Файл: Эффективный лидер и его команда (Лидерские навыки и управление командой в ресторане «Макдоналдс-кристалл»).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы лидерства и команды
1.2. Специфика и сущность команды как разновидности группы
Глава 2. Лидерские навыки и управление командой в ресторане «Макдоналдс-кристалл»
2.1.Организационно-экономическая характеристика ресторана «Макдоналдс-кристалл»
Командообразование - это процесс, в ходе которого оценивается поведение членов команды по отношению друг к другу и разрабатываются методы, ведущие к повышению эффективности деятельности группы. При управлении командой следует уделять внимание профессиональному уровню ее членов, их компетенцию[16].
Существуют различные классификации команд.
1. Рабочая команда. Члены данной команды используют общую информацию, обмениваются идеями и опытом, при этой каждый несет ответственность в пределах выполненной им работы[17].
2. Потенциальная команда. Обычно данная команда создается на короткий срок из-за необходимости, при этом не делается упор на разработку общих целей.
3. Реальная команда. В ходе своей деятельности члены данной команды оказывают помощь друг другу, поддерживают друг друга, вследствие чего растет эффективность совместной деятельности.
4. Команда высшего качества. Данной команде присущи собственные правила и нормы, высокий уровень обладания всеми членами навыков командной работы, заинтересованность в личном росте и успехе друг друга, высокая компетентность[18].
При управлении эффективной командой необходима правильная постановка целей:
- команда должна задавать стандарты качества;
- команда должна выявлять проблемы, способные помещать ее деятельности;
- команда должна объяснить обязанности каждому ее члену[19].
В целях эффективного использования командного потенциала в научной литературе выделяются следующие современные методологические подходы к формированию команд: целеполагающий подход; межличностный подход; ролевой подход; проблемно-ориентированный подход[20].
Целеполагающий подход позволяет членам команды лучше ориентироваться в процессах выбора и реализации общих групповых целей проекта.
Межличностный подход направлен на улучшение межличностных отношений в группе и основан на том, что межличностная компетентность способствует повышению эффективности деятельности команды. Этот подход обеспечивает рост группового доверия, поощрение совместной поддержки, а также расширение внутрикомандных коммуникаций[21].
Ролевой подход подразумевает проведение дискуссии и переговоров среди членов команды относительно их ролей. Командное поведение может быть изменено в результате изменения распределения, индивидуального восприятия и исполнения внутригрупповых ролей.
Проблемно-ориентированный подход направлен на организацию спланированных встреч с группой специалистов в рамках команды, имеющих общие организационные отношения и цели. Подход включает последовательное развитие процедур по решению командных проблем и затем достижение главной цели[22].
Каждый из представленных подходов правомерен и может использоваться в реальной практике. Тем не менее, наиболее эффективным, на наш взгляд, представляется формирование команд на основе гибкой интеграции всех вышеперечисленных подходов, позволяющей сочетать достоинства и нивелировать недостатки существующих подходов[23].
Командный менеджмент строится на основе делегирования полномочий, объединения людей для достижения общих целей и распределении функциональных обязанностей наиболее эффективным образом[24]. Организация командной работы сотрудников способствует не только повышению прибыльности и рентабельности деятельности компании за счет формирования качественного кадрового потенциала, но и индивидуальному развитию каждого отдельного работника, что, в свою очередь, влечет за собой повышение заинтересованности сотрудников в достижении цели и внедрение новшеств в повседневную работу[25].
На рис. 1 представлена модель, пошагово описывающую технологию развития группы до уровня команды. Данная технология носит в первую очередь прикладной характер. Процесс разработки модели развития группы до уровня команды включает в себя четыре этапа[26].
Остановимся более подробно на каждом из этапов.
Первый этап заключается в проведении экспертного опроса среди руководителей организаций, цель которого состоит в выявлении перечня характеристик групповой и командной деятельности в организациях. Для этого может быть использована опросная анкета, построенная таким образом, чтобы в ходе перечисления критериев эксперты учитывали все основные особенности группового взаимодействия: психологические, управленческие, социальные, функционально-ролевые, экономические, профессиональные, индивидуальные и прочие[27].
Рисунок 1 – Процесс разработки модели командообразования
в организации[28]
На начальном этапе необходимо провести диагностику групповой ситуации, существующей в организации и выявить основные недостатки и преимущества текущей организации командной работы (рисунок 2) [29].
Рисунок 2 – Процедура апробации технологии развития
группы до уровня команды
Проведение предварительной диагностики текущего состояния командной деятельности представляет собой комплекс процедур социально-психологического и профессионального характера, который может включать в себя различные методики и психологические тесты в зависимости от отраслевых и групповых особенностей предприятия.
Все процедуры диагностического характера целесообразно разбить на четыре грппы для удобства обработки результатов:
– процедуры психологического характера;
– процедуры, направленные на определение особенностей межличностных отношений в команде;
– процедуры, связанные с изучением личных и профессиональных качеств членов команды;
– процедуры, направленные на исследование особенностей командной деятельности[30].
Второй этап – вторая часть анкеты – представляет собой экспертный опрос руководителей на предмет объединения названных ими в первой части характеристик в соответствующие смысловые группы[31].
На третьем этапе разработки модели развития группы до уровня команды проводится кластерный анализ полученных характеристик. Благодаря экспертному опросу выявляется перечень характеристик групповой. На следующем этапе некоторые характеристики объединяют в промежуточные смысловые группы[32]. Далее выводится результат проведенной кластеризации. Таким образом, в результате проведения данной процедуры получают укрупненные группы критериев, характеризующих тот или иной уровень развития групповой деятельности. Данные критерии являются основой формирования технологии развития группы до уровня команды[33].
Четвертый этап – это непосредственно построение модели, который включает в себя обобщение полученной информации и иллюстрацию технологии развития группы до уровня команды[34]. Модель представлена на рисунке 3[35].
Теперь рассмотрим технологию более подробно.
В основе формирования команды в организации лежат такие критерии как социально-психологическая совместимость членов команды, что выражается во взаимоотношениях между ними, и наличие общегрупповой цели, к достижению которой стремится каждый член команды, независимо от выполняемой роли.
В дальнейшем, для построения эффективной команды необходимо разработать четкую структуру распределения ролей между членами команды, которая способствовала бы наиболее эффективному достижению общей цели. В этой связи встает вопрос о выборе лидера, который координирует работу, направляет членов команды и принимает ответственные решения. Кроме того, важное значение на данном этапе имеет система коммуникаций, которая должна быть настроена таким образом, чтобы способствовать эффективной деятельности и препятствовать возникновению конфликтов[36].
Рисунок 3 – Модель развития группы до уровня команды
На следующем этапе развития команды важными составляющими выступает внутригрупповой контроль и наличие профессиональных компетенций у членов группы. Контроль деятельности членов команды должен базироваться, как на способности лидера организовать отлаженный рабочий процесс, так и на индивидуальной ответственности каждого члена команды за свою работу и за достижение общекомандных целей. Профессиональные компетенции членов команды должны отвечать не только особенностям выполняемой ими работы, но и обеспечивать способность принимать оперативные управленческие решения в меняющейся среде[37].
Высшая точка развития команды, а именно становление команды, характеризуется такими детерминантами как самосознание и саморазвитие членов команды. Это означает, что каждый работник должен обладать такими качествами, как самооценка и самоконтроль, индивидуальное развитие и инновационное мышление.
Каждый член команды признается как личность и индивидуальность, что в итоге проявляется в саморазвитии каждого человека. Благодаря данным качествам каждого отдельного члена команды, она превращается в эффективно функционирующую команду[38].
Рассмотренная модель развития команды позволяет построить команду, переходя от одного уровня развития группы до другого. Ценность модели состоит в определении и соотнесении каждого этапа развития команды с определяющими факторами, без достижения которых переход на следующий уровень невозможен. Последовательность прохождения этапов дает возможность планомерному развитию каждой личности и команды в целом[39].
Суть модели командообразования состоит в формировании из разрозненной группы людей, объединенных определенными целями деятельности, сплоченной и эффективно работающей команды[40]. Данный процесс проходит поэтапно, каждому этапу соответствует свой уровень развития команды и соответствующие показатели, характеризующие различные аспекты деятельности команды. Целью внедрения модели командообразования является достижение выполнения определенных показателей, присущих каждому уровню развития, с помощью специальных методик и подходов. Другими словами, на каждом этапе проводится определенный комплекс тренинговых процедур, направленных на устранение выявленных ранее недостатков[41].
В результате успешной реализации мероприятий команда в своем развитии переходит на следующий уровень, постепенно достигая высшей точки развития – команды. Достоинство модели и состоит в последовательности применения тех или иных процедур, выявлении и устранении недостатков.
Глава 2. Лидерские навыки и управление командой в ресторане «Макдоналдс-кристалл»
2.1.Организационно-экономическая характеристика ресторана «Макдоналдс-кристалл»
Компания " McDonald's " является мировым лидером в области быстрого обслуживания и насчитывает свыше 31 000 заведений в более чем 119 странах мира, которые каждый день обслуживают 47 млн. посетителей.
Сегодня «McDonald's» является лидером на рынке быстрого питания или фастфуда. «McDonald's» - сегодня имеет многочисленные награды такие как «Брэнд года» и «Народня Марка» и др.
К основным внутренним переменным организации относятся:
- Цели
- Задачи
- Люди
- Структура организации
- Технологии
Цель – это сведение проблемы до такого уровня, при котором она перестает вызывать неудобство и дискомфорт, становится практически неощутимой и незаметной.