Файл: Оперативно-розыскная деятельность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Как вид государственной правоохранительной деятельности оперативно-розыскная деятельность (далее – ОРД) была и остается одним из самых эффективных средств борьбы с преступностью. После законодательного признания ОРД в России, особенно принятия Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности (1995 г.) (далее – ФЗ об ОРД), значительно расширившего ее возможности в противостоянии современной преступности, отмечается заметная активизация их использования всеми органами – субъектами ОРД.

За последние годы в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», были внесены существенные поправки, в первую очередь касающихся органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Так в 2003 году были упразднены органы налоговой полиции, их функции перешли созданной в структуре МВД России Федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям. Упразднены органы пограничной службы, их функции переданы Федеральной службе безопасности России (ФСБ). Упразднено и Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) при Президенте РФ. Функции ФАПСИ распределились между ФСБ, Службой внешней разведки России и Федеральной службой охраны РФ. Появился новый субъект ОРД – Орган контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. 

В связи с этим были приняты новые нормативно-правовые акты (НПА), регламентирующие деятельность новых субъектов ОРД. Наряду с правами и обязанностями органов, осуществляющих ОРД, в новых НПА были закреплены специфические права и обязанности некоторых субъектов ОРД. 

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что имеющиеся коллизии норм оперативно-розыскного законодательства и других нормативно-правовых актов (уголовно-процессуальное законодательство; нормативные акты, регламентирующие деятельность прокуратуры и т.д.), на практике создают определенные сложности в реализации прав субъектов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Объектом данной работы выступают общественные отношения, складывающиеся при выполнении своих правомочий органами, осуществляющими ОРД в Российской Федерации.

Предмет курсовой работы – современное состояние правового статуса органов, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в Российской Федерации.

Основной целью работы является комплексное исследование положений, касаемых органов, осуществляющих ОРД их прав и обязанностей. 


Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

– дать понятие оперативно-розыскной орган;

– рассмотреть систему органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

– раскрыть компетенцию и полномочия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

– показать обязанности и права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Правовой основой исследования служили положения Конституции Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральных законов: «Об оперативно-розыскной деятельности», «О связи», «О государственной охране», «О внешней разведке», «О службе в таможенных органах Российской Федерации», «О федеральной службе безопасности», «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», «О государственной тайне», «О безопасности», «О полиции», Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, Постановления Верховного суда Российской Федерации, нормативно-правовые акты МВД России и иных ведомств, регулирующих деятельность соответствующих оперативно-розыскных органов.

Представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ЗАДАЧИ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    1. 1.1 Понятие и система оперативно-розыскных органов, их отличие от смежных субъектов

Оперативно-розыскной орган – это функционирующая в соответствии с оперативно-розыскным законодательством система оперативных подразделений и должностных лиц правоохранительного органа (МВД России и др.), спецслужбы (СВР России и др.) или государственной военной организации (Минобороны Рос­сии), которые непосредственно осуществляют ОРД, принимают в ней решения и (или) ее контролируют.


Термин «оперативно-розыскной орган» предложен в современной оперативно-розыскной теории (также известен термин «оперативно-розыскной аппарат»). Официально в ст. 13 ФЗ об ОРД использован термин «органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность». Однако в качестве синонима практики (да и представители теории) все чаще используют именно термин «оперативно-розыскные органы».

Оперативно-розыскной орган – субъект непосредственного осуществления ОРД. Оперативно-розыскные органы решают определенные ФЗ об ОРД задачи исключительно в преде­лах своих полномочий, установленных соответствующими законодатель­ными актами (см. ч. 4 ст. 13 ФЗ об ОРД).

С 2003 г. еди­ную систему оперативно-розыскных органов в России образуют восемь субъектов: оперативные подразделения государственных органов и долж­ностные лица этих органов (ст. 13 ФЗ об ОРД). Эти органы и их опера­тивный состав представляют собой так называемое оперативно-розыскное сообщество.

Среди оперативно-розыскных органов выделяют два вида:

1) полностью осуществляющие ОРД – семь оперативно-розыскных органов (ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД) – внутренних дел, ФСБ России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСО России, ФСКН России;

2) частично осуществляющий ОРД – один оперативно-розыскной орган – внешней разведки Минобороны России.

Этот оперативно-розыскной орган полномочен осуществлять ОРД при выполнении двух условий: 1) только в целях обеспечения безопасности органа внешней разведки; 2) если его ОРМ не затрагивают полномочий других оперативно-розыскных органов (ч. 2 ст. 13 ФЗ об ОРД).

Оперативно-розыскные органы следует различать с некоторыми другими государст­венными и негосударственными субъектами. Различия можно системати­зировать по двум критериям: 1) нормативно-юридическому (оперативно- розыскными являются только те, которые перечислены в ФЗ об ОРД) и 2) функциональному.

Отличие оперативно-розыскных органов от:

  • правоохранительных органов. С одной стороны, не все оперативно- розыскные органы являются сугубо правоохранительными (например, ГРУ ГШ Минобороны России), а с другой – не все правоохранительные органы являются оперативно-розыскными (в частности, органы прокуратуры);
  • органов дознания. Во-первых, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК все оперативно-розыскные органы одновременно являются органами доз­нания; во-вторых, в число органов дознания входят и такие субъекты, кото­рые в соответствии с ФЗ об ОРД не являются оперативно-розыскными ор­ганами (судебные приставы, командиры воинских частей, капитаны мор­ских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок, главы дипломатических представительств и консульских учреждений России), хотя они и органы дознания (ст. 40 УПК);
  • российских контрразведывательных и разведывательных органов. Согласно ФЗ об ОРД не все оперативно-розыскные органы одновременно являются контрразведывательными и разведывательными органами. И первыми, и вторыми одновременно могут выступать только три – ФСБ России, СВР России и ГРУ ГШ Минобороны России[1].
  •  
    1. 1.2 Компетенция и полномочия органов, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность


Государственные органы, их оперативные аппараты и должностные лица этих органов являются основными субъектами оперативно-розыскной деятельности. Такое значение названных субъектов оперативно-розыскной деятельности определяется их местом в системе государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью. Как уже отмечалось, государство в лице компетентных органов реализует функцию борьбу с преступностью и охраны правопорядка. В реализации этой функции одно из основных мест принадлежит оперативным аппаратам правоохранительных органов.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» осуществление оперативно-розыскной деятельности предоставляется оперативным подразделениям:

– органов внутренних дел Российской Федерации;

– органов федеральной службы безопасности;

– федеральных органов государственной охраны;

– таможенных органов Российской Федерации;

– службы внешней разведки Российской Федерации;

– федеральной службы исполнения наказаний;

– органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Приведенный перечень государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законом[2].

Согласно названной правовой норме руководители указанных государственных органов определяют перечень оперативных подразделений, непосредственно осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также их полномочия, структуру и организацию работы. Оперативное подразделение представляет собой обособленное структурное звено соответствующего государственного органа, основным назначением которого является реализация оперативно-розыскных полномочий в соответствии с возложенными на этот орган задачами[3].

В полиции в соответствии с Законом Российской Федерации «О полиции» оперативно-розыскная деятельность осуществляется в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, осуществления розыска лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда и других категорий лиц, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом.

Руководство полицией осуществляет Министерство внутренних дел России. В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 (ред. от 12.09.2015), названное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.


Перечень оперативных подразделений определяет министр внутренних дел. В настоящее время оперативно-розыскную деятельность в полиции в полном объеме осуществляют следующие подразделения: уголовного розыска (УК); экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК); по противодействию экстремизму; обеспечения собственной безопасности (СБ) и другие.

В ограниченном объеме оперативно-розыскная деятельность осуществляется: подразделениями специальных технических мероприятий; оперативно-поисковыми подразделениями; подразделениями оперативно-розыскной информации.

В Министерстве юстиции Российской Федерации оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями учреждений уголовно-исполнительной системы.

Соответственно с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 (ред. от 27 ноября 2015 г.), Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Оперативно-розыскную деятельность в системе исполнения наказаний осуществляют: оперативные подразделения; подразделения безопасности; подразделения по оперативно-техническим мероприятиям.

Согласно ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

– обеспечение личной безопасности осужденных, персонала и иных лиц;

– выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания;

– розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений; а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы;

– содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

Федеральная служба безопасности в соответствии с Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности» осуществляет полномочия по обеспечению безопасности Российской Федерации. В соответствии названного Закона деятельность этих органов включает в себя контрразведывательную деятельность, борьбу с преступностью и террористической деятельностью, разведывательную деятельность, пограничную деятельность и деятельность по обеспечению информационной безопасности[4].