Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Как вид государственной правоохранительной деятельности оперативно-розыскная деятельность (далее – ОРД) была и остается одним из самых эффективных средств борьбы с преступностью. После законодательного признания ОРД в России, особенно принятия Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности (1995 г.) (далее – ФЗ об ОРД), значительно расширившего ее возможности в противостоянии современной преступности, отмечается заметная активизация их использования всеми органами – субъектами ОРД.
За последние годы в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», были внесены существенные поправки, в первую очередь касающихся органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Так в 2003 году были упразднены органы налоговой полиции, их функции перешли созданной в структуре МВД России Федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям. Упразднены органы пограничной службы, их функции переданы Федеральной службе безопасности России (ФСБ). Упразднено и Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) при Президенте РФ. Функции ФАПСИ распределились между ФСБ, Службой внешней разведки России и Федеральной службой охраны РФ. Появился новый субъект ОРД – Орган контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В связи с этим были приняты новые нормативно-правовые акты (НПА), регламентирующие деятельность новых субъектов ОРД. Наряду с правами и обязанностями органов, осуществляющих ОРД, в новых НПА были закреплены специфические права и обязанности некоторых субъектов ОРД.
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что имеющиеся коллизии норм оперативно-розыскного законодательства и других нормативно-правовых актов (уголовно-процессуальное законодательство; нормативные акты, регламентирующие деятельность прокуратуры и т.д.), на практике создают определенные сложности в реализации прав субъектов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Объектом данной работы выступают общественные отношения, складывающиеся при выполнении своих правомочий органами, осуществляющими ОРД в Российской Федерации.
Предмет курсовой работы – современное состояние правового статуса органов, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в Российской Федерации.
Основной целью работы является комплексное исследование положений, касаемых органов, осуществляющих ОРД их прав и обязанностей.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
– дать понятие оперативно-розыскной орган;
– рассмотреть систему органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
– раскрыть компетенцию и полномочия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
– показать обязанности и права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Правовой основой исследования служили положения Конституции Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральных законов: «Об оперативно-розыскной деятельности», «О связи», «О государственной охране», «О внешней разведке», «О службе в таможенных органах Российской Федерации», «О федеральной службе безопасности», «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», «О государственной тайне», «О безопасности», «О полиции», Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, Постановления Верховного суда Российской Федерации, нормативно-правовые акты МВД России и иных ведомств, регулирующих деятельность соответствующих оперативно-розыскных органов.
Представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ЗАДАЧИ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Оперативно-розыскной орган – это функционирующая в соответствии с оперативно-розыскным законодательством система оперативных подразделений и должностных лиц правоохранительного органа (МВД России и др.), спецслужбы (СВР России и др.) или государственной военной организации (Минобороны России), которые непосредственно осуществляют ОРД, принимают в ней решения и (или) ее контролируют.
Термин «оперативно-розыскной орган» предложен в современной оперативно-розыскной теории (также известен термин «оперативно-розыскной аппарат»). Официально в ст. 13 ФЗ об ОРД использован термин «органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность». Однако в качестве синонима практики (да и представители теории) все чаще используют именно термин «оперативно-розыскные органы».
Оперативно-розыскной орган – субъект непосредственного осуществления ОРД. Оперативно-розыскные органы решают определенные ФЗ об ОРД задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами (см. ч. 4 ст. 13 ФЗ об ОРД).
С 2003 г. единую систему оперативно-розыскных органов в России образуют восемь субъектов: оперативные подразделения государственных органов и должностные лица этих органов (ст. 13 ФЗ об ОРД). Эти органы и их оперативный состав представляют собой так называемое оперативно-розыскное сообщество.
Среди оперативно-розыскных органов выделяют два вида:
1) полностью осуществляющие ОРД – семь оперативно-розыскных органов (ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД) – внутренних дел, ФСБ России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСО России, ФСКН России;
2) частично осуществляющий ОРД – один оперативно-розыскной орган – внешней разведки Минобороны России.
Этот оперативно-розыскной орган полномочен осуществлять ОРД при выполнении двух условий: 1) только в целях обеспечения безопасности органа внешней разведки; 2) если его ОРМ не затрагивают полномочий других оперативно-розыскных органов (ч. 2 ст. 13 ФЗ об ОРД).
Оперативно-розыскные органы следует различать с некоторыми другими государственными и негосударственными субъектами. Различия можно систематизировать по двум критериям: 1) нормативно-юридическому (оперативно- розыскными являются только те, которые перечислены в ФЗ об ОРД) и 2) функциональному.
Отличие оперативно-розыскных органов от:
- правоохранительных органов. С одной стороны, не все оперативно- розыскные органы являются сугубо правоохранительными (например, ГРУ ГШ Минобороны России), а с другой – не все правоохранительные органы являются оперативно-розыскными (в частности, органы прокуратуры);
- органов дознания. Во-первых, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК все оперативно-розыскные органы одновременно являются органами дознания; во-вторых, в число органов дознания входят и такие субъекты, которые в соответствии с ФЗ об ОРД не являются оперативно-розыскными органами (судебные приставы, командиры воинских частей, капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок, главы дипломатических представительств и консульских учреждений России), хотя они и органы дознания (ст. 40 УПК);
- российских контрразведывательных и разведывательных органов. Согласно ФЗ об ОРД не все оперативно-розыскные органы одновременно являются контрразведывательными и разведывательными органами. И первыми, и вторыми одновременно могут выступать только три – ФСБ России, СВР России и ГРУ ГШ Минобороны России[1].
Государственные органы, их оперативные аппараты и должностные лица этих органов являются основными субъектами оперативно-розыскной деятельности. Такое значение названных субъектов оперативно-розыскной деятельности определяется их местом в системе государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью. Как уже отмечалось, государство в лице компетентных органов реализует функцию борьбу с преступностью и охраны правопорядка. В реализации этой функции одно из основных мест принадлежит оперативным аппаратам правоохранительных органов.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» осуществление оперативно-розыскной деятельности предоставляется оперативным подразделениям:
– органов внутренних дел Российской Федерации;
– органов федеральной службы безопасности;
– федеральных органов государственной охраны;
– таможенных органов Российской Федерации;
– службы внешней разведки Российской Федерации;
– федеральной службы исполнения наказаний;
– органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Приведенный перечень государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законом[2].
Согласно названной правовой норме руководители указанных государственных органов определяют перечень оперативных подразделений, непосредственно осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также их полномочия, структуру и организацию работы. Оперативное подразделение представляет собой обособленное структурное звено соответствующего государственного органа, основным назначением которого является реализация оперативно-розыскных полномочий в соответствии с возложенными на этот орган задачами[3].
В полиции в соответствии с Законом Российской Федерации «О полиции» оперативно-розыскная деятельность осуществляется в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, осуществления розыска лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда и других категорий лиц, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом.
Руководство полицией осуществляет Министерство внутренних дел России. В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 (ред. от 12.09.2015), названное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Перечень оперативных подразделений определяет министр внутренних дел. В настоящее время оперативно-розыскную деятельность в полиции в полном объеме осуществляют следующие подразделения: уголовного розыска (УК); экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК); по противодействию экстремизму; обеспечения собственной безопасности (СБ) и другие.
В ограниченном объеме оперативно-розыскная деятельность осуществляется: подразделениями специальных технических мероприятий; оперативно-поисковыми подразделениями; подразделениями оперативно-розыскной информации.
В Министерстве юстиции Российской Федерации оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями учреждений уголовно-исполнительной системы.
Соответственно с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 (ред. от 27 ноября 2015 г.), Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Оперативно-розыскную деятельность в системе исполнения наказаний осуществляют: оперативные подразделения; подразделения безопасности; подразделения по оперативно-техническим мероприятиям.
Согласно ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
– обеспечение личной безопасности осужденных, персонала и иных лиц;
– выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания;
– розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений; а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы;
– содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.
Федеральная служба безопасности в соответствии с Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности» осуществляет полномочия по обеспечению безопасности Российской Федерации. В соответствии названного Закона деятельность этих органов включает в себя контрразведывательную деятельность, борьбу с преступностью и террористической деятельностью, разведывательную деятельность, пограничную деятельность и деятельность по обеспечению информационной безопасности[4].