преступлений в контексте сотрудничества на международном уровне. Такие соглашения и договоренности заключаются и осуществляются при полном соблюдении принципа суверенного равенства государств и реализуются в строгом соответствии с определенными в них условиями.


Ввиду государственного суверенитета возможность осуществления оперативно-розыскных мероприятий принадлежит лишь национальным органам, осуществляющим ОРД.

Государства-участники международных договоров осуществляют свои обязательства в соответствии с принципами суверенного равенства и территориальной целостности государств и невмешательства во внутренние дела других государств. Государства-участники не наделяются правом осуществлять на территории другого государства юрисдикцию и функции, которые входят исключительно в компетенцию органов этого другого государства в соответствии с его внутренним законодательством (например, ст. 4 Конвенции ООН против коррупции, ст. 4 Конвенции против транснациональной организованной преступности).

В этой связи в международных договорах и российских нормативных правовых актах предусмотрено проведение оперативно-розыскных мероприятий на основании международных запросов правоохранительных органов.

Запросы международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств, согласно ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», являются основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий на территории РФ. Поэтому выполнение на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросов указанных организаций, органов и спецслужб является одной из обязанностей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Запросы направляются в письменной форме или с помощью любых средств, предоставляющих возможность составить письменную запись. При чрезвычайных обстоятельствах и в случае согласования этого порядка государствами-участниками запросы могут быть переданы и в устной форме, но с последующим их письменным подтверждением (например, ст.50 Конвенции ООН против коррупции).

Для выполнения и (или) облегчения выполнения запроса правоохранительные органы запрашиваемого государства вправе истребовать необходимую дополнительную информацию.

Информация, собранная по международному запросу может быть передана в пределах, обеспечивающих конспирацию и государственную тайну.

В соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. ст. 1, 6, 7, 8, 13 и др.) оперативные подразделения субъектов ОРД осуществляют эту деятельность в пределах своих полномочий. Поэтому в случаях, когда им стало известно о фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции других органов – субъектов ОРД, следует проинформировать об этом последних и оказать им необходимую помощь.


Оперативно-розыскная деятельность основывается на ряде принципов, одним из которых является конспирация. Соблюдение правил конспирации как обязанность субъектов ОРД вызвано практической необходимостью сохранять в тайне сам факт проведения ОРМ от их объектов либо цель и существо проводимых мероприятий, а также сведений о лицах, внедренных в преступные группы, оказывающих либо оказывавших конфиденциальное содействие органам, осуществляющим ОРД. Эти обстоятельства обусловливают конспирацию в оперативно-розыскной деятельности и предопределяют законодательное закрепление обязанности по соблюдению ее правил.

Посредством мер конспирации обеспечивается эффективность оперативно-розыскных мероприятий, безопасность их участников, лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД.

Правила конспирации в Законе и ведомственных нормативных правовых актах прямо не обозначены. Они выработаны многолетней оперативно-розыскной практикой и включают комплекс приемов, средств и методов, при помощи которых обеспечивается сохранение в тайне случаев проведения ОРМ, зашифровка их целей и участников.

Содействие обеспечению безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам – субъектам оперативно-розыскной деятельности, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств как обязанность органов, осуществляющих ОРД, заключается в применении всех оперативно-розыскных средств, направленных на решение этих задач[9].

    1. 2.2 Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Право, принадлежащее субъекту ОРД, отражает его возможное поведение. В отличие от обязанностей реализации такого поведения зависит от усмотрения управомоченного органа (лица). Однако рамки его субъективных правомочий, как правило, очерчены нормами объективного права.

Совершенно справедливо такое субъективное право связывается со свободой, точнее, мера возможного поведения – с мерой свободы. Это важно всегда иметь при анализе соответствующих правовых норм, особенно такой творческой деятельности, как ОРД.

В соответствии со ст. 15 об ОРД оперативно-розыскные органы при решении задач, возложенных на них, имеют право:


– проводить гласно и негласно ОРМ, перечисленные в ст. 6 Закона, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровья лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. При этом законодатель внес существенное пояснение: «В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществляющее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства РФ (и. 1 ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД)»;

– устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим ОРД;

– использовать в ходе проведения ОРМ по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц;

– использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность, должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе;

– создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных Законом об ОРД.

Кроме этого права органов, осуществляющих ОРД, закреплены и в других нормах Закона об ОРД:

– осуществляет ОРД посредством проведения ОРМ, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия (ч. 4 ст. 6);

– не представлять судье (равно и прокурору) оперативно-служебные документы, содержащие сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках и лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе (ч. 5 ст. 5); об организации и тактике проведения ОРМ (ч. 3 ст. 9);

– использовать информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие технические и иные средства (ч. 3 ст. 6);

– в ситуациях, не терпящих отлагательств, начать проведение ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан без предварительного разрешения судьи, но с обязательным его уведомлением в течение 24 часов и с последующим решением вопроса о получении санкции в течение 48 часов с начала проведения ОРМ;


– в случае отказа судьи о проведении ОРМ подобного вида обратиться с аналогичной просьбой в вышестоящий суд (ч. 6 ст. 9);

– создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета (ч. 1 ст. 10) и другие права.

Право гласно и негласно проводить ОРМ непосредственно корреспондируется с обязанностью принимать все необходимые меры при решении определенных законом задач ОРД. Это с неизбежностью вытекает и из того, что вся ОРД осуществляется посредством ОРМ (ст. 1 Закона об ОРД).

Именно из этого очевидно, что в такой ситуации право проявляет себя как должное, обязательное поведение. Ведь совершенно не возможно представить обязанность принять все необходимые меры по решению задач, определенных законом, без осуществления ОРМ. Можно согласиться с теоретиками права о допустимости предписаний возможности (право) и необходимости (обязанность), тем более, что они подкрепляют свои суждения формулировками норм Конституции РФ (ч. 4 ст. 43).

Законодательная норма о правах имеет открытый характер, т.е. в нее включены не все права субъекта, осуществляющего ОРД. Некоторые из них находятся в других нормах. Например, в соответствии со ст. 4 закона об ОРД органы, осуществляющие ОРД, правомочны издавать в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения ОРМ. Это важное нормативно-правовое дозволение, показывающее юридический статус органов, самодостаточность в правовой регламентации. В соответствии со ст. 10 закона об ОРД для решения задач, возложенных на них, органы могут создавать и использовать информационные системы, заводить дела оперативного учета, а в соответствии со ст. 13 указанного закона вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы ОРМ в СИЗО. Можно обнаружить права и в ряде других норм.

По данному поводу некоторые ученые сетуют на то, что это лишает субъектов ОРД возможности системно воспринимать волю законодателя. Напротив, законодатель поступил мудро, определив основные типичные права всей системы. Другие, более конкретные, он увязал с отдельными институтами ОРД (подсистемами). Такой системный подход основан на общепринятом понимании того, что каждая система обладает своим качеством, не присущим отдельными ее частями, но вытекающим из их свойств, и того, что любая система и ее части не могут рассматриваться изолировано одна от другой. В противном случае нетрудно представить правовой хаос, если бы действительно дать одним перечнем (каталогом) все права органов и их должностных лиц при осуществлении все направлений ОРД[10].