Файл: Эффективный лидер и его команда (Лидерские навыки и управление командой в ресторане «Макдоналдс-кристалл»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На тему лидерства сказано и написано множество работ. Некоторые авторы выделяют более 40 разных концепций лидерства. При этом данная тема до сих пор до конца остаётся не раскрытой. 

Актуальность данной работы заключается в том, что каждое действие в организации связано с проявлением власти, которой пользуются как руководители, так и исполнители. Власть проявляется через каналы власти, к которым относится: власть принуждения, влияния, компетенции, информации, должностного поведения, авторитета, власть награждать. Когда индивидуум оказывает влияние на поведение членов группы без использования принудительных форм власти, речь идёт о проявлении лидерства. Организация придаёт большое значение лидерству из-за необходимости выбирать и выдвигать на руководящие позиции индивидуумов, наиболее подходящих для управленческих функций.

Актуальность лидерства для компании «Макдоналдс» очень велика. При наличии формальных лидеров, наделенных властью на основе должностных инструкций, немало важную роль играют те сотрудники, которые являются так называемыми неформальными лидерами. Они способны в кризисные моменты для компании, когда руководство не может охватить весь спектр решаемых вопросов, скоординировать, вдохновить и поддержать работников для достижения целей организации (эффективно управлять командой). Именно такие сотрудники обладают и несут в себе набор лидерских навыков, способствующих карьерному росту в компании.

Природа лидерства проявляется как личностными качествами человека, так и средой, в которой осуществляется деятельность компании. Для эффективного управления компанией необходимо изучение всех этих вопросов.

Цель данной работы заключается в прослеживании влияния лидерских навыков инструктора по обучению на работу в команде.

Задачи работы:

  • Дать определения понятиям лидер, команда
  • Определить модель эффективного лидера в компании
  • Представить организационно-экономическую характеристику компании на примере ресторана «Макдоналдс-кристалл»
  • Описать структуру персонала «Макдоналдс»
  • Проанализировать лидерские навыки инструктора по обучению и управление командой в компании «Макдоналдс»
  • Разработать рекомендации по совершенствованию командной работы в «Макдоналдс»

Объект исследования является деятельность компании «Макдоналдс» на примере ресторана «Макдоналдс-кристалл».

Предмет исследования - процесс взаимодействия между членами бригады ресторана и инструкторами; лидерские навыки инструктора по обучению.


В первой главе рассмотрено теоретическое обоснование понятий «лидер», «лидерство» и «команда». Во второй главе рассматривается организационно-экономическая характеристика компании «Макдоналдс» на примере ресторана«Макдоналдс-кристалл», модель эффективного лидера в компании, а также даются рекомендации и мероприятия по улучшению имеющейся командной работы в ресторане «Макдоналдс-кристалл».

В заключении сделаны выводы по всем рассматриваемым вопросам данной работы. 

Глава 1. Теоретические основы лидерства и команды

1.1 Понятие лидер, лидерство

Для менеджмента первостепенный интерес представляет руководитель организации как человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Его цель – влиять на других людей таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации.

Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации; способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, возможность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки.

Лидерство – это не занимаемая должность, а выполняемые действия.

Настоящим лидером является тот, кто может четко объяснить людям свое видение и затем добиться того, чтобы люди сделали это видение реальностью.

В любом коллективе существует два лидера – формальный и неформальный. Причем роль каждого выполняют разные люди, и сочетание формального и неформального лидера в одном человеке – явление, крайне редкое, практически невозможное.

Формальным лидером зачастую выступает руководитель или начальник, то есть лицо, занимающее главную роль в компании или обществе. Одной из функций формального лидера является управление рабочим процессом, контроль над остальными людьми (сотрудниками, подчиненными).

Неформальный лидер – человек, не имеющий официальных полномочий и должности руководителя, но по причине стечения нескольких факторов (личные качества, модель поведения, опыт и др.) занимает в коллективе положение негласного лидера, «серого кардинала».

Отличия формального и неформального лидера состоят в том, что:


  • формальный лидер обладает более высокой должностью и потому, имеет больше властных полномочий, чем неформальный лидер;
  • неформальный лидер в своей деятельности делает ставку на людей и отношения между ними: в трудную минуту он способен разрядить обстановку, создать в коллективе позитивную атмосферу. В то время как формальный лидер заботиться лишь о выполнении обязательного объема работы точно в срок;
  • формальный лидер в своей деятельности руководствуется нормативными документами (положениями, инструкциями, правилами и т.д.), а неформальный лидер опирается лишь на свой авторитет и отношения с другими людьми.

1.2.  Специфика и сущность команды как разновидности группы

Обычно в понятие «команда» вкладывается следующий смысл. Команда — это группа людей, обычно небольшая, порядка 10–12 человек, эффективно взаимодействующая между собой в направлении достижения организационных целей.

Основным условием существования команды считается то, что каждый ее участник направляет свою активность на эффективную работу организационной системы, в которой он участвует[1]. Как правило, считается, что если коллектив называется «команда», то все его члены максимально мотивированы на организационные цели и ценности, и, как правило, получают максимальное удовлетворение от работы в команде. При этом имеется в виду аналогия со спортивной командой со всеми вытекающими из этого аналогиями[2].

Можно дать несколько определений термину команда и выявить их особенности (см. таблицу 1).

Таблица 1

Понятие команды[3]

Определение

Примечания

1

2

Команда - это группа из двух или более людей, которые регулярно взаимодействуют и координируют свою работу для достижения общей цели

Взаимодействующая группа

Команда - это формальная группа, которая состоит
из связанных между собой людей, которые совместно отвечают за достижение намеченной цели

Достижение цели группой
людей

Команда - это группа из двух или более индивидов, которые для достижения определенной цели координируют свои действия и трудовые усилия, с учетом реальных качеств ее участников

Достижение цели с учетом
качеств сотрудников

Команда - это небольшая группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей

Достижение цели с учетом
взаимодополняющих качеств
сотрудников


Исходя из этих определений, можно выделить существенные признаки, которые как раз и могут в полной мере дать понимание термина «команда», а именно:

– совместная работа;

– отработанные процедуры взаимодействия;

– участники продуманно позиционированы;

– направленность на достижение общей цели.

В ряде исследований показано, что существует определенное различие в понятии команды в России и на Западе. В России под командой часто понимается сплоченный коллектив, участники которого находятся в дружеских отношениях, доверяют друг другу[4]. Для выделения наиболее важных признаков коллектива как команды часто используются прилагательные «дружная и сплоченная» команда[5]. Основными критериями команды в этом случае считаются дружественность отношений, сплоченность и взаимопонимание. В западной традиции во главу угла обычно ставится организационная эффективность. Коллектив работает как команда, если он показывает высокую эффективность. Основным критерием команды при этом считается эффективное взаимодействие участников команды в направлении достижения организационных целей[6].

Нам наиболее близок второй подход к понятию команды.

Другой аспект деятельности организационного коллектива как команды — это условия, при которых достигается эффективное взаимодействие участников. Анализ условий эффективного взаимодействия показывает, что традиционная схема диагностики и анализа командной деятельности как организационной деятельности, характеризуемой набором вполне определенных характеристик, является ограниченной[7].

Команду характеризует целый ряд признаков:

  • команда включает в себя двух и более человек;
  • команда имеет свою индивидуальность, которая не совпадает с индивидуальными качествами ее членов;
  • команда имеет внешние связи с другими командами и коллективами, а также внутренние - между членами команды;
  • команда имеет четкую, упорядоченную структуру;
  • команда периодически оценивает свою эффективность;
  • цели, которые поставлены перед командой, нем могут быть достигнуты
    отдельными ее членами из-за существующих ограничений по времени и ресурсам[8].

Таблица 2

Внутренние и внешние факторы выбора варианта работы[9]


Предпочтительна работа в команде

Предпочтительна работа в одиночку или в группе

При решении сложных задач и проблем

При решении простых задач

При множестве вариантов решений

При ограниченном разнообразии мнений

При необходимости высокой самоотдачи

При условии срочного выбора решения

Широкий диапазон компетентности

Узкий диапазон компетентности

Командная работа невозможна, если работу нужно сделать за сжатые сроки. Для выработки решений в работе команды нужно больше времени, чем если бы решения принимала группа, так как в команде предполагается постоянное взаимодействие и нахождение консенсуса по принятию решения.

Одно из условий, определяющих разные требования к формированию и существованию команд, — корпоративная культура. Если считать, что основным критерием команды выступает эффективное взаимодействие ее участников, то условия этого эффективного взаимодействия будут различными в разных культурах[10].

В литературе по организационной психологии преобладает подход к анализу команды как организационной системы c определенным набором признаков. Однако, в разных организациях и разных организационных культурах существуют различные подходы к этому вопросу. Так, например, опрос менеджеров разного ранга и сотрудников разных организаций показал, что в организациях с менеджментом западного типа командой называют эффективную организационную структуру, а в организациях, где сильны традиции советского периода, понятие «команда» связывают с понятием «коллектив» [11]. При этом в качестве основных признаков команды называются следующие: 1) мы вместе работаем; 2) у нас хорошие отношения; 3) мы доверяем друг другу. Иными словами, имеют место принципиальные различия между пониманием сущности команды в западной и российской обыденных культурах[12].

Таким образом, понятие команды, требования к ней и процесс ее формирования определяются типом организационной культуры, в которой команда создается[13].

С повышением уровня ответственности понимание команды должно переходить с уровня хороших межличностных отношений на уровень эффективного взаимодействия между сотрудниками[14]. Иными словами, для руководителей организации и топ-менеджеров в большей степени свойственно понимание команды как коллектива людей, эффективно взаимодействующих между собой в направлении достижения организационных целей, а для рядовых работников — как коллектива людей, между которыми установились теплые межличностные отношения[15].