Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Межрайонная ИФНС России №17 по Московской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты управления

1.1. Понятие и факторы стрессов в современной организации

1.2. Содержание стресс-менеджмента

Выводы по Главе

Менеджер, для того чтобы повысить производительность труда должен заботиться о здоровье своих сотрудников путем стресс-менеджмента. Специалист по стресс-менеджменту обучает сотрудников вовремя диагностировать первые симптомы стресса и принимать оперативные и адекватные меры.

Глава 2. Практика управления стрессами в Межрайонной ИФНС России №17 по Московской области

2.1. Исследование стрессоустойчивости и  уровня саморегуляции руководителей Межрайонной ИФНС России №17 по Московской области

2.2. Оценка стресскомпетентности работников Межрайонной ИФНС России № 17

Руководителю Межрайонной ИФНС России №17 необходимо учитывать жесткость формальной организации, какой является налоговая служба, и выбирать методы профилактики стрессов с учетом специфики деятельности в определенных структурных подразделениях[40]. Реализация организационно-управленческой функции в профессиональной деятельности руководителя всегда связана с решением различных организационных, управленческих и социально-трудовых проблем, которые могут принимать форму деструктивных конфликтов и вызывать ухудшение морально-психологического климата в коллективе. Многим руководителям Межрайонной ИФНС России №17 самого различного уровня не хватает специальных знаний и компетенций в сфере управления стрессами. Актуальной является проблема формирования стрессокомпетентности руководителей и сотрудников Межрайонной ИФНС России №17[41].

В процессе исследования проведен опрос, в котором приняли участие сотрудники Межрайонной ИФНС России №17. Было опрошено 18 сотрудников Межрайонной ИФНС России №17 (возраст респондентов: 25-30 лет). Всем респондентам был заданы вопросы: «Какими компетенциями в сфере управления стрессами в подразделениях Межрайонной ИФНС России №17 обязательно должен обладать руководитель (сотрудник)?:

в области диагностики стресс-факторов, вызывающих повышение уровня профессионального стресса сотрудников в процессе профессиональной деятельности;

в области профилактики профессионального стресса и синдрома профессионального выгорания сотрудников;

в области формирования технологии управления профессиональными стрессами в подразделениях организации;

в области медиативной деятельности, направленной на урегулирование конфликтного взаимодействия оппонентов;

в области проведения комплекса обучающих (корпоративных) тренингов, направленных на формирование стресскомпетентности руководителей и сотрудников Межрайонной ИФНС России №17;

в области проведения переговоров в сложных (кризисных, стрессовых) ситуациях;

в области возможных копинг-стратегий сотрудников службы в стрессовых ситуациях;

в области формирования карт стресса для различных категорий сотрудников Межрайонной ИФНС России №17;

в области создания нормативно-документационного обеспечения технологии управления стрессами в подразделениях Межрайонной ИФНС России №17.

2.3. Оценка уровня стрессогенности в Межрайонной ИФНС России №17

Выводы по Главе

Глава 3. Рекомендации по формированию стресскомпетентности руководителей Межрайонной ИФНС России №17

Формирование стресскомпетентности руководителей и сотрудников Межрайонной ИФНС России №17 необходимо осуществлять в рамках системы повышения квалификации персонала. Одной из организационных форм обучения персонала могут быть обучающие и корпоративные тренинги. В связи с этим предлагается проведение обучающего тренинга «Технологии профилактики профессионального стресса сотрудников». В ходе проведенных бесед с руководителями и сотрудниками Межрайонной ИФНС России №17 было выявлено, что проблема профилактики профессионального стресса работников является очень актуальной. Фрагмент программы тренинга по теме «Технология профилактики профессионального стресса работников организации» представлен в таблице 3.

Выводы по Главе

Формирование стресскомпетентности руководителей и сотрудников Межрайонной ИФНС России №17 необходимо осуществлять в рамках системы повышения квалификации персонала. Участие всех категорий персонала в обучающих корпоративных тренингах, обеспечивает формирование стресскомпетентности сотрудников и руководителей подразделений службы, что позволяет осуществлять профилактику стрессов, формировать эффективный управленческий резерв, способствовать эффективному функционированию и развитию Межрайонной ИФНС России №17.

Заключение

Менеджер, для того чтобы повысить производительность труда должен заботиться о здоровье своих сотрудников путем стресс-менеджмента. Специалист по стресс-менеджменту обучает сотрудников вовремя диагностировать первые симптомы стресса и принимать оперативные и адекватные меры.

Формирование стресскомпетентности руководителей и сотрудников подразделений Межрайонной ИФНС России №17 необходимо осуществлять в рамках системы повышения квалификации персонала. Участие всех категорий персонала в обучающих корпоративных тренингах, обеспечивает формирование стресскомпетентности сотрудников и руководителей подразделений службы, что позволяет осуществлять профилактику стрессов, формировать эффективный управленческий резерв, способствовать эффективному функционированию и развитию Межрайонной ИФНС России №17.

Список литературы

Таблица 3

Программа тренинга «Технология профилактики профессионального стресса работников организации»[47]

Название тренинга

«Технология профилактики профессионального стресса работников организации»

1

2

Целевая аудитория

Руководитель, специалисты службы управления персоналом, сотрудники (различных категорий).

Диагностический этап тренинга
(предтренинговая
подготовка)

Анализ потребностей в тренинге: какие категории персонала и каким методам, приемам необходимо обучить; структура и содержание программы тренинга; анализ потребностей организации (кадровая политика, стратегия развития организации, уровень квалификации кадрового
потенциала, организационная культура, морально-психологический климат, уровень конфликтности и профессионального стресса сотрудников, существующая система управления конфликтами и стрессами).

Продолжение таблицы 3

Содержание

1

2

Концептуальный этап тренинга
Цель

Формирование профессиональных компетенций, необходимых для реализации организационно-управленческой,
информационно-методической, коммуникативной, проектной, исполнительской деятельности.

Задачи

Формирование у сотрудников системных представлений о
профессиональном стрессе, его причинах, проявлениях и последствиях; формирование умений реализовывать программы обучения приемам стресс-менеджмента; предоставление руководителю и сотрудникам учебно-методических материалов и документационного обеспечения для практического освоения средств и приемов стресс-менеджмента.

Первый день тренинга
Тема 1. Формула профессионального стресса сотрудников
организации. Стресс. Виды стресса. Эутстресс и дистресс. Понятие и факторы профессионального стресса. Профессиональный, психологический, организационный стресс. Реакции сотрудника в ситуации профессионального стресса. Симптомы и психодиагностика стресса. Основные психологические составляющие профессионального выгорания сотрудников службы. Организационные и личностные факторы выгорания. Методики на определение актуального уровня стресса, выраженности тревожности, синдрома эмоционального и профессионального выгорания. Стресс руководителя и стресс персонала. Стресс различных категорий сотрудников службы.

Практикум №1. «Диагностика актуального уровня и симптомов стресса».

Тема 2. Источники последствия профессионального стресса. Особенности профессиональной деятельности.

Практикум № 2. Опросник «Профессиональное выгорание.
Практикам № 3. Методика «Эмоциональное выгорание».

Название тренинга

Технология профилактики профессионального стресса
работников организации. Организационные факторы. Понятия «психическое здоровье», «профессиональное здоровье», «экстремальные условия». Стресс-факторы абсолютного характера. Стресс-факторы опосредующего характера. Субъективные, поведенческие, познавательные, физиологические, организационные последствия профессионального стресса. Методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса. Разбор сложных стрессовых ситуаций с точки зрения их оптимизации. Карты стресса для различных категорий сотрудников службы.

Аналитический этап тренинга

Обсуждение результатов тренинга и отношения работников к нему. (Анкетирование и интервьюирование участников тренинга)


Продолжение таблицы 3

1

2

Результат

По результатам прохождения данного тренинга слушатели должны: знать причины и источники возникновения профессионального стресса; владеть приемами психопрофилактики профессионального стресса, проводить диагностику уровня профессионального стресса; формулировать практические рекомендации для антистрессового управления персоналом; уметь анализировать организационные условия и профессиональные факторы, способствующие развитию профессионального стресса.

Методы, средства и организационные формы программы обучения

Для обеспечения максимальной эффективности обучение проводится в виде проблемных лекций, мини-лекций, веб-семинаров, организационно-деятельностных игр-дискуссий, дебатов, обсуждения и картографирования конкретных конфликтных ситуаций, деловых игр, практических занятий.

Формы контроля

Во время проведения тренинга участники выполняют различные практические задания. В процессе работы предусмотрены ответы на вопросы участников, обсуждение конкретных стрессовых ситуаций, возникавших у самих участников тренинга.

Выводы по Главе

Формирование стресскомпетентности руководителей и сотрудников Межрайонной ИФНС России №17 необходимо осуществлять в рамках системы повышения квалификации персонала. Участие всех категорий персонала в обучающих корпоративных тренингах, обеспечивает формирование стресскомпетентности сотрудников и руководителей подразделений службы, что позволяет осуществлять профилактику стрессов, формировать эффективный управленческий резерв, способствовать эффективному функционированию и развитию Межрайонной ИФНС России №17.

Заключение

Работа в современной организации сопряжена с многочисленными и сильными стрессами. Организационный стресс — психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в конкретной организационной структуре (в организации или в ее подразделении, фирме, корпорации), а также с поиском новых неординарных решений при форс-мажорных обстоятельствах.

Под стресс-менеджментом понимается процесс управления стрессом, который включает в себя три главных направления: профилактику факторов, вызывающих стресс (стрессоров); уменьшение напряжения от неизбежных стрессоров; организацию системы преодоления их негативных последствий. Миссия стресс-менеджмента заключается в том, чтобы помочь людям сохранять их эффективность и обеспечивать их безопасность при осуществлении ими деятельности в зонах низкой компетентности и некомпетентности. В стресс-менеджменте профессиональной деятельности можно выделить два основных уровня: управление стрессами на уровне организации и управление стрессами на уровне отдельной личности.


Менеджер, для того чтобы повысить производительность труда должен заботиться о здоровье своих сотрудников путем стресс-менеджмента. Специалист по стресс-менеджменту обучает сотрудников вовремя диагностировать первые симптомы стресса и принимать оперативные и адекватные меры.

Профессиональная деятельность менеджеров сопровождается максимальными по объему и интенсивности физическими и психическими нагрузками, сложностью и многообразием решаемых задач в условиях дефицита времени и информации, постоянным риском. Стресс, являясь психофизиологическим феноменом, неразрывно сопряжен с профессиональной деятельностью руководителя и существенно влияет на ее эффективность, в ряде случаев значительно снижая ее, а также может обусловливать возникновение различных заболеваний и невротических процессов.

На базе Межрайонной ИФНС России №17 проведено исследование уровня саморегуляции и стрессоустойчивости руководителей (опрошено 10 руководителей). Использованы следующие методики: опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросановой); «ИВР» (опросник исследования волевой регуляции Е.Г. Комаровой); тест самооценки стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансона, Бостонский университет).

По результатам исследования выявлено: уровень стилевой регуляции у руководителей службы низок и неоднороден; не достаточно сформированы навыки планирования, программирования, оценки результатов, гибкость. Такие компоненты, как моделирование и общий уровень саморегуляции развиты еще меньше. В то же время воловые регуляторы достаточно развиты. При этом многие компоненты саморегуляции оказывают влияние на стрессоустойчивость руководителя. Это такие элементы, как прогностическая функция, способность к моделированию, преодоление препятствий, а также общий уровень саморегуляции. Обнаружена также значимая связь стрессоустойчивости с такими характеристиками менеджеров, как эмоциональный самоконтроль и самоконтроль в сфере деятельности.

С целью изучения стресс-факторов организационной среды среди сотрудников Межрайонной ИФНС России №17 был проведен стресс-мониторинг. Выявлено, что величина стрессовой нагрузки на сотрудников не превышает критический уровень и не провоцирует дезорганизацию трудовых процессов, но, тем не менее, заслуживает внимания.

Многим руководителям Межрайонной ИФНС России №17 самого различного уровня не хватает специальных знаний и компетенций в сфере управления стрессами. Актуальной является проблема формирования стресскомпетентности руководителей: практически все сотрудники (93%) хотели бы повысить уровень своей стресскомпетентности.


Формирование стресскомпетентности руководителей и сотрудников подразделений Межрайонной ИФНС России №17 необходимо осуществлять в рамках системы повышения квалификации персонала. Участие всех категорий персонала в обучающих корпоративных тренингах, обеспечивает формирование стресскомпетентности сотрудников и руководителей подразделений службы, что позволяет осуществлять профилактику стрессов, формировать эффективный управленческий резерв, способствовать эффективному функционированию и развитию Межрайонной ИФНС России №17.

Список литературы

  1. Бычков А.В. Психология конфликтов в подразделениях службы и способы их разрешения: монография. - М.: Изд-во Российской академии, 2014. – С. 12.
  2. Валаханович С.А. Профилактика стресса и психологическое здоровье руководителя // Проблемы управления (Минск). 2014. № 3 (52). С. 78-81.
  3. Жданова О.Н. Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности // В мире научных открытий. 2011. № 6. С. 105.
  4. Калмыкова О.Ю. Повышение квалификации управленческого и исполнительского персонала с целью развития конфликтологической компетентности // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Экономические науки. - №(3)13. - 2014. – С. 9.
  5. Ковалёва О.А. Совладание руководителей со стрессом на рабочем месте // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19. № 4. С. 149-152.
  6. Макарченко Т.А. Проблема саморегуляции руководителя в условиях профессионального стресса // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 1. С. 84-87.
  7. Оксинойд К.Э. Стресс-мониторинг для чего и как проводим методика оценки уровня стрессогенности организационной среды "Кадровик. Кадровый менеджмент". – №5. – М., 2009. – С. 51.
  8. Правдина К.А., Зак Л.В. Построение модели управления конфликтами и стрессами в организации // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА сборник научных статей. Самара, 2015. С. 39-43.
  9. Шабанова Т.Л. Психология профессионального стресса и стресс-толерантности // Учебное пособие / Саратов, 2014. – С. 12.
  10. Шкляр Т.Л. Стресс на работе. Инструкция для руководителей // European Journal of Economics and Management Sciences. 2015. № 3. С. 32-34.
  1. Шкляр Т. Л. Стресс на работе. Инструкция для руководителей // European Journal of Economics and Management Sciences. 2015. № 3. С. 32-34.

  2. Жданова О. Н. Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности // В мире научных открытий. 2011. № 6. С. 105.

  3. Ковалёва О. А. Совладание руководителей со стрессом на рабочем месте // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19. № 4. С. 149-152.

  4. Правдина К. А., Зак Л. В. Построение модели управления конфликтами и стрессами в организации // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА сборник научных статей. Самара, 2015. С. 39-43.

  5. Ковалёва О. А. Совладание руководителей со стрессом на рабочем месте // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19. № 4. С. 149-152.

  6. Шабанова Т. Л. Психология профессионального стресса и стресс-толерантности // Учебное пособие / Саратов, 2014. – С. 12.

  7. Жданова О. Н. Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности // В мире научных открытий. 2011. № 6. С. 105.

  8. Шкляр Т. Л. Стресс на работе. Инструкция для руководителей // European Journal of Economics and Management Sciences. 2015. № 3. С. 32-34.

  9. Ковалёва О. А. Совладание руководителей со стрессом на рабочем месте // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19. № 4. С. 149-152.

  10. Жданова О. Н. Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности // В мире научных открытий. 2011. № 6. С. 105.

  11. Ковалёва О. А. Совладание руководителей со стрессом на рабочем месте // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19. № 4. С. 149-152.

  12. Шкляр Т. Л. Стресс на работе. Инструкция для руководителей // European Journal of Economics and Management Sciences. 2015. № 3. С. 32-34.

  13. Жданова О. Н. Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности // В мире научных открытий. 2011. № 6. С. 105.

  14. Шкляр Т. Л. Стресс на работе. Инструкция для руководителей // European Journal of Economics and Management Sciences. 2015. № 3. С. 32-34.

  15. Шабанова Т. Л. Психология профессионального стресса и стресс-толерантности // Учебное пособие / Саратов, 2014. – С. 12.

  16. Валаханович С. А. Профилактика стресса и психологическое здоровье руководителя // Проблемы управления (Минск). 2014. № 3 (52). С. 78-81.

  17. Жданова О. Н. Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности // В мире научных открытий. 2011. № 6. С. 105.

  18. Ковалёва О. А. Совладание руководителей со стрессом на рабочем месте // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19. № 4. С. 149-152.

  19. Макарченко Т. А. Проблема саморегуляции руководителя в условиях профессионального стресса // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 1. С. 84-87.

  20. Валаханович С. А. Профилактика стресса и психологическое здоровье руководителя // Проблемы управления (Минск). 2014. № 3 (52). С. 78-81.

  21. Ковалёва О. А. Совладание руководителей со стрессом на рабочем месте // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19. № 4. С. 149-152.

  22. Жданова О. Н. Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности // В мире научных открытий. 2011. № 6. С. 105.

  23. Шабанова Т. Л. Психология профессионального стресса и стресс-толерантности // Учебное пособие / Саратов, 2014. – С. 12.

  24. Правдина К. А., Зак Л. В. Построение модели управления конфликтами и стрессами в организации // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА сборник научных статей. Самара, 2015. С. 39-43.

  25. Правдина К. А., Зак Л. В. Построение модели управления конфликтами и стрессами в организации // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА сборник научных статей. Самара, 2015. С. 39-43.

  26. Шабанова Т. Л. Психология профессионального стресса и стресс-толерантности // Учебное пособие / Саратов, 2014. – С. 12.

  27. Валаханович С. А. Профилактика стресса и психологическое здоровье руководителя // Проблемы управления (Минск). 2014. № 3 (52). С. 78-81.

  28. Макарченко Т. А. Проблема саморегуляции руководителя в условиях профессионального стресса // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 1. С. 84-87.

  29. Жданова О. Н. Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности // В мире научных открытий. 2011. № 6. С. 105.

  30. Правдина К. А., Зак Л. В. Построение модели управления конфликтами и стрессами в организации // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА сборник научных статей. Самара, 2015. С. 39-43.

  31. Макарченко Т. А. Проблема саморегуляции руководителя в условиях профессионального стресса // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 1. С. 84-87.

  32. Шабанова Т. Л. Психология профессионального стресса и стресс-толерантности // Учебное пособие / Саратов, 2014. – С. 12.

  33. Валаханович С. А. Профилактика стресса и психологическое здоровье руководителя // Проблемы управления (Минск). 2014. № 3 (52). С. 78-81.

  34. Правдина К. А., Зак Л. В. Построение модели управления конфликтами и стрессами в организации // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА сборник научных статей. Самара, 2015. С. 39-43.

  35. Правдина К. А., Зак Л. В. Построение модели управления конфликтами и стрессами в организации // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА сборник научных статей. Самара, 2015. С. 39-43.

  36. Шабанова Т. Л. Психология профессионального стресса и стресс-толерантности // Учебное пособие / Саратов, 2014. – С. 12.

  37. Составлено по результатам опроса.

  38. Составлено по результатам опроса.

  39. Составлено по результатам опроса.

  40. Бычков А.В. Психология конфликтов в подразделениях службы и способы их разрешения: монография. - М.: Изд-во Российской академии, 2014. – С. 12.

  41. Калмыкова О.Ю. Повышение квалификации управленческого и исполнительского персонала с целью развития конфликтологической компетентности // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Экономические науки. - №(3)13. - 2014. – С. 9.

  42. Составлено по результатам опроса.

  43. Оксинойд К.Э. Стресс-мониторинг для чего и как проводим методика оценки уровня стрессогенности организационной среды "Кадровик. Кадровый менеджмент". – №5. – М., 2009. – С. 51.

  44. Составлено по результатам опроса.

  45. Составлено по результатам опроса.

  46. Составлено по результатам опроса.

  47. Разработано автором.