Файл: Оперативно-розыскная деятельность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Право проводить ОРМ гласно и негласно – это не только благое пожелание, но и принцип деятельности при сочетании гласных и негласных методов и средств, придерживаясь которого можно достичь определенных успехов в решении задач ОРД. Если для процессуального расследования недопустимость разглашения сведений – это временный тактический ход (ст. 16 УПК РФ), то для ОРД негласность – это главный признак, отличающий ее от уголовно-процессуальной деятельности. Отдельные ОРМ, такие как: контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров, привлечение лиц к негласному сотрудничеству, оперативное внедрение и некоторые иные, по сути своей являются негласными. При этом важно иметь в виду, что негласными эти ОРМ являются для лиц, в отношении которых они проводятся, как исключительные, крайне необходимые меры. Для использования же полученных сведений, как правило, возникает необходимость их легализации, перевода на открытое положение для получения юридической силы. Хотя подчеркнем, что негласные ОРМ, проведенные с соблюдением правовых оснований и условий, – это законные оперативно-розыскные меры. В большинстве своем ОРМ проводятся гласно либо с зашифровкой истинной цели оперативного интереса, или некоторых средств и методов получения информации. Такие сведения при соблюдении требований УПК РФ могут быть использованы в доказывании как в качестве доказательств, так и при организации и тактике проведения отдельных следственных действий.

В Законе оговорено право при проведении ОРМ проводить изъятие предметов, материалов, сообщений. Разумеется, речь идет прежде всего о тех материальных объектах, которые запрещены или ограничены в свободном гражданском обороте (оружие, взрывчатые вещества, наркотические средства), орудия или средства совершения преступлений, материальные носители информации при обязательной фиксации факта изъятия, процедуры и лиц, принимавших участие в этом и присутствующих в соответствующем оперативно-служебном документе, составленном по результатам проведения ОРМ.

Относительно возможностей приостановления связи механизм правореализации достаточно четко указан в Федеральном законе от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» и Правилах оказания услуг почтовой связи, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221. В соответствии с указанными документами сотрудники сферы связи (операторы) обязаны оказывать содействие правоохранительным органам при осуществлении ОРМ в этом направлении.


Когда, в ситуациях, когда возникает угроза жизни и здоровью лица, а также угроза безопасности (государственной, военной, экономической или экологической), оперативно-розыскные органы имеют право прерывать предоставление всех видов услуг связи, используя специальные технические средства ее приостановления. Имеется и соответствующий правительственный документ, предусматривающий такое право уполномоченным на то органам, – приказ Гостелекома РФ от 21.07.1999 № 22 «Об утверждении Положения о порядке, общих условиях и принципах использования на территории Российской Федерации систем глобальной подвижной персональной спутниковой связи (ГППСС) и требованиях по обеспечению информационной безопасности для российских сегментов указанных систем».

Особо отметим внесение в Закон об ОРД существенного положения о праве органов на осуществление гласных ОРМ с изъятием документов, предметов, материалов и составлением при этом протокола в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.

Право оперативно-розыскных органов устанавливать сотрудничество с лицами на конфиденциальной основе закреплено в Законе об ОРД и в подзаконных ведомственных нормативных правовых актах. Заметим, что правом установления негласного сотрудничества наделены сотрудники оперативно-розыскных органов всех цивилизованных в правовом отношении стран.

Негласное сотрудничество может быть установлено фактически с любым при условии его согласия на это. Думаю, что лучше всего пояснить это с гражданско-правовых позиций. В безвозмездном отношении (сделке) обязанность органа, осуществляющего ОРД, предоставить встречно удовлетворение отсутствует. Иначе говоря, негласный сотрудник оказывает помощь и содействие органу в борьбе с преступностью исходя из чувства гражданского долга, на патриотических началах либо иных желаниях, не связанных с удовлетворением своих благ. Возмездность сотрудничества предполагает обязанность органа, его сотрудников предоставить за оказанные услуги негласного характера в сфере, представляющей для органа оперативный интерес, материальное (как правило, денежное) или иное благо. Надо заметить, что на сей счет имеется финансовое обеспечение ОРД (ст. 10 Закона об ОРД).

В целях выполнения задач ОРД органы имеют право использовать служебные, жилые и нежилые помещения предприятий, организаций, учреждений и граждан, транспортные средства и иное имущество. При этом могут быть заключены специальные договоры (в форме определенного документа), или интерес органа может быть достигнут при устном соглашении. В ходе ОРМ возникают самые различные ситуации – долговременные или одномоментные, когда возникает необходимость в помощи организаций и граждан (засады, преследование преступников, необходимость конспиративных встреч в соответствующих условиях и т.д.), услуги которых могут оплачиваться.


Разведывательно-поисковая сущность ОРД нередко требует специальных мер по зашифровке личности самих сотрудников, разработки достоверных легенд сокрытия их принадлежности к органам с соответствующим поведением.

В целях конспирации они могут использовать специально изготовленные документы прикрытия (паспорт, различные удостоверения, военный билет и иные документы), зашифровывающие личность, ведомственную принадлежность предприятий, организаций, помещений и транспортных средств.

Творческая оперативно-розыскная деятельность требует в этой ситуации искусства перевоплощения сотрудника с учетом избранной линии поведения в конкретной среде, специфики вымышленной профессиональной деятельности, необходимых умений и навыков. Все это необходимо для успешного проведения ОРМ, и допущенные ошибки документального или поведенческого характера могут привести не только к провалу мероприятия, по и к реальной угрозе безопасности личности.

Законодательством предоставлено право не только использовать документы прикрытия личности и создающие зашифровку организации, учреждения и транспортных средств, но и специально создавать в установленном законом порядке для решения оперативно-розыскных задач предприятия и учреждения, организации и подразделения. Сотрудники оперативных органов, действуя под документами прикрытия в легендированных организациях и учреждениях, могут успешно проводить ОРМ по выявлению глубоко замаскированных преступных формирований в сфере наркобизнеса, различных отраслях экономики, торговли оружием и т.д. Их информация служит своевременному предупреждению, пресечению, раскрытию особо тяжких преступлений и розыску опасных преступников.

Кроме права, предписанных Законом об ОРД, должностные лица оперативно-розыскных подразделений пользуются полномочиями сотрудников органов, осуществляющих ОРД.

К примеру, сотрудники оперативных подразделений системы органов внутренних дел, являясь сотрудниками полиции, могут реализовать права, закрепленные в Законе о полиции, в частности:

– требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;

– проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске;

– вызывать в полицию граждан и должностных лиц в связи с расследуемыми уголовными делами, получать от граждан и должностных лиц, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения;


– запрашивать и получать на безвозмездной основе от государственных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы, иную необходимую информацию;

– производить в случаях и порядке, предусмотренных законом, следственные и иные процессуальные действия, а также ОРМ, осуществляемые по решению задач в борьбе с преступностью;

– требовать от организаций при наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления проведения проверок и ревизий;

– производить в соответствии с федеральным законом изъятие документов, материалов, сообщений и предметов;

– доставлять граждан в служебное помещение ОВД в целях решения вопроса о задержании гражданина, установления личности, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывающийся от органов дознания, следствия и суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как без вести пропавший;

– производить регистрацию, фотографирование, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления;

– применять в порядке и на условиях, определенных законом, меры безопасности для обеспечения защиты жизни, здоровья и имущества судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства;

– вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах;

– использовать банки данных других государственных органов и организаций;

– привлекать граждан с их согласия к нештатному сотрудничеству;

– устанавливать негласное сотрудничество с лицами, изъявившими желание оказывать содействие полиции;

– пользоваться беспрепятственно па безвозмездной основе в служебных целях средствами связи, принадлежащими организациям и гражданам.

Должностные лица органов, осуществляющих ОРД, реализуя свои нравы, управомочены предъявлять соответствующие требования физическим и юридическим лицам для исполнения. Неисполнение законных требований сотрудников в ходе осуществления ОРД либо воспрепятствование законному осуществлению ОРМ влекут ответственность, предусмотренную законом[11].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Подводя итого по данной курсовой работе, можно сделать вывод, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность являются составной частью содержания ОРД.

Под содержанием ОРД понимается единство всех ее составных элементов, а именно целей, средств, результатов и самого процесса.

Содержание ОРД раскрывается законодателем через определение понятия этой деятельности с обозначением ее цели (ст. 1 Закона), посредством постановки задач (ст. 2), определения принципов (ст. 3), правовой основы (ст. 4), исчерпывающего перечня оперативно-розыскных мероприятий (ст. 6), оснований и условий их проведения (ст. 7 и ст.8), регламентации прав и обязанностей субъектов этой деятельности (ст. 14 и ст. 15), использования результатов ОРД (ст. 11) и другое.

Содержание оперативно-розыскной деятельности раскрывается законодателем через определение понятия этой деятельности с обозначением ее цели, посредством постановки задач, определения принципов, правовой основы, исчерпывающего перечня оперативно-розыскных мероприятий, оснований и условий их проведения, регламентации прав и обязанностей субъектов этой деятельности, использования результатов ОРД и другое.

Содержание оперативно-розыскной деятельности рассматривается во взаимосвязи субъекта ОРД и осуществляемых им действий с определенным противопоставлением его объектам ОРД. Цель органов, осуществляющих ОРД, прежде всего выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их совершивших.

Законодатель четко определил субъектов этой деятельности путем их перечисления (ст. 13), а также предусмотрел их деятельность, направленную на подготовку и проведение оперативно-розыскных мероприятий. Деятельность субъектов регламентирована как самим ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», так и другими законодательными, а также ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами, определяющими компетенцию субъектов, порядок их взаимодействия, детализирующими оперативно-розыскную деятельность, в том числе ее организацию и тактику.

Совокупность перечисленных и других положений определяет гарантии законности деятельности субъектов и гарантии прав объектов ОРД. Субъектам предписывается действовать в строго установленном законом и ведомственными нормативными актами порядке, что обеспечивает им неприкосновенность перед законом за мнимые нарушения (например, злоупотребление полномочиями, нарушение конституционных прав личности), а прав, либо их ограничивает, но в строго установленных рамках, т.е. не допускает произвольных действий со стороны субъектов ОРД.